САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
24 января 2022 г.    Прием работ на конкурс продолжается. Мы принимаем работы еще ровно неделю, до 31 января 2022 года включительно.
Советуем проверить не забыли ли вы проставить признак участия в конкурсе в своих уже опубликованных и еще неопубликованных работах. А также проверить не забыли ли вы отправить свои работы на публикацию. В статусе формируемых находится значительное количество работ.
опубликовано 2004-02-13
другие работы автора  |  обсуждение  
Развитие отечественных бронетранспортеров

Кирилл Кудряшов
aka Кир.Нижний Новгород
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Данная статья представляет собой реферат , написанный к вступительному экзамену в аспирантуру Института Истории Естествознания и техники РАН по специальности История науки и техники.
    Актуальность темы.
   История развития отечественной бронетехники представляет серьёзный научный интерес.
   Это связано в первую очередь с изменением характера современной войны, и как следствие необходимостью переосмысления роли и места военной техники в такой войне. Ядерное оружие перестаёт быть оружием сдерживания. Вьетконг и афганские моджахеды, Аль-Каида и чеченские «духи» вели и ведут вполне успешные боевые действия против ядерных держав. Многочисленные репортажи из горячих точек ясно показывают не достаточную пригодность отечественной бронетехники в современной войне. Достаточно посмотреть по телевидению ставшие, к сожалению, обыденностью репортажи из «горячих точек», что бы обратить внимание на то, что наши военные ездят «на броне» БТР а не «за бронёй», то есть БТР превратился по сути дела в бронеавтомобиль с экипажем из двух человек, сидящих внутри машины. В силу этого, своему основному назначению – обеспечению защиты пехоты при движении к полю боя и с него современные отечественные БТР, семейства БТР-60, -70, -80 не соответствуют. Дальнейшее их развитие – БТР-90 по сути дела представляет собой лишь увеличенный в размерах БТР-80 с усиленным вооружением, о пригодности его к современным боевым действиям гадать не приходится. Причины сложившейся ситуации и пути выхода из них требуют обстоятельного, всестороннего историко-технического анализа.
   Встаёт вопрос о полном отмирании бронетехники. Однако дискуссии на эту тему ведутся в основном людьми крайне не компетентными в данном вопросе. Впрочем, то, что эти вопросы стало возможным обсуждать уже прекрасно, ведь ещё лет 15 назад всё это было укрыто завесой совершенно непонятной секретности. Достаточно сказать, что в 70-е – 80-е годы сначала на Западе выпускали точную масштабную модель, и только потом информация о боевой машине появлялась в нашей печати.
   
   Ещё одним фактором, приводящим к резкому росту общественного интереса к истории техники вообще, и истории бронетехники в частности стало открытие в начале 90-х годов отечественного рынка для сборных стендовых моделей-копий, сначала западных производителей, а затем и отечественных качеством не хуже, а иногда и лучше. Это привело к резкому росту популярности стендового моделизма, что в свою очередь, повлекло увеличение числа публикаций научно-популярного характера. Число научно-популярных периодических изданий, посвящённых этому разделу истории техники увеличилось в разы. Появились узкоспециализированные журналы, такие как «Бронеколлекция» и «Танкомастер». Между числом наименований периодических изданий того или иного направления истории техники (авиация, бронетехника, флот, железнодорожная техника) и популярностью соответствующего направления в моделизме прослеживается прямая взаимосвязь. Требуется, чтобы история техники как наука не игнорировала растущий интерес к ней в том числе и со стороны моделистов. С другой стороны моделизм, в первую очередь стендовый, его влияние на науку, требует изучения со стороны истории техники. Складывается впечатление, что, именно из среды моделистов, в самое ближайшее время, вырастут прекрасно подготовленные кадры для истории техники.
   
   Упрощение в 90-е годы доступа к комплексу материальных и документальных источников позволит более полно рассмотреть всю картину развития БТР в СССР и России. Доступность информации по БТР иностранного производства позволит проследить влияние этих машин на отечественную конструкторскую мысль.
   
   Актуальность проблематики определила выбор темы, хронологических и территориальных рамок исследования.
   
