САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2010-12-03
другие работы автора  |  обсуждение  
Эскадренный броненосецъ "Императоръ Александръ III"
Звезда 1:350
Алексей Лежнев
aka ПиЛя
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
14 (01) ноября 1907 года. ХРОНИКА
Разные известия.
Сегодня, 1 ноября, в 10 ч. утра, в сквере Никольского собора состоится закладка памятника чинам Гвардейского экипажа погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» Памятник сооружается на средства, пожертвованные чинами Гвардейского экипажа, а также родственниками погибших. Как известно, эскадренный броненосец «Император Александр III» был комплектован командою и офицерами Гвардейского экипажа, погиб со всем своим составом до одного человека в Цусимском бою. Броненосцем командовал капитан I ранга Н.М.Бухвостов. В числе погибших был и бывший сотрудник «Нового Времени» поэт, лейт. К.К.Случевский («лейтенант С.»). Адрес: Никольская пл., сквер
Скульптор: Обер Артемий Лаврентьевич (1843-1917), Архитектор: Филотей Яков Иванович (1875-1920-е)
Памятник посвящен морякам броненосца «Императоръ Александръ III», погибшим во время Цусимского боя 14—15 мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана.
Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим.
Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М. С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора.
Заказ на исполнение получил Архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов, скульптурные работы выполнил скульптор А. Л. Обер.
В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника.
   МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ. Меньшиков М.О. "Письма к русской нации"
   13 мая (1908 год)
   …"Кто может — молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи."….
   Выдержка из письма моряка в эскадре Рожественского
   
    "Завтра тяжелый наш “день судный”, день поминовения флота, погибшего под Цусимой.
    Три года назад в этот день со стоном повернулись кости Петра Великого в гробу.
   В далеком океане огромные броненосцы русские горели, перевертывались один за другим, шли ко дну. Другие — неслыханное дело! — спускали священный флаг России и сдавались целой эскадрой. Третьи — целой же эскадрой — бежали с места боя... Страшно вспомнить, что тогда происходило, точно кошмар какой-то. Но из этого разгрома и постыдно-го малодушия, из пучины унижения, небывалого и невероятного, поднимаются, точно волшебные призраки, бесчисленные примеры мужества, неустрашимой смерти...
   На днях вы читали в “Новом времени” о броненосце “Александр III” гвардейского экипажа, на котором все офицеры и вся команда погибли, до одного человека. Вы помните, как на опрокинувшемся гиганте, на киле его в последние минуты стояли несколько офицеров и матросов и кричали “ура!” идущим на гибель русским кораблям.
   Можно ли было надеяться на победу? Как откровенно высказался один из командиров, мрачный Бухвостов, эскадра Рожественского мечтала лишь умереть с честью, не больше. Под тяжелым, точно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг. Кто знает, может быть, они сделали все, что человеческой природе доступно. Пусть г-н Небогатов сдался, пусть г-н Энквист бежал, но подавляющее большинство русских моряков не сдавались и не бежали.
   В печальном виде дошла русская эскадра до Цусимы. Истомленные девятимесячным переходом, океанскими бурями, тропической жарой, точно тюремным заключением в железных кузовах, а главное — ожиданием смертного боя без права на победу, двенадцать тысяч моряков, наконец, устали жить. И у Рожественского, и у последнего матроса сложилось одно, неудержимое, как мания, желание: добраться до Владивостока.
   Суда грузно обросли водорослями и потеряли ход. Перегруженные донельзя, они плелись в зловещих предчувствиях. За два дня до боя умер измученный Фелькерзам, и под адмиральским флагом эскадра везла уже труп одного из вождей.
   Совершенно невероятно, чтобы такой ученый артиллерист, как адмирал Рожественский, не знал о тех недостатках нашей артиллерии, брони, снарядов, лафетов, о которых ужасные разоблачения сделаны талантливым пером г-на Брута. Адмирал Рожественский, мне кажется, знал многое такое, что, может быть, до сих пор никому неизвестно, но он шел вперед, как солдат, которому приказано идти на смерть.
   И флот погиб...
   Да помянет же несчастная мать-Россия своих заброшенных за край земли несчастных сынов, что мученически, с верою и честью положили живот свой в бою неравном!"
   
