САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы


С Днем Победы, дорогие друзья!
14 апреля 2021 г.    DiShow-2020. Опубликованы последние итоги работы жюри. Конкурс завершен. Спасибо всем участникам, все было как всегда здорово. Если вы не видите итогов по каким-либо номинациям, значит согласно Правилам эти номинации не состоялись.

Победители и призеры конкурса могут забрать свои дипломы здесь.

Дипломы для всех остальных участников можно получить здесь.

До новых встреч!
опубликовано 2011-02-14
другие работы автора  |  обсуждение  
Израильские Шерманы М-50: история развития и боевого применения

Илья Ют
aka Juy
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
РОЖДЕНИЕ М-50
    В середине 1950х основой танкового парка Армии Обороны Израиля были танки Шерман вооруженные 75мм пушками и 105мм гаубицами. Тем временем арабы начали получать технику с более мощным вооружением: Т-34-85, СУ-100 (Египет) и Pz.IV с длинноствольными пушками (Сирия). Для борьбы с ними срочно требовалось что-то сделать, поставляемые из Франции Шерманы с 76мм орудиями не обеспечивали превосходства. Решением явилось использование французской 75-мм пушки CN-75-50 с начальной скоростью снаряда 1000 м/с.
   
   CN-75-50 представляла собой французский вариант немецкой 75-мм пушки, которая ставилась на Пантеры. Французы же установили ее на легкий танк АМХ-13. АМХ-13 поставлялись в Израиль, но их бронирование было слишком слабым. Пушку решили ставить на Шерманы, коренным образом переделав башню.
   
   Надо отметить тот факт, что в 1950е Франция была единственной страной, которая сотрудничала с Израилем в военно-технической сфере. Что, впрочем, не мешало французам оснащать египетские Шерманы башнями АМХ-13 и обучать сирийских танкистов чуть ли не на одной базе с израильскими.
   
   Чтоб сохранить уровень бронезащиты Шерманов и повысить их огневую мощь пушка CN-75-50 устанавливалась в родную башню, при этом менялась передняя часть, маска, а сзади появился характерный противовес. Впоследствии танк, названный М-50, получил и другие изменения: новый двигатель, горизонтальную подвеску, ящики ЗИП итд.
   
   Танки М-50 принимали участие практически во всех арабо-израильских конфликтах с 1956 по 1973, находясь в составе регулярных и резервистских танковых и механизированных соединений. М-50 успешно противостояли арабским танкам, порой даже Т-62. Отвоевав под флагом со Звездой Давида, они отметились в войсках ливанских христиан и закончили службу уже за океаном – в Чили.
   
   М-50 был далеко не единственной израильской конверсией Шермана. Их переоборудовали и более экзотичным образом: в амбутанки, РСЗО, БТР, САУ, танки-мишени… Но это тема отдельных исследований.
   
   Данная статья же посвящена истории М-50, его эволюции, боевому применению и воспроизведению его в масштабе.
   

Израильские Шерманы, операция Кадеш, 1956 г.

Легкий танк АМХ-13

Самоходный 160-мм миномет Макмат

Амбутанк

ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТРУКЦИИ
    Прежде чем приступить к описанию истории и подсчету заклепок, необходимо определиться с терминологией. Большинство англо- и русскоязычных источников, а также модельных фирм называют М-50 - Супер-шерманом. Что в корне неверно, т.к. не соответствует оригинальной израильской терминологии. Итак, отделим мух от котлет!
   
   Начиная с 1956, в Израиле танки Шерман обозначались по типу установленного на них орудия. В ЦАХАЛе разделялись следующие модели (без деления на типы корпусов, боеукладки итд):
   
   Шерман М-1. Танки М4А1 с 76-мм пушкой и вертикальной подвеской.
   Супер-Шерман М1. М4А1 с 76-мм пушкой и горизонтальной подвеской. Эти и только эти танки в Израиле назывались Супер-Шерманами. К М-50 и М-51 это обозначение не применялось!
   Шерман М-3. Танки с 75-мм пушкой, независимо от типа корпуса.
   Шерман М-4. Гаубичный вариант со 105-мм орудием М-4. независимо от типа корпуса.
   Шерман М-50. Герой этой статьи, танк с 75-мм пушкой CN75-50, которую в Израиле переименовали в М-50.
   Шерман М-51. Танки со 105-мм пушкой CN-105-F1, со стволом, укороченным с 56 до 44 калибров.
   
   САУ и другие машины на базе Шерманов имели свою классификацию и обозначения.
   

Шерман М1 с редкими "британскими" траками

Супер-Шерман М1 на фоне монастыря молчальников в Латруне. Шестидневная Война

Канонiчный Шерман М-50

Поздний Шерман М-51

    К середине 1950х на вооружении АОИ было порядка 100-200 боеготовых М3 и М4, которые не могли эффективно противостоять арабской броне. Более мощное вооружение было установлено на легких АМХ-13, которые были куплены во Франции. Но легкий танк с бумажной броней – совсем не то что хотели израильтяне. Французский вариант 75мм пушки немецкой Пантеры решили установить в башни Шерманов, обладавших более толстой броней. Таким образом в 1953 г. Израиль решил сделать свой «Фаерфлай».
   
   На практике все было не так просто. Установка новой пушки с бОльшим откатом потребовала серьезных изменений в конструкции башни. Деревянный макет был готов только к концу 1954, а бронетанковые войска получили свой первый М-50 только в марте 1956. Помимо технических трудностей процесс приобретения промышленного оборудования, конверсионных комплектов и орудий осложнялся политическими причинами. Контракт на поставку пушек подписали только в 1955, а сами пушки начали поступать в Израиль в 1956. Кстати, существовал проект переоснащения этими пушками не только танков, но и истребителей танков М-10. Дополнительно, по результатам войсковых испытаний в Израиле в конструкцию М-50 было внесено порядка 60 мелких изменений. Поступление М-50 сдерживалось темпами поставок комплектов и пушек их Франции. В качестве промежуточного решения в 1956 был закуплено 40 Супер-Шерманов и 17 Шерманов М1.
   
   Всего к войне 1956 г. в войсках было 25 Шерманов М50. 13 танков оказались в 82м батальоне 8й регулярной бронебиргады, 12 – в 277 батальоне 27й резервистской бригады, причем последняя получала танки поштучно, прямо перед началом войны. Времени на освоение новой техники было в обрез, тем не менее, израильские танкисты справились со своей задачей. Начиная с 1956 танковые войска АОИ перестали быть просто поддержкой пехоты, доказав что могут проводить самостоятельные операции.
   
   В той войне египтяне также использовали Шерманы с французской 75мм пушкой. Но они пошли более простым путем – просто поставили башню АМХ-13 на корпус Шермана. Недостатки такого решения – недостатки АМХ-13 - башня с тонкой броней и необходимостью перезаряжать барабаны автомата заряжания после 6 выстрелов. В результате войны египетские Шерманы оказались в числе трофеев, и часть из них была переделана в М-50. Характерное отличие – по 3 дополнительных пластины накладной брони на бортах.

Трофейный египетский Шерман с башней АМХ-13. Латрун.

М-50 на базе трофейного Шермана. Видны 3 листа накладной брони и наваренные израильские поручни. Брезент на маске отсутсвует

   
    В первое десятилетие своего существования израильтяне были вынуждены доставать шерманы и другую технику всеми правдами и неправдами, из разных источников и порой в самом плачевном состоянии. Сиречь в виде металлолома. Соответственно, для переделки в М50 использовались все доступные башни и корпуса. Танки разбирались и собирались вновь. В итоге ранняя бронировка трансмиссии из 3х деталей могла оказаться на позднем корпусе от М4А3 с башней от гаубичного танка. Тем не менее, определенная стандартизация имела место.
   
   В дело шли все корпуса: ранние, поздние, литые, сварные композитные. Но подвеска использовалась только горизонтальная – VVSS (вероятно за недостатком тележек и траков горизонтальной), тележки подвески – поздние, 2х видов, катки всех типов, траки – в основном с узким шевроном, реже – с 3 грунтозацепами. марки Для уменьшения давления на грунт активно использовались и уширители траков (duckbills). Дополнительно на корпус наваривались поручни по бортам, сзади справа устанавливалась коробка телефона для связи с пехотой. Независимо от типа корпуса, на все танки ставился двигатель от М4/М4А1 с соответствующей переделкой кормовой части. На большинстве, если не на всех ставился дефлектор выхлопных газов. Стопор орудия по-походному был изменен и переехал на корму.
   
   Пушка М-50 размешалась в башнях от 75- или 105-мм орудий. Использовались различные варианты, но на всех фото присутствует люк заряжающего, но не на всех – пистолетный порт. Люки командира – обоих типов. По бортам башни – крепления дымовых гранатометов французского образца. В войне 1956 они были не на всех танках. Для установки новой пушки была существенно изменена передняя часть башни, спроектирована бронемаска. Стык между новой маской и башней закрывался чехлом от пыли. Для уравновешивания сзади башни был наварен противовес. Задняя часть башни почти полностью удалялась, оставляли только небольшую «подпорку» для новой отливки. Полая кормовая деталь обеспечивала нормальный откат орудия и уравновешивала башню Судя по фото, ее габариты и форма варьировались от танка к танку. Снаружи к ней крепился поручень, внутрь противовеса переехало радиооборудование, вентилятор и УЗИ экипажа. На ранних машинах использовались антенны английского образца. По бокам башни устанавливались дымовые гранатометы французского образца. По бокам – рымы для демонтажа башни, наверху противовеса – 2 антенны и крепления для запасного ствола 12,7-мм пулемета М2.
   

На фото хорошо видны черты ранних М-50: МТО двигателя Континенталь, запасные траки на корме, раня коробка телефона, дефлектор, поручни

Люк командира - двухстворчатый, дымовые гранатометы пустые. На ВЛД типичный моток колючей проволоки и бочонок с маслом.

На фото видна деталировка башни и доп. броня на скуле. Корпус - композитный, но с ранней крышкой трансмиссии.

М-50 с поздним 1-створчатым люком командира и пулеметом М2НВ.

   После войны внешний вид М50 незначительно изменился – на лобовом бронелисте, между бронировкой мест мехвода и его помощника появились рамки с запасными тракам, добавились также и крепления для мотка колючей проволоки, коробка телефона для связи с пехотой была заменена на новую (аналогично той что ставилась напр. на Шоты). В соответствии с книгой Р. Манашероба данная модификация получила обозначения Дегем Бет (модель Б). Другие источники обозначают так Шерманы М50 с вертикальной подвеской и двигателем Камминс.
   
   В дальнейшем конверсия Шерманов в вариант М50 шла медленно, 50й танк был готов в 1959, сотый – в 1961, последний – в 1964, почти через 10 лет после начала программы. Всего было конверсировано 180 танков (по другим данным – 300, что менее вероятно). Работая над М-50, израильская промышленность получила опыт которого у нее не было.
   
   В начале1960 г. в Израиль начались поставки 460-сильных дизельных двигателей Камминс. Вероятно, что в начале 60х в войсках параллельно эксплуатировались М50 с обоими типами двигателей.
   
    Для установки нового двигателя была кардинально переделана кормовая часть танка. Сверху вместо одной массивной крышки воздухозаборника в центре появилось две – по бокам, выхлопная труба – аналогично той, которая была на М4А3, слева по ходу, двери доступа к мотору (на всех корпусах кроме М4А4) были установлены не заподлицо, а на определенном расстоянии от корпуса для чего сделали локальное удлинение корпуса. К Шестидневной Войне 1967г. все М50 были оснащены двигателями Камминс, горизонтальной подвеской (HVSS) и навесным оборудованием (ящики ЗИП, крепления канистр, запасных траков и катков). Также имели место и мелкие изменения: были удалены поручни по бортам, на многие машины ставился ксеноновый прожектор над пушкой, антенны на некоторых машинах были вынесены за габариты башни, все машины получили пистолетные порты, незначительно изменились конструкция стопора орудия, расположение инструмента. К Войне Судного Дня в 1973 на М50 дополнительно были добавлены жалюзи на надмоторном бронелисте. К середине 1970х выхлоп был перенесен на верх корпуса, между жалюзи, прежний выход на корме был закрыт заглушкой. Вероятно в это же время крепление запасного ствола М2 переехало с башни на крышу корпуса справа, над ящиком ЗИП, а антенны были позже заменены на более современные (аналогичные тем что сейчас на всей технике АОИ). Дополнительно стоит отметить что использовались пулеметы М2 с обоими типами стволов, расположение инструментов и типы буксировочных петель незначительно различались в зависимости от типа корпуса. В конце своей боевой карьеры часть М50 были переоборудованы в неподвижные ДОТы в Иудее и Самарии, а также на побережье. При переоборудовании демонтировали двигатели, частично – ходовую часть. Закрывали все это листами металла, подходы оборудовали бетонными блоками. Этим исчерпывается история модернизации М50 для нужд ЦАХАЛя.

Примерная схема эволюции моторного отделения двигателей Камминс

Надмоторный лист Шерман-Краба соответствует тому что было на М-50 в Шестидневную войну

Двери доступа к двигателю на "коротких" корпусах

Корма позднего М-50

    В Ливане в конструкцию М50 ничего нового не вносилось, максимум – добавляли крепление 2го пулемета на башню и вешали свои таблички с регистрационными номерами. Часть танков там переделали в БТР, заменив башни примитивным десантным отделением с открытым верхом.
   
   Танки, которые экспортировались в Чили (начиная с 1984 г.), были серьезно модернизированы. Изменения коснулись вооружения и двигателя. Прежняя 75мм пушка была заменена на новую разработку – 60мм «гиперскоростную» пушку HVMS, которая по бронепробиваемости превосходила даже 105-мм орудие Паттонов. Скорость снаряда – 1620 м/с, вес орудия – всего 700 кг. Конструкция башни не претерпела значительных изменений, внешне новое орудие выглядит тоньше, на нем нет дульного тормоза, но есть эжектор. 60-мм пушками оснащалась и другая чилийская техника. Новым двигателем стал дизель производства GM. Соответственно сильно изменилась кормовая часть машины. К более мелким изменениям относятся установка корзины для имущества экипажа на корме по типу М51 (сами М51 также поставлялись в Чили, но с родным вооружением), измененный стопор орудия по-походному, новый воздушный дефлектор на корме, антенные вводы, перенесенные на борта противовеса башни. Своими силами чилийцы устанавливали орудия примерно на половине М50, переработали систему отката и автоматического заряжания. Курсовой пулемет убрали, освободив место для дополнительного боекомплекта, установили пассивные ИК перископы (на корпусах с 56-градусной лобовой плитой наваривали бронировку под него). Всего в Чили было поставлено 65 танков М50.
   

Ливанский М-50

БТР на базе М-50

Чилийские М-50

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
    Шерманы М-50 появились в АОИ накануне операции «Кадеш» (2я арабо-израильская война, Синайская кампания 1956г.). На освоение новой техники у экипажей было буквально пара недель. Всего к началу войны Израиль располагал 25 М-50, распределенных по двум из трех бронетанковых бригад.
   
   В 82м батальоне 7 бронебригады было 13 танков, оставшиеся 12 машин – в 277 батальоне 27 бронебригады. Кроме М-50, хейль а-Ширьон (бронетанковые войска) располагал танками Шерман с 75-мм, 76-мм и 105-мм орудиями, а также легкими АМХ-13. В войне 1956 г. с израильской стороны участвовало 122 Шермана (из более чем 180) всех типов.
   
   В бронебригадах по штату было 2 танковых батальона, 2 батальона пехоты, артиллерия и вспомогательные подразделения. Формально штат танковых батальонов выглядел так:
   
   1й батальон танков «Шерман» в составе двух рот «Шерман» М3 и одной «Шерман» М50 (по 14 танков в роте), одной роты «Супер Шерман» (12 танков в роте) и штабной роты (4 танка «Шерман» М4 и 1 танк «Шерман» М3 командира батальона). Итого 59 танков.
   2й батальон танков AMX-13 – 3 роты по 14 танков и танк комбата в штабной роте. Итого 43 танка. Кроме этого, в составе батальона было отделение джипов и отделение 81-мм миномётов.
   
   7я бригада под командованием Бен-Ари использовалась на севере и в центре Синая. Она принимала участие в штурме укрепленных пунктов египтян на пересечении ключевых дорог. 1 раз ее танки попали под «дружественный» огонь своей авиации. 27я бригада (командир Хаим Бар-Лев, будущий НГШ) начала кампанию в Секторе Газа, точнее со взятия Рафиаха с целью отрезать сектор от Синая, далее был Аль-Ариш. Танки бригады остановились только в нескольких километрах от Суэцкого канала, пройдя весь Синай.
   В 1964-65гг. М-50 участвовали в Войне за воду.
   

M-50 из 277 батальона. Дымовые гранатометы еще не устанвлены

М-50 из 82 батальона. Парад в честь победы в Синайской кампании

"Дегем Бет". На лобовой броне крпленеия запасных траков и мотка колючей проволоки. Командир одет в берет. Мехвод и помошник - в шлемофоны чехословацкого образца

 
    К июню 1967 в ЦАХАЛе было 173 (по другим данным 231) Шермана М-50. В Шестидневную войну они воевали на всех трех фронтах, будучи распределенными между механизированными (8я,10я, 14я, 45я) и бронетанковыми (7я и 37я) бригадами. Некоторое количество было в 16й Иерусалимской территориальной бригаде и 5 машин в 182м отдельном батальоне.
   
   
Командир танка - в американской пехотной каске, остальные - в американских же шлемофонах. Израильские командиры танков воевали, высунув голову из люка для лучшего наблюдением за полем боя, что приводило к большим потерям.
   Шестидневная война началась с блицкрига на Синае. После уничтожения египетской авиации на аэродромах, за дело взялись сухопутные войска. 14я механизированная (по факту – усиленная танковая) бригада под командованием Циппори действовала в составе угды (дивизионной оперативной группы) Шарона. Кроме более современных танков в бригаде было 18 танков М50, а также шерманы М51 со 105мм пушкой. 14я действовала в центре Синая, в частности штурмовала Абу-Агейлу и Умм-Катеф. В 7й танковой бригаде было всего 2 М-50 – командирских танка. Угда Таль, в которую входила бригада, воевала в Секторе Газа и далее по северу Синая. 8я механизированная бригада имела в своем составе 33 М50 (по другим данным 33 М50+М51) воевала на юге Синая, сковав своими действиями 300 египетских танков (против 60 Шерманов израильтян), помешав им оказаться на севере Синая в решающий момент.
   
   На втором фронте, против Иордании действовали 10, 16, 37 и 45 бригады, на вооружении которых были М50. 10я мехбригада «Харэль» (в составе 61 М50) была сначала в резерве ГК, потом воевала на подступах к Иерусалиму, в частности штурмовала Хар Адар (Радарный холм), где были позиции иорданцев. Шерманам бригады довелось, не без успеха, повоевать с иорданскими Паттонами М48 из 60й бронебригады. Танки мехбригады, Шерманы и Центурионы с 20-фунтовками понесли небольшие потери в ходе войны от огня врага и мин. 16я Иерусалимская территориальная бригада имела в своем составе танковую роту увеличенного состава – 22 шермана М50. Бригада освобождала Иерусалим, шерманы М50 и М1 поддерживали пехоту и десантников в боях за город. Благодаря их действиям удалось освободить Старый город и самое святое для евреев место – Стену Плача. В Самарии действовала угда Пеледа, в которой были 37я танковая (26 М-50) и 45 механизированная (34 М50). Первой задачей угды Пеледа, было уничтожение батарей 155-мм гаубиц Long Tom, которые обстреливали израильское мирное население и стратегически важную авиабазу «Рамат Давид». Далее танкисты действовали в секторе Дженина и в Наблусе (Шхеме). В боях они столкнулись с иорданскими Патонами М47 и М48, принадлежавшими 40й бронебригаде. В ходе боев на центральном фронте активно использовались ксеноновые прожекторы, установленные на многих танках.
   
   Годами позиции сирийцев на Голанских высотах господствовали над равнинной Галилеей. Пользуясь этим, арабская артиллерия и танки обстреливали мирное население кибуцев и городов. Для того чтоб выбить врага с Голан, были использованы, в частности, М50 из состава 45й (9 июня переброшена с Иорданского фронта), 8й (переброшенной с Синая) бригад, рота из состава 37й и дополнительные неполные роты М50. Каменистые Голаны – не самая танкодоступная местность. К тому же сирийцы основательно укрепились, создав мощную оборону с артиллерией и вкопанными танками Pz. IV. Бои были тяжелые, о чем свидетельствует то факт, что к вечеру 9 июня 8я бригада потеряла половину своих танков от огня противника и поломок. Тем не менее брига взяла и вторую линию укреплений и 10 июня вошла в оставленную сирийцами Кунейтру. Общие потери танков на Голанах составили 160 машин. Для сравнении на Синае – 122 и 112 – в боях против Иордании.
   

М-50 на Голанах

 

М-50 и трофейный иорданский джип с безоткаткой

    К 1973 г. М50 были выведены из состава танковых бригад, оставшись только в танковых батальонах мехбригад и отдельных батальонах Северного и Центрального округов. Из 4 рот М50 были в 2-3. На Синае воевали Шерманы М50 11й «Ифтах», 875й (бывшая 8я). В ходе войны с юга Голан на Синай была переброшена 670я бригада. В ее состав был включен отдельный 181 батальон. 182й батальон стоял в обороне в долине Иордана. На Голанах воевали М50 мехбригад 4й «Кирьяти» и 9й «Одед».
   
   После Войны Судного Дня М50 служили в резерве. Часть машин была переоборудована в огневые точки. Располагались они в Иудее и Самарии (то что СМИ называют «Западный берег»), а также на побережье. При переоборудовании танков в подобные «ДОТы», с них снимали двигатель. Подвеску также демонтировалась или ее заменяли на несколько тележек VVSS, подчас прикрепленных задом наперед, для буксировки. Вместо надмоторного бронелиста устанавливали простой металлический лист, подходы оборудовали в виде траншей и бетонных укреплений.
   
    С середины 1970х М50 активно применялись уже за границей. Несколько десятков машин было передано в Ливан, христианским формированиям, где они участвовали в гражданской войне, начиная с середины 1970х. Там они использовались по прямому назначению и для переделки в импровизированные БТР. По неподтвержденным данным данным 2 М-50 стали трофеями ООП. Несколько М50 попало в Иран, во время теплых отношений с прозападным шахским режимом. Судя по всему, им довелось поучаствовать в Ирано-Иракской войне. Трофей - разбитый - М50 установлен на постамент неподалеку от Тикрита, на малой родине Саддама.
   
   В начале 1980х партия переоснащенных М50 были проданы в Чили. В 1983 чилийцы разместили заказ в 1983, а первые 20 машин, которые были перевооружены в Израиле поступили в чилийскую армию в 1984. Оставшиеся 45 машин были отгружены без установки вооружения. Полная сборка производилась уже в Сантьяго. Шерманы поступали на вооружение кавалерийских полков, при этом в 1 подразделении были М50 и М51. В чилийской армии М50 оставались в строю до 21 века.
   
   Сейчас М50 можно увидеть в виде памятников или музейных экспонатов по всему миру. Разбитые машины остались и на полях сражений или просто в качестве местных достопримечательностей. В Израиле М50 есть, например в Латрунском музее, на постаменте – в Тель-Авиве. Отдельные машины разбросаны по территории страны, также как и «ДОТы» М50. Есть они и в Ливане, например, как часть экспозиции в виде бетонного дома, в который вмурована различная бронетехника. В Европе и Северной Америке М50 есть в музеях и частных коллекциях. Многие из них попали туда из Ливана. В основном это поздние машины, на базе М4А4. Некоторые даже на ходу. В сети есть подробные валки на М50 из коллекции покойного Жака Литтлфилда, других частных коллекционеров и музеев в США. М50 из Израиля тоже подробно отсняты. На территории России есть по крайней мере один М50 – в экспозиции Красногорского музея техники. Это также поздняя машина, но на корпусе с прямым лобовым листом.
   

Ливанский М-50 с поздними антенными вводами

Чилийский М-50 с 60-мм пушкой.

Французские солдаты позируют на фоне М-50, который предположительно был трофеем ООП

ДОТ М-50

Памятник в Израиле

и в такой расцветке)

Разбитый М-50 в Тикрите, Ирак.

Ливанский памятник

ШЕРМАНЫ М-50 В МАСШТАБЕ
    В настоящее время на рынке есть только она модель М50 производства Драгон. В рамках своей «оранжевой» серии они перевыпустили модель 15-летней давности снабдив ее новыми траками и древним набором парашютистов. Подробный обзор здесь - здесь
   
   Модель МР models уже давно раритет. Ее достоинством является более правильная, чем у драгона башня, но деталировка и качество литья этого кита – убожество по сравнению с набором из Гон-Конга. Но есть большИй выбор декалей.
   
   В смоле существуют несколько башен на М50. Башня от Verlinden – раритет и имеет неточности. Башню Formations купить несложно и качество получше. Ее можно отнести к 1960-70м гг. Особенностью изделия Formationsявляется наличие «самопального» пистолетного порта с характерной отбортовкой. Подобные пистолетные порты делали в Израиле на башнях, на которых в оригинале их не было. Для конверсии в ранний вариант этот пистолетный порт надо убрать или заменить обычным, а также заменить 1 из антенных вводов. Для конверсии в поздний – просто заменить антенные вводы на современные. Удлинить противовес башни под чертежи в книге Манашероба, можно двухкомпонентной шпаклевкой. Качество отливок очень высокое, стыкуется все замечательно. Башня очень приятна в работе и цена за такое качество умеренная. Бонусом идут отливки с запчастями на обычные шерманы времен ВМВ. К недостаткам можно отнести отсутствие креплений запасного пулеметного ствола (нужно на всех вариантах, кроме поздних) и ввода провода прожектора. Ранние и поздние антенные вводы были б тоже нелишними. Ствол можно заменить на точеный. Кроме отдельной башни, в ассортименте Formations есть и ДОТ, представляющий собой корпус с этой башней. Подобные ДОТы находились на границах и побережье. Корпус можно использовать любой, причем в любом состоянии. Вплоть до тележек подвески, прикрепленных задом наперед.
   

Драгон

МР models

Смоляная башня Formations

Дот М-50

Травленые трафареты Stencil-It
   При цене в $20-40 башни и обвес AEF Designs отличает посредственное качество литья. Башню также выпускает Best Value models, но достать ее нелегко. Tank Workshop предлагает 2 конверсионных кита с МТО и обвесом на М50/М51 и набор канистр. Различные наборы смоляных аксессуаров есть в ассортименте СМК, Royal Model, Verlinden, Plusmodel, Legends и др. Хотя большинство из них ориентированы на современку, часть наборов вполне подойдут на 60-70е. Для того же и более раннего времени подходит тамиевский набор аксессуаров союзников, кое-что есть и в наборах аксессуаров Академии. На танки можно повесить УЗИ, советские и американские шлемофоны времен ВМВ (советские на ранние, американские – на более поздние). Точеный ствол пушки есть у Barrel Depot, a стволы на пулеметы есть практически у всех соотв. фирм. Весьма полезным является конверсионный набор на М51 от Accurate Armor. Часть его деталей можно использовать для конверсий кормы М50 разных лет.
   
   Для маркировки М-50 можно использовать трафареты Stencil-It и частично декали Bison Decals на различную израильскую технику. Специальный набор фототравления на М-50 выпускает только Aber. Наборы на М-51 можно частично использовать для М-50 начиная с 1960х. Их выпускают Voyager и Eduard. У китайской фирмы в наборе много травления, запасных мелких частей, есть смоляные и металлические детали. Но не все детали правильны по геометрии и стыкуемости. У чешской фирмы – есть несколько китов + маски для покраски колес. Наборы обеих производителей адаптированы для коротких литых корпусов, поэтому, ставя от них надгусеничные полки на более длинный М4А4, придется ух удлинить своими силами.
   В 72 масштабе есть по крайней мере 1 М50 от фирмы ModellTrans.

Ствол Barrel Depot

Конверсия Tank Workshop

и AEF Designs

Фототравление Aber на М-50

    В 1950е шерманы М50, как и вся техника АОИ красились в цвет Олив Драб, вероятно французского производства с коричневым оттенком. В 1960-70е перешли на пресловутый Синайский серый. Много копий сломано на эту тему, но наиболее полно, как мне кажется, вопрос освещен на форуме idf-in-scale.com. На мой взгляд оптимальной краской является акрил LifeColor UA020 Israeli Sandgrey 61-73. Он удобен и под аэрограф, и под кисть. Вторым вариантом является Humbrol #72 Khaki Drill. Из тамиевских цветов можно взять за основу XF-55 Deck Tan или XF57 Buff, добавляя в них немного серого или хаки. Дульный тормоз часто красился в черный цвет, возможно для того, чтоб водителю легче было чувствовать габариты танка.
   
   Ливанские М-50 красились полностью в серо-голубой, темно зеленый или серо-голубой с камуфляжем виде темно-зеленых полос. Запасные траки нередко красились заодно с корпусом (в Израиле такое тоже иногда практиковалось, судя по фото). Немногочисленные ОЗ сводились в основном к простым белым крестам. Со временем серый выцветал до светло-голубого, краска трескалась и под ней становился виден прежний израильский цвет. На фото чилийские М50 выкрашены в серо-зеленый, песочный или песочный с коричневыми пятнами. На фото видны различные ОЗ, все – на башне: крупные тактические номера из 3 белых цифр, нанесенных по трафарету, черные цифры меньшего размера или изображение М-50 на скулах башни.
   
   Тактические знаки из букв ивритского алфавита и/или римских или арабских цифр присутствуют на многих танках, начиная с 1956го. Наносилась она на башню, справа и слева, реже – на ткань, закрепленную на башне. Таким образом обозначался номер взвода и танка (буквой) в нем. Шевроны на бортах (реже – на башне) обозначали роту/батальон. Аналогично – количество полос на башне. Все эти обозначения наносились белой краской как вручную, так и по трафарету, иметь черную окантовку или не иметь ее. Черные прямоугольники с буквой «Цади» и белыми цифрами – регистрационные номера – наносились на борта, напротив мест мехвода и его помощника. На более поздних машинах, с ящиками ЗИП на бортах, номера сдвинулись чуть ближе к корме, над ящики. На фото М-50 с литыми корпусами они сдвинуты вперед и частично заходят на лобовую броню. На некоторых фото они есть и на корме. Регистрационные знаки на всех единицах техники появились чуть ли не одновременно с ЦАХАЛом и используются, как и вышеописанная маркировка, до сих пор. В регистрационных знаках, в частности закодирован тип машины. В первые годы на танках (не на всех) справа на крышке трансмиссии наносился вес – 34 тонны.
   
   Знаки воздушного опознавания в 1950е представляли собой синий Андреевский крест с белой окантовкой или вписанный в белый круг. На некоторых танках в середине 1950х белый Андреевский крест на бортах был единственным ОЗ. Происхождение подобных ОЗ на израильской технике неясно. Начиная с 1960х на части машин рисовали широкие белые полосы с черной окантовкой сверху башни и корпуса. Также для целей быстрого опознавания использовались и цветные тряпки.
   
   Прочие тактические знаки и надписи встречались на М-50, как и на другой технике АОИ очень редко.
   

Разные фотографии -

разные оттенки израильского цвета

Ливанский камо

и чилийский

    М-50 эксплуатировались и в песках Синая, и в грязи Голанских высот. Соответственно есть простор для везеринга – от легкого запыления с потеками ГСМ до обильной грязи с облупленной краской. В качестве дополнительных фишек можно использовать запасные катки разного цвета, а также прожектор или дымовые гранатометы оттенка, отличного от основного.
   
   Таким образом, танки Шерман, с известными доработками, оставались в строю полвека, что является хорошим результатом для танка, который считали устаревшим еще в 1942 году.
   

   СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
   
   
   При написании статьи я использовал англо- и русскоязычные источники. Материалы на иврите мне пока недоступны из-за уровня владения языком, но те у кого с ивритом получше, могут, например, скачать подшивку журналов Ширьен, в котором есть статьи по М50 :)
   
   1. Материалы сайта http://www.waronline.org (редактор О. Грановский)
   2. T. Gannon “Israeli Sherman”
   3. R. Manasherob “Lioness and Lion of the line. Vol.1”
   4. S. Dunstan “Yom Kippur War 1973 (1). The Golan Heights”. Серия Osprey Campaign #118
   5. S. Dunstan “Yom Kippur War 1973 (2). The Sinai”. Серия Osprey Campaign #126
   6. S. Dunstan “The Six Day War 1967: Sinai”. Серия Osprey Campaign #212
   7. S. Dunstan “The Six Day War 1967: Jordan and Syria”. Серия Osprey Campaign #216
   8. D. Varble “The Suez Crisis 1956”. Серия Osprey Essential Histories #049
   9. Валкэраунды и другие фотоматериалы в интернете