САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы


С Днем Победы, дорогие друзья!
14 апреля 2021 г.    DiShow-2020. Опубликованы последние итоги работы жюри. Конкурс завершен. Спасибо всем участникам, все было как всегда здорово. Если вы не видите итогов по каким-либо номинациям, значит согласно Правилам эти номинации не состоялись.

Победители и призеры конкурса могут забрать свои дипломы здесь.

Дипломы для всех остальных участников можно получить здесь.

До новых встреч!
опубликовано 2011-02-10
другие работы автора  |  обсуждение  
Sherman M51: Драгон или Академия?
Dragon vs Academy 1:35
Илья Ют
aka Juy
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)

    Танки М-51, вооруженные 105-мм орудием появились в Армии Обороны Израиля в 1962 г. Очередное перевооружение старенького Шермана было обусловлено необходимостью борьбы с арабскими Т-54/55. Шерманы М51 участвовали в арабо-израильских войнах до 1973 г., потом находились в резерве чуть ли не до середины 1990х гг., а также реэкспортировались в Чили.
   
   Наборы обоих производителей, увы, не отличаются повышенной копийностью – для того чтоб привести в соответствие с любой субмодификацией придется приложить руки и кошелек. Поэтому прежде чем перейти к детальному рассмотрению - пару слов за матчасть.
   
   Принято выделять 4 серии модернизаций М51 с двигателем Cummins , не считая более ранних М51 с оригинальным двигателем Continental и более поздних чилийских. Надо отметить что все машины прошли через эти последовательные модернизации. В войсках какое-то время могли эксплуатироваться машина с чертами, например 1 и 2 серий.
   
   М51 с двигателями Continental, 1962-65
   
   Моторное отделение – аналогично оригинальным М4А1. Из обвеса на бортах – по 1 ящику и 1 креплению запасных траков, 1 крепление канистры на корме.
   
   М51 с двигателями Cummins
   
   Моторное отделение на танках всех серий имело сходные черты: 2 массивные крышки воздухозаборников за башней (с бронировками по краям), двери доступа к двигателю на корме вынесены на несколько дюймов. Полный комплект обвеса, при этом параллельно существовало 2 варианта, независимо от серии. Вариант, аналогичный М50 появился раньше, но присутсвовал вплоть до 90х гг.
   
   1 серия. Примерно 1965-1970
   
   За крышкам воздухозаборников ровные листы, без жалюзей. Выхлоп по типу М4А3– на вертикальном кормовом листе слева.
   
   2 серия. Примерно 1970-75.
   
   Добавлены жалюзи на крыше моторного отделения.
   
   3 серия. Примерно с 1975.
   
   Выхлоп перенесен на крышу моторного отделения, отверстие на вертикальном листе закрыто. На крышу башни добавлен миномет, справа на башне добавился небольшой ящик.
   
   4 серия. 1980е-90е
   
   Задняя часть отливки корпуса была модифицирована для улучшения циркуляции воздуха. Задняя вертикальная часть была срезана, были вварены несколько сантиметров брони, изменился соотв. угол наклона. Полка на корме была заменена большим ящиком, к которому крепился ключ для натяжения гусениц. Вероятно, на 3 или 4 серии на левом борту появились дополнительно крепления огнетушителя. Кроме того, на башне появился пулемет М1919 командира (турель аналогично тем, что были на Магахах и Тиранах), на самых поздних – пулемет М2 над пушкой.
   
   Необходимо отметить, что все крепления канистр, ящиков итп присоединялись к корпусу через бонки, чего не упоминается в инструкциях к наборам.
   

Ранние М51 с двигателями Continental

1 серия

Надмоторный лист, 3-4 серии

Измененная литая деталь корпуса, 4 серия

Выхлоп М4А3

Двери доступа к двигателю Cummins

"Чилиец" с характерным МТО (не ставилось на "израильтян")

бонки креплений

Что в коробках?
    Обе коробки из качественными картона с качественными рисунками, инструкции на обычной бумаге, не без мелких косяков. У Академии прямо на коробке неправильно нарисовано расположение обвеса, неточности есть и в описании истории М51 в инструкции. Декали в обоих наборах не балуют обилием вариантов, но это некритично при лаконичной израильской маркировке. Пластик драгона – привычного светло-серого цвета, Академии – песочного. В качестве бонусов корейцы предлагают фигурки танкистов и плату с ящиками, канистрами и прочим скарбом. У гон-конгцев плюшек побольше – точеный ствол, металлические детали подвески, прозрачные и фото-травленые детали и многочисленные запчасти, которые пригодятся для сборки других израильских и не только Шерманов.
   Оба подопытных родом из 90х и имеют свои плюсы и минусы. М51 от Драгона отличает хорошее качество литья и деталировки, но по матчасти это смесь бульдога с носорогом. М51 от Академии легче довести до ума по матчасти, но проработка деталей убога, дульный тормоз, траки и надгусеничные полки необходимо заменить. В помощь пилящим можно порекомендовать конверсионный набор Аccurate Armor, который исправляет большинство (но не все) косяки матчасти по всем сериям с двигателем Камминс. В комплекте также есть безальтернативный ранний дульный тормоз, который, впрочем использовался и в 1973м. Качество литья у АА на 4. Более легкодоступен набор травла от Вояджер, который очень хорошо, в том числе и металлическими деталями. Главный его минус – кривые ящики ЗИП. Существуют и другие наборы афтермаркета на М51, но они не столь значимы.
   

коробка Академии

содержимое

Конверсионный набор AA

Обратная сторона коробки Драгона - вся деталировка налицо

Типичная инструкция

Траление Вояджер

Декали

Снизу доверху
тележка подвески М51
   Ходовая
   
   Тележки ходовой драгона состоят из over 9000 деталей каждая, что безусловно доставляет моделистам с мазохистскими наклонностями. Несмотря на то что они вобщем-то правильные, им нехватает некоторых мелочей, и, главное, характерных деталей, которые есть на всех израильских шерманах. Впрочем их несложно сделать из полистирола и болтов Мастерклуба. Траки из патентованного Dragon Styrene имхо являются лучшим вариантом для Шерманов. Копийность высока, провиса от них не требуется. Приклеивать отдельные гребни утомительно, но гораздо проще чем собирать каждый трак из 4 деталей, как в наборе траков AFV club. К слову, в лентах траков с запасом, по 2 трака на борт лишние. Отдельный респект драгону за бандажи, отлитые отдельно от катков – красить так гораздо проще!
   
   Подвеска Академии собирается из гораздо меньшего числа деталей и ее деталировка попроще. Характерных израильских деталей также нет. Зато есть позднее ведущее колесо, с направляющими для гребней. Достаточно редкий вариант в 1/35. Как и у конкурента, есть несоклько вариантов звездочек. Виниловым тракам же одна дорога – в ведро. Цельнолитые гребни не лечатся. Наиболее доступная альтернатива – набор AFV club. ИМХО по копийности они чуть хуже Драгона и процесс сборки утомителен. Впрочем, есть и другие производители.
   

исправленная тележка Драгона (без бандажей)

Гусеницы Dragon Styrene

Траки Академии со сплошными гребнями

Ходовая Академии

   Корпус
   
   Почти все М51 строились на поздних литых корпусах от М4А1. Лишь 5-7 М51 были на сварных корпусах (вероятно М4А2 или А3). Геометрически литые корпуса обеих моделей неплохи. Излишнюю текстуру литья следует убрать: шерман это не ИС-2. Деталировка литьевыми номерами – по вкусу.
   
   Корпус Драгона несет черты 4 серии – выхлоп наверху моторного отделения, удлинение на корме. Но двери сделаны заподлицо, что характерно только для машин 1962-65 с двигателем Континенталь. Для поздней машины 4 серии не хватает и большого ящика на корме вместо полки, которую дает производитель. Еще один косяк – здоровая щель между бронировкой трансмиссии и корпусом, которая вопиет о тонне шпаклевки. Получается, что для любой серии придется приложить руки. Проше всего довести до 3 серии, пофиксив двери доступа к двигателю и зад литого корпуса. Выхлопной трубы по типу М4А3 в коробке нет, что добавляет проблем при доведении до «боевых» 1 и 2 серии. Доведение МТО до Континенталя, равно как и фаршировка всего танка обвесом серии 4 сулит еще больше работы. Для всех серий необходимо сделать ручки системы пожаротушения. Ее бронировка (за башней) есть, а в ней – пусто. Не хватает также болтов и косынок на крыльях, у бронировки выхлопа (для 3 и 4 серий) и цилиндрической детали перед ним, между крышками воздухозаборников (по крайней мере на валках поздних машин она есть).
   
   По суммарной копийности корпус Академии лучше конкурента. Из коробки легко собирается серия 3. Двери доступа к мотору уже правильные, ранняя полка есть в коробке. Для переделки в серии 1 и 2 достаточно сточить лишнее с надмоторного листа. Выхлопная труба по типу М4А3 уже есть в комплекте. Выхлоп поздних серий дубоват и также, как драгоновский страдает отсутствием 4 болтов. В коробке есть и ранняя полка, и поздний ящик, хотя и упрощенно. Бронированные крышки вентиляторов неверны. Для конверсии в серию 4 и «0» с Континенталем потребуется перепилить корму и решить вопрос с обвесом.
   

Корпус Академии с надгус. полками

Детали моторного отделения Академии

и Драгона

Корпус в сборе с большинством доработок

Типичный М51 с литым корпусом. Обратите внимание на расположение обвеса и М2 с воздушным охлаждением.

Редкое фото М51 на сварном корпусе. Тактические знаки нарисованы от руки

   
    Башня
   
   Башни обоих наборов немного отличаются, но в целом неплохи. Обе представляют модифицированные Т23 с овальным люком заряжающего, которые и использовались для конверсии в М51. По текстуре литья картина аналогична корпусу.
   
   Башня драгона подходит для машин 1 и 2 серий, миномета и прочих поздних деталей в коробке нет. В премиальном издании Драгон исправил размеры дульного тормоза и дал точеный ствол. С маской тоже все в порядке. Из мелочей стоит самостоятельно сделать головки шлицевых болтов сверху маски фото и крепления брезента. Прожектор стоит ставить на машины 1967-1973. Но его ввод никак не обозначен и соотв. деталь надо делать по фото. Крепления запасного ствола для М2 сделаны дубово, скобы для его ремешков отсутсвуют, рымы сделаны плоскими, хотя должны быть круглого сечения.
   
   «Академическая» башня М51 также годится на 1 и 2 серии, но портит дело плита миномета, отлитая зацело с башней. Тут уж, как говорится, «или наденьте трусики, или снимите крестик». Для ранних 1 и 2 серий – срезать плиту, для 3й – не ставить пулемет, дополнить плиту хотя бы передним креплением миномета, а также U-образной деталью и маленьким ящиком справа на противовесе. Для позднейших машин – усугубить все это пулеметом командира на турели и М2 над стволом пушки. Даже в конверсии АА есть не все эти детали… Лиха беда начало, академовский дульный тормоз заметно переразмерен. Лечить это сложно. Как вариант - ставить ранний из конверсии АА, но при этом обязательно коробчатый стопор орудия по-походному (отдолжить у драгона). Был ли такой «дульник» на 3 и 4 сериях – неясно. По маске и брезенту замечания аналогичны драгону. Дымовые гранатометы нужно обрезать позади креплений. Ввод провода прожектора закрыт невразумительной квадратной заглушкой, стекло прожектора отсутствует. Крепление запасного ствола М2 необходимо сделать самому.
   

Башня Академии

Дульный тормоз Академии (размеры в мм:)

Дульный тормоз М51 (размеры в дюймах:)

Башня Драгона
Точеный ствол, адекватный дульный тормоз.
Мелкие детали не приклеены

М51б вероятно 1990е, Израиль. Над стволом пулемет М2, у люка командира - М1919, современные антенные вводы, миномет

М51 1-2 серий с ксеноновым прожектором и М2 по центру башни

   

детали крепления запасного ствола М2

Башня 4 серии в чилийской армии. Крупным планом турель пулемета командира и ящик на противовесе башни.

детали, которых нет у обоих производителей

Детали крепления миномета. Сам миномет снят.

    Обвес
   
   На Шерманах М51 с двигателем Континенталь На бортах крепилось по 1 ящику ЗИП, на корме - 1 канистра слева и коробка телефона справа. На машинах с двигателем Камминс обвеса было уже больше. Встречалось 2 варианта его расположения. Первым появился вариант, аналогичный расположению на М50 – с 1 ящиком и креплением запасных траков на корпусе. На некоторых танках вместо 1 канистры посередине, их могло быть 2. На фото М51, оснащенные ранним дульным тормозом и стопором орудия от М-50, несут именно этот тип обвеса. Подобный стопор был и на машинах с обычным дульным тормозом (такой вариант можно собрать из драгона). Второй вариант расположения появился позже, но использовался параллельно с первым, участвуя в войнах начиная с 1967. Его особенностью было расположение запасных траков на башне и добавление второго ящика ЗИП на каждый борт. Именно это вариант предлагают оба производителя.
   

Вверху - обвес по типу М50, внизу - вариант характерный только для М51

М51 с ранним типом дульного тормоза

   
    Крепления канистр Драгон дает в пластике и травлением, на выбор. Травленка конечно копийней, но и возни с ним по больше. Им же даны и ремешки. Сами канистры неправильные, их можно заменить на смоляные. Кроме канистр с водой, можно использовать канистры с ГСМ, аналогичные американским времен ВМВ. У Академы все гораздо хуже – крепления даны зацело с канистрами и без намека на ремешки и скобки для из крепления. Ящики ЗИП Драгона геометрически хороши, но не хватает петель и замки выполнены схематично. У академы все ящики одинаковые, хотя задние были короче передних. Замки петли сделаны схематично. Глушитель двигателя механизма поворота башни (по левому борту) у драгона сделан хорошо, с травленым ограждением. Но не хватает выхлопной трубы. У академы она есть, но сделано все это дубово. Крепления запасных катков – фэйл у обеих фирм. Если клеить по инструкции, то они получаются практически вплотную к корпусу, а фото свидетельствуют о другом + не хватает деталировки на внутренней стороне. Тут или лечить самому, или брать у АА. Крепление запасных траков у корейцев ужасно, у драгона оно получше, но не более того. Странно, что про него забыли в инструкции. Коробка телефона для связи с пехотой тоже лучше у драгона, но и ему стоит добавить замок. Аналогично – с «рогом» для крепления мотка колючки, а вот нижнего фиксатора вообще нет. У академы нет обеих деталей, зато есть огнетушитель, характерный для более поздних машин. Оба производителя игнорируют наличие бонок для крепления почти всего вышеперечисленного – тут придется делать их самому из проволоки или тянутого литника

Академия: крепеления запасных траков, канистры и огнетушители

Драгон: крепления траков и канистр

"Бонусная" плата Академии

Коробка телефона для связи с пехотой: модель и прототип. Вверху - Академия, внизу - Драгон

Ящики ЗИП: Драгон

...Академия

Канистры: драгон и легенд

 

Крепления запасных катков

Крепления мотка колючей проволоки

    Деталировка
   
   По качеству проработки мелких деталей драгон на голову конкурента благодаря большому количеству металлических, прозрачных деталей и вообще качеству литья. Все что касается ограждений оптики, надгусеничных полок (толстые и отлиты зацело с корпусом), половины обвеса итд у Академы надо заменить. Драгон уже дает эти вещи травлом. Но и он не безгрешен – крепления части инструмента надо доработать по фото, стоп-сигналы тоже не идеальны, не хватает сварных швов. Стопор орудия по-походному у обеих фирм тоже можно доработать мелкими деталями фотки моделей и оригинала. Буксировочные рымы надо засверлить, опционально деталировать. Ручки и скобы имеет смысл заменить на проволоку разных калибров – гарантированное круглое сечение и ударопрочность :)
   

Стоп-сигналы и ограждения. Литье академии оставляет желать лучшего

Дымовые гранатометы просят рашпиля

Стопор орудия по-походному

 

Крепления инструментов

Буксирные рымы

Деталировка ограждений и проводка

Сварные швы на корме

ВЕРДИКТ
    Обе модели не без греха и достойны твердой тройки. Драгон рулит по качеству деталировки, но у Академии проще вылечить матчасть. Как ни крути, а для копийного результата придется потратить время, силы и деньги. При этом что взять за основу не так уж и важно. Остается уповать на то, что Таска расширяя свою линейку Шерманов сделает и израильтян.

   Источники:
   
   1. T. Gannon "Israeli Sherman"
   2. J. Myszka "Israeli Military Vehicles. The First 50 years"
   3. http://www.waronline.org
   4. http://www.mheaust.com.au/
   5. Валкараунды и другие фото из свободного доступа
   
    PS: в свое время я купил Драгоновский М51 и, постепенно, изучая матчасть, перепилил его в позднейший израильский вариант. Процесс еще не окончен, блог тут - http://panzer35.ru/forum/53-242-1

    Выражаю благодарность магазину Мир Моделей, г. Пермь (http://m-models.ru) за предоставление набора Академии для обзора