   Биография корабля.
   11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев – "Императоръ Александръ III".
   Церемония спуска на воду состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
   Эскадренный броненосец «Императоръ Александръ III», при небывалой ранее спусковой массе корпуса (около 5300 т), благополучно сошел со стапеля, углубившись носом на 2,7 и кормой на 5,1 м.
   Корпус корабля был окрашен в белый цвет, принятый для кораблей заграничного плавания.
   12 октября 1903 года броненосец был введен в строй.
   С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.
   Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
   
   Имя корабля.
   Известно, что имена кораблей нашего флота во 2-й половине XIX — начале XX века письменно утверждались императором из числа нескольких вариантов «подходящих» имен, подготовленных ГМШ.
   Есть основание предполагать, что наименование «Императоръ Александръ III» было предложено Николаю II кем-то лично, либо избрано им самим из уважения к памяти отца.
   Вообще этому кораблю сопутствовали плохие приметы.
   За несколько месяцев до трагедии, случившейся при спуске на воду, на заводе сгорела деревянная модель броненосца, что задержало принятие некоторых конструкторских решений.
   Впоследствии перед походом командир в кают-компании фактически предсказал его геройскую гибель в бою со всем экипажем («Мы все умрем, но не сдадимся»).
   
   Командир корабля.
   http://s40.radikal.ru/i090/1011/76/b425d243fb53t.jpg
   Командир
   эскадренного броненосца "Императоръ Александръ III"
   капитан 1-го ранга Бухвостов Николай Михайлович
   (2 мая 1857г. – 14 мая 1905г.)
   
   Гибель корабля.
   В 14 часов 26 мин. броненосец "Князь Суворовъ" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно.
   Эскадру повел "Императоръ Александръ III".
   Выступая всего 14 мин. в качестве ведущего эскадры, "Императоръ Александръ III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам по-пал под продольный огонь броненосцев Камимуры.
   В 14 часов 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому".
   По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - гвардия!".
   В 17.05 "Императоръ Александръ III" вновь вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта.
   В 17.40 вернулся в строй эскадры.
   В 18.30 с креном на правый борт броненосец окончательно покинул строй эскадры.
   В 18:48 он снова попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек.
   Опрокинувшись, броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов.
   Крейсер "Изумрудъ" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре.
   14.05.1905г. в 18.50 корабль затонул.
   
   Вместе с броненосцем погибло:
   - 29 офицеров;
   - 11 кондукторов;
   - 827 нижних чинов.
   Не спасся никто, поэтому обстоятельства боя и гибели этого корабля неизвестны.
   Вечная им память!
   
   Можно предположить, что он затонул от распространения воды по главной палубе (имевшей только одну переборку), попавшей через казематы 75-мм орудий из-за перегрузки корабля.
   
    Модель "перепилена" из "Орла" производства фирмы "Звезда".
   
   "Пособие по изготовлению данной модели" можно скачать отсюда:
   http://webfile.ru/4926182
   
   Подробная история создания модели (с иллюстрациями и пояснениями) – приведена здесь:
   http://karopka.ru/forum/forum190/topic2153/
   
   Отдельно иллюстрации по постройке собраны в альбом и размещены по следующему адресу:
   http://public.fotki.com/lejnev/iii-/
   
   Развернутый альбом фотографий готовой модели можно посмотреть по следующему адресу:
   http://public.fotki.com/lejnev/iii/
   
   Из всех кораблей Второй эскадры флота Тихого океана, эскадренный броненосец "Императоръ Александръ III" выделялся не только конструктивными особенностями, которые я постарался отобразить при создании данной модели.
   На всех фотографиях броненосца очень заметно, что окрас его сильно отличался от всех своих собратьев своеобразным "блеском".
   Я позволил себе попробовать воссоздать эту его отличительную особенность при создании модели.