САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Наша почта
Наша группа в FaceBook. Присоединяйтесь.
Наша группа в ВК. Присоединяйтесь.
Выбор темы
опубликовано 2011-03-18
другие работы автора  |  обсуждение  
Подводная лодка "Mariotte" Q74 (Дарданеллы, июль 1915 г.)
U-boat laboratorium 1:350
Всеслав Дьяконов
aka Всеслав
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Француженка в боевом макияже
    Эта подлодка с очень оригинальным силуэтом появилась на свет как развитие ПЛ типа "Émeraude", строившихся во Франции в 1903 году. Низкие мореходные качества лодок и слабое вооружение вызвало к жизни объявленный в 1906 году Морским министерством конкурс на проект лучшей ПЛ. М.Radiguer в рамках данного конкурса представил проект субмарины с развитой надстройкой в передней части корпуса, которая придавала силуэту ПЛ что-то жюльверновское и скрывала в себе верхнюю часть рубки и два торпедных аппарата системы Джевецкого (за откидными панелями) (а также спасательный ботик в оставшемся пространстве). Всего же торпедных аппаратов было шесть (четыре находились в носу лодки).
   Проект понравился заказчикам, и в 1910-1911 году ее построили в Шербургском арсенале, спустив на воду 2 февраля 1911 года. Еще два года ушло на достройку и дооснащение, и лишь 5 февраля 1913 года лодка была зачислена в состав флота.
   Надежды на кардинальное улучшение мореходности лодка не оправдала, ее долго строили, и к моменту ввода в строй имелись уже более удачные ПЛ, поэтому серии не последовало - "Мариотт" остался единственным в своем роде.
   С началом Первой Мировой лодка вошла в состав средиземноморской эскадры. Когда в феврале 1915 года союзники начали Дарданелльскую операцию, лодка вошла в состав дивизиона французских ПЛ. 27 июля 1915 года при попытке прорыва в пролив в подводном положении, лодка запуталась в противолодочных сетях, всплыла и была расстреляна турецкими береговыми батареями у мыса Чанак-кале. Экипаж попал в плен.
   
   Неказистая боевая история ПЛ вполне искупается необычной конструкцией и эффектным камуфляжем, который она несла во время Дарданелльской операции.
   Модель данной ПЛ в масштабе 1:350 выпускается небольшой смоляной фирмой U-boat Laboratorium из С.-Петербурга. Модель производит весьма приятное впечатление тщательной проработкой мелочей, в комплекте идет небольшой листочек травленки и точеные втулки винтов. Качество литья приятное, хотя на дне лодки обнаружились и раковины, и усадки, которые пришлось шпаклевать. Материалов по ПЛ очень немного, хотя нашлись и теоретические обводы корпуса, а вот фотографий всего-ничего, и большинство их представлены на сайте у производителя. Хотя, при сравнении с чертежами, и становится ясно, что фирма немного промахнулась с поперечным сечением носовой надстройки, лодка весьма похожа на себя на фотографиях.
   Это был мой первый опыт судостроения в 350-м масштабе. Доработок было сделано немного. Вместо травленых и переразмереных уток были сделаны свои, из пластика. Отлитые зацело с корпусом скоб-трапы по бокам носовой надстройки срезаны и заменены на проволочные. Флагштоки и съемная мачта (использовавшаяся для подъема сигнальных флагов) вместо травленых были сделаны из латунной проволоки, мачта при этом для получения нужного конусного профиля обтачивалась на шкурке. Травленый складной щит, устанавливавшийся для впередсмотрящего, по ширине оказался чересчур велик, поэтому я его обрезал и сделал уложенным на палубу.
   Травление в целом оставило неплохое впечатление, хотя леерные ограждения и толстоваты, но паять их самостоятельно я не решился. Один из винтов, уже собранный, со всеми красивыми точеными втулками и конусом, пришлось делать самостоятельно - родной сорвался с пинцета и улетел, при безуспешных попытках насадить его на слишком толстую ось вала (прилагавшуюсю в комплекте проволоку).
   Модель изначально планировалось красить в эффектный камуфляж. По документальному фото я счел, что кроме базового серого использовалось еще два оттенка. Рваные полосы камуфляжа и буруны рисовались кистью акрилом Vallejo, в несколько проходов. Вид по правому борту в районе носа постарался восстановить точно по документальному фото, а дальше к корме и весь левый борт - плод фантазии, вариации на тему.
   На лодке, особенно подводной части, был применен фейдинг - техника масляных точек, для создания цветового разнообразия поверхности. Мне мнилось, что я с ним даже перебрал. Однако последующие два слоя лака и смывка сделали его не очень-то и заметным (а бился долго, обидно...). Ржавчина, потеки, смывка - маслом 502Abt.
   Самым сложным моментом оказался буквенный код МА. Проблема в том, что буквы белые (любой другой цвет я бы напечатал, сделав самопальную деку). Две попытки вырезать самостоятельно маски привели только к последовательным закрашиваниям. Тогда в отчаянии я отправился потрошить залежи декалей в Клуб-ТМ в надежде найти что-либо подходящее. И, к моей великой радости, буквы почти подходящего размера и даже почти подходящего шрифта нашлись на летрасете с обозначениями ИС-2 от MicroWorld. Напоследок на кормовой флагшток приклеен французский флаг из набора бегемотовских декалей, нанесенный на фольгу и художественно погнутый. Синий цвет у "Бегемота" вышел совершенно лазурным, пришлось подкрашивать кистью в синий.
   Итоги - перед вами.

Документальное фото (о.Мудрос, передовая база союзников во время Дарданелльской операции).

Схожий ракурс

 

За брашпилем виден съемный щит для впередсмотрящего в сложенном виде

Вот тут ошибка, точнее забывчивость. В носу - это якорь. И он сам, и поверхность вокруг него, уж конечно, не будет аккуратно окрашенной после контакта с дном и якорной цепью :)