   Территориальные и хронологические рамки исследования.
   Военная техника, в силу своего назначения не может развиваться в одной отдельно взятой стране сама по себе, не испытывая влияния конструкций создаваемых в других странах. С одной стороны учёт характеристик техники потенциального противника задаёт требования к характеристикам своей техники, с другой – нет ничего зазорного в заимствовании иностранного опыта при конструировании своего образца.
   
   Поэтому, уделяя в своей работе максимум внимания рассмотрению развитию класса БТР в СССР и России, представляется полезным рассмотреть так же технику иностранного производства, уделив внимание американским и британским БТР поступавшим в СССР по ленд-лизу, немецким БТР периода Второй Мировой войны, так как эти машины оказали наибольшее влияние на конструкцию первых отечественных серийных БТР, будут рассмотрены иностранные машины этого класса 80-х – 90-х годов, здесь особое внимание будет уделено машинам стран ведших или ведущих активные противопартизанские боевые действия, в первую очередь Израиля и ЮАР.
   
   Работа будет охватывать период от появления первых опытных конструкций БТР – БА-22 и Б-3 до БТР-90 и БТР-Т, то есть период с 1936 года до настоящего времени.
   
   Объектом исследования служат бронетранспортёры – образцы бронетанковой техники, предназначенные для перевозки пехоты к полю боя и с него, а так же техника созданная на шасси БТР: САУ различного назначения; Командирские машины; БРЭМ; Машины артиллерийской разведки; Сапёрная техника и другие разработки. Так же объектом исследования будут БРДМ – подкласс БТР предназначенных для разведки, непосредственным предком БРДМ и БРДМ-2 являлся БТР-40, разрабатывались они одним КБ и имеют конструктивную преемственность. Машины других, близких классов, такие как БМП, БМД, легкие танки, бронированные тягачи будут рассматриваться только по мере необходимости, там, где они имеют с БТР общие конструктивные элементы или влияли на разработку БТР. Будут рассмотрены как серийные, так и опытные машины.
   
   Выбор объекта исследования объясняется тем, что основным противником Российских вооружённых сил в современных локальных конфликтах являются партизаны, по сути, лёгкая пехота, ведущая боевые действия, как правило, в недоступной для бронетехники местности, в городе, в лесу или в горах. Основная тяжесть боевых действий в таких условиях ложится на пехотные подразделения. Бронетехника в противопартизанских операциях служит в первую очередь для сопровождения колонн при движении по дорогам и усиления обороны блокпостов в качестве стационарных огневых точек. И при обороне колонн, и при обороне блокпостов, и при «зачистках» пехота не ведёт боя с машин, таким образом, и БМП, и БМД в современной войне, по сути, являются тяжёлыми, дорогими БТРами. Применение против пехотинцев вооружённых лёгким оружием, защищённых максимум бронежилетом и каской танков со 125-мм пушками, основным назначением которых было уничтожение НАТОвских «Леопардов», «Чифтенов» и М60 неэффективно. Таким образом, именно на БТР ложится основная тяжесть ведения боевых действий в локальных конфликтах.
   
   Основное внимание при исследовании БТР будет уделено компоновке – принципу конструирования. Причём будет рассматриваться как общая компоновка, так и компоновка отдельных систем, таких как силовая установка и бронекорпус. Серьёзное, без конструктивной преемственности, изменение компоновки будет служить основанием для периодизации, разделения БТР на поколения. Изменение компоновки отдельной системы в рамках конструктивной преемственности будет служить основанием для выделения образца в «подпоколение».
   
   Степень научной разработки, историография и китография проблемы.
   На сегодняшний день серьёзных научных работ по тематике работы в открытом научном обороте не существует. Предположительно, это вызвано тем, что в СССР подобные работы появиться не могли в силу сильно преувеличенной секретности, это создавало на пути исследователя большие трудности, излишнее же проявление интереса к проблеме грозило большими неприятностями, до потери свободы включительно. После 1991 года секретность стала гораздо мягче, но и необходимости в серьёзных научных исследованиях в этом направлении не было – оборонная промышленность переживала сильнейший спад.
   
   До конца 80-х годов ХХ века сколь - нибудь серьёзных монографий по истории отечественной бронетехники послевоенного периода не было, лишь иногда, крайне скудная информация проходила в агитационных изданиях типа «Книги будущих командиров». Западные монографии попадали в СССР настолько редко, что их можно не принимать во внимание. Основная масса информации по отечественным БТР публиковались в журналах «Моделист – Конструктор» и «Техника – Молодёжи». Огромным прорывом была «Историческая серия» по отечественным колёсным боевым машинам в «Т – М» за 1983 год. Там были опубликованы статьи по БТР-152, БТР-40, БРДМ, БТР-60, в №12 в качестве подведения итогов «Исторической серии» была напечатана статья по перспективам развития БТР, была предпринята попытка периодизации их развития. Статьи в журнале «Моделист – конструктор» не имели чёткой системы и периодичности, но дополнялись чертежами внешнего вида, весьма посредственного качества. В целом публикации этого периода отличались преувеличением сильных и замалчиванием слабых сторон отечественных БТР. Об использовании в РККА БТР в годы Второй Мировой войны упоминалось очень осторожно, сколь-нибудь подробная информация о них отсутствовала. Здесь действовало правило – «о союзной технике, поставленной по ленд-лизу, или плохо или никак».
   
   На рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века в научно – популярной историографии проблемы произошёл переворот, выразившийся в резком росте количества и качества публикаций по истории техники вообще и истории бронетанковой техники в частности. Причин этому несколько:
   
   - Открытие новых источников и упрощение доступа к ранее существовавшим;
   - Повышение доступности иностранной литературы;
   - Открытие отечественного рынка для стендовых моделей – копий западного производства и развитие отечественного их производства привели к резкому росту популярности стендового моделизма и как следствие к повышению платёжеспособного спроса на такие публикации.
   
   Выходящие в последнее время издания следует условно разделить на следующие группы:
   
   1. Каталоги. В книге перечисляются все известные автору машины, сгруппированные по классовому и(или) географическому признаку. Как правило, такие работы содержат краткую техническую характеристику, краткую же информацию о машине, и вид сбоку, реже такие работы сопровождаются более подробной информацией. Наиболее характерная работа такого типа – «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995» А.В.Карпенко, выпущенная в 1996 году в Санкт-Петербурге издательством «Невский Бастион». Следует отметить, что введение к работе предельно кратко и содержит периодизацию (разделение на поколения) только танков. Периодизации и попыток анализ развития других типов бронемашин автор не делает. К зарубежным изданиям подобного типа следует отнести вышедшие в 2003 году в издательстве АСТ работы Питера Чемберлена «Британские и Американские танки Второй Мировой войны» (в соавторстве с Крисом Элисом) и «Энциклопедия немецких танков Второй Мировой войны» (в соавторстве с Хилари Дойлом), наиболее полные издания по БТТ соответствующих стран в настоящее время в России.
   2. Монографии по отдельным машинам. В работе приводится история создания и боевого применения отдельной машины, информация по её модификациям. Как правило сопровождаются богатым иллюстративным материалом. Пример – В.Прочко БТР-152 М. «Бронеколлекция» №5/2001.
   3. Издания для моделистов. Объём авторского текста минимален, большую часть работы составляет иллюстративный материал. Цель работы – помощь опытным моделистам в точном воспроизведении конкретной машины. Пример – работы Ильи Переяславцева, такие как «Фердинанд – Элефант», «Первые тигры».
   
   Граница между монографиями и периодикой становится всё более и более размытой – такие издания, как «Бронеколлекция», «Фронтовая иллюстрация» выходят каждые два месяца – то есть являются периодическими изданиями, но каждый выпуск посвящён отдельной теме и не разбит на статьи – то есть является монографией.
   
   Следует отметить, что очень часто авторский текст сопровождается публикацией фотодокументов.
   
   Основные черты современных работ по истории бронетанковой техники:
   - Объёктивный технический и исторический анализ характеристик машины;
   - Корректное сравнение характеристик техники;
   - Богатый иллюстративный материал, кроме фотодокументов используются цветные проекции, чертежи, рисунки;
   - Авторство работ по истории бронетехники принадлежит, как правило, людям с техническим образованием, профессиональные историки среди авторов встречаются крайне редко. Большинство авторов – жители столицы, провинциалов практически нет.
   
   Следует упомянуть и некоторые изданные в последнее время книги, после общения с которыми остаются самые неприятные впечатления. Яркий пример – работы некоего господина Холявского (есть основания предполагать, что это псевдоним и выбран он не случайно), такие как «Энциклопедия танков», в которой собраны статьи из журналов «Моделист – Конструктор», «Бронеколлекция», «Зарубежное военное обозрение», без какой бы то ни было системы и ссылок на авторов. Например в качестве информации по танку М4 «Шерман» приведена слово в слово статья М. Барятинского «Броня к броне» («М-К» № 5/1990). Этим же недостатком страдают некоторые энциклопедии на CD-ROM, особенно грешит этим издательство media2000, «Бронетанковая техника и артиллерия» выпуски 1 и 2 представляют собой надёрганную из журналов и интернета информацию, опять без ссылок на авторов.
   Поскольку выше уже неоднократно рассматривалось влияние стендового моделизма на историю техники будет не лишним уделить внимание отражению темы отечественных БТР в китографии (1) – производстве стендовых моделей.
   
   Показателем интереса моделистского сообщества к тому или иному образцу служит технология изготовления модели. Наиболее распространены три технологии (2):
   1. Литьё из полистирола под высоким давлением (около 20 атм.). Требует дорогого оборудования, но обеспечивает большие тиражи, высокое качество и низкую себестоимость модели при больших тиражах. Для окупаемости вложенных средств, требуется продать не менее 500 моделей одного типа. Фирм производящих модели по такой технологии в мире насчитывается несколько десятков. Выпуск модели по такой технологии показывает высокий интерес к прототипу. Простота сборки привлекает в ряды моделистов новичков.
   2. Литьё из полистирола под низким давлением (около 7 атм.). Оборудование дешевле, модель окупается при гораздо меньших тиражах, но заметно ниже качество. Модели рассчитаны на опытных моделистов с сформировавшимся интересом к определённой теме. Прототипами моделей произведённых по этой технологии служат, как правило, экспериментальные или малосерийные машины. Те, кто покупает такие модели, обычно используют большой объём информации по прототипу, при отборе которой прибегают (порой, не понимая того) к методам исторического источниковеденья.
   3. Литьё из эпоксидной смолы. Очень дешёвая технология, но низкие тиражи, высокая себестоимость, отсюда высокая цена и малая доступность модели. В России приобрести модели, изготовленные по этой технологии вне Москвы практически невозможно (3). Изготовление модели по этой технологии показывает интерес к прототипу со стороны узкой группы профессионалов.
   
   Следует упомянуть конверсии – наборы деталей для переделки модели одного прототипа в модель другого, как правило, модификации исходного. Например, превращение БТР-80 в БТР-80А путём замены башни.
   
   Для моделей бронетехники приняты два основных масштаба: 1/35 и 1/72. Наибольшей популярностью пользуется масштаб 1/35 – позволяет наиболее точно воспроизвести все детали прототипа.
   
   Далее приводится китография БТР, которые предполагается исследовать в будущей диссертационной работе.
   
   Американский полугусеничный БТР М3. TAMIYA (Япония). 1/35. Литьё под высоким давлением. Они же делают самоходный миномёт М21 и ЗСУ М-16 на его базе.
   
   Американский колёсный БТР М3. Italeri (Италия). 1/35. Литьё под высоким давлением. Он же производится в России фирмой «Звезда» на том же оборудовании.
   
   Немецкий БТР. TAMIYA (Япония). 1/35. Литьё под высоким давлением. Производят Sd. Kfz. 250/3 – Командно – Штабная Машина Управления (КШМУ) и Sd. Kfz. 250/9 – Бронированая Разведывательная машина (БРМ). Обе машины с корпусом раннего (до 1943 года) выпуска.
   
   Dragon (Китай). 1/35. Литьё под высоким давлением. Около десятка моделей как собственно БТР, так и машин на его базе, таких как Sd. Kfz. 250/6 – машина огневой поддержки с 75-мм орудием, Sd. Kfz. 250/5 – машина передовых артиллерийских наблюдателей. Производят модели прототипов как с корпусом раннего , так и позднего выпуска.
   
   Германский БТР Sd. Kfz. 251. TAMIYA (Япония). 1/35. Литьё под высоким давлением. Производят модели БТР модификаций C и D (отличались корпусами) а также Sd. Kfz. 251/9 – вариант огневой поддержки с 75-мм пушкой.
   
   БТР-152В1, БТР-152К, ЗПУ-2 на базе БТР-152В1 «Скиф» (Украина). 1/35. Литьё под высоким давлением.
   
   МТЛБ. «Скиф» (Украина). 1/35. Литьё под высоким давлением. Они же производят ЗРК «Стрела-10» на базе МТЛБ.
   
   МТЛБ-МА, МТЛБ-МБ. 1/35. Литьё из эпоксидной смолы, конверсия. «Навигатор» (Россия)
   
   БТР-40 1/35. Литьё из эпоксидной смолы. «Капитан» (Россия)
   
   БТР-70 «Dragon» (Китай). 1/35. Литьё под высоким давлением.
   
   БТР-70 «Звезда» (Россия) 1/35. Литьё под высоким давлением.
   
   БТР-80 «Звезда» (Россия) 1/35. Литьё под высоким давлением.
   
   БРДМ. «Восточный экспресс» (Россия) 1/35. Литьё под высоким давлением.
   
   БРДМ-2. «Dragon» (Китай). 1/35. Литьё под высоким давлением.
   
   Таким образом, при наличии большого числа научно-популярных работ и общественного интереса (выраженного в китографии) к теме предполагаемой диссертации научные исследования по истории отечественных БТР отсутствуют.
   
   Цели и задачи исследования.
   Главной целью работы является историко-техничекий анализ эволюции бронетранспортёров и выработка на его основе рекомендаций по выбору путей совершенствования существующих и созданию новых образцов машин этого класса.
   В ходе работы планируется решить следующие задачи:
   
   - Собрать наиболее полную информацию об отечественных БТР, машинах на их базе, как серийных, так и опытных, а так же БТР иностранного происхождения, использовавшихся в СССР и России или оказавших существенное влияние на конструкцию отечественных БТР;
   - Создать периодизацию развития БТР в СССР и России;
   - Ввести в научный оборот классификацию элементов конструкции БТР по защите, вооружению, подвижности;
   - Изучить историю создания первых опытных БТР в СССР в 30-е – 40-е годы и проследить влияние на их конструкцию зарубежного опыта. Опубликовать результаты исследования в научных и научно-популярных изданиях;
   - Подготовить материал по БТР (обмерные чертежи, схемы окраски) для производства некоторых, наиболее этапных образцах стендовых моделей-копий.
   - Изготовить масштабный макет по научно обоснованному мнению автора диссертационной работы перспективного БТР.
   
   Методы исследования.
   Поскольку история техники находится на стыке исторических и технических наук в работе предполагается использовать методы присущие как историческим, так и техническим наукам.
   
   Методы исторической науки:
   - Хронологический – рассмотрение развития БТР во времени.
   - Диахромный – сопоставление развития БТР различных подклассов, сопоставление развития отечественных БТР с развитием иностранных БТР, сопоставление развития БТР с историей страны;
   - Сравнительно-исторический – сопоставление истории развития БТР с историей развития других видов бронетехники;
   - Выявление причинно-следственных связей;
   - Другие методы исторической науки.
   
   Методы технических наук:
   - Эксперимент. Изготовление макетов существующих образцов, изготовление макета перспективного образца;
   - Снятие характеристик с натурного образца. Обмеры и взвешивание (по возможности) с целью уточнения технических характеристик, например удельного давления на грунт, осевой нагрузки, сцепного веса.
   
   Источниковая база исследования представлена разнообразными материальными и документальными источниками:
   
   1. История техники занимается исследованием материальных объёктов, поэтому особенностью работы будет большой комплекс Материальных источников.
   Натурные образцы из музейных и частных коллекций, машины, состоящие на вооружении в воинских частях, машины, используемые в качестве памятников. По достоверности наиболее точный источник, фальсификация которого крайне затруднена, если вообще возможна. Однако не несёт всей информации о машине, в первую очередь о процессе её создания. В России наиболее полная коллекция БТР, как серийных, так и экспериментальных находится в Военно-Историческом Музее Бронетанковых войск в Кубинке под Москвой. К сожалению, этот музей находится на территории НИИБТПолигона и носит полузакрытый характер. Натурные образцы имеются также в Центральном Музее Вооружённых Сил, Музее Горьковского Автозавода. Информацию по БТР, находящихся в зарубежных музеях и частных коллекциях планируется получить от зарубежных коллег, связи с которыми установлены.
   
   2. Промежуточное между материальными и письменными источниками положение занимают аудиовизуальные, в первую очередь фото-, документы. С одной стороны носитель информации тот же, что и у письменных источников – бумага. С другой характер информации близок к материальным источникам. Следует осторожно относится к аудиовизуальным документам на цифровом носителе, в виду невозможности выявления фальсификации. В настоящее время фотодокументы по истории бронетехники активно публикуются.
   
   3. Документальные источники.
   В первую очередь планируется использовать документы содержащиеся в Архивах Российской Федерации. В первую очередь ЦАМО, фонд ГАБТУ, Центрального Научно-Технического Архива в Самаре, Центрального Архива Нижегородской области, фонд ГАЗ и Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (ДробМаш, изготовлял бронекорпуса для БТР-40, -60, -70, -80, в 1993 году производство бронекорпусов выделено в отдельный Выксунский завод корпусов), Арзамасского архив – фонд Арзамасского филиала ГАЗ. Особое внимание при исследовании архивных документов планируется обратить на отчёты об испытаниях опытных образцов, переписку заводов с вышестоящими организациями и предприятиями – смежниками. Эти данные позволят наиболее полно изучить историю создания каждого образца, выявить причины того или иного инженерного решения. В то же время, поскольку в работе будут рассмотрены машины в настоящее время состоящие на вооружении, могут возникнуть трудности с получением и использованием материалов находящихся на секретном хранении.
   
   Следующая группа письменных источников – руководства по эксплуатации издававшиеся ГАБТУ для освоения машин в частях. Эти документы содержат большой объём информации по устройству конкретных машин. Не смотря на стоящие на этих изданиях грифы «секретно» их вполне реально приобрести в букинистических магазинах, попадаются они и в магазинах для моделистов.
   
   К письменным источникам следует отнести работы по теории механизированной войны. Эти работы, такие, как «Операции механизированных сил» Джона Фулера содержат информацию по формированию требований к будущим средствам такой войны, в том числе и БТР.
   
   4. Следующий источник – мемуары и воспоминания.
   В моей работе будут использоваться как изданные мемуары, так и записанные мною интервью. К сожалению, мемуары конструкторов БТР не издавались, поэтому в моей работе будут использованы мемуары военачальников, использовавших в своей практике БТР. Следует отметить, что сведенья, содержащиеся в этих источниках крайне скудны. Особой скудностью страдают мемуары советских генералов, основной причиной этого является цензура Института Военной Истории. Благодаря ей, например, в воспоминаниях генерала Бабаджаняна фигурирует «гусеничный вездеход», в воспоминаниях К.К. Рокоссовского – «полугусеничная бронемашина», и остаётся догадываться, что имелось в виду (если не трофейная техника, что маловероятно, то скорее всего это британский БТР «Universal Carrier» и американский БТР М3 соответственно). Мемуары немецких генералов содержат массу информации по разработке операций на уровне корпуса, армии и выше, но оценок техники в них крайне мало, пока мне таковые не попадались. Наибольший объём информации содержат мемуары американских генералов.
   
   Апробация результатов исследования в Нижнем Новгороде затруднена. Отношение к истории техники среди нижегородских историков настороженное, научная работа в этом направлении не ведётся, информации по проводимым в других городах конференциям нет. Ситуация, когда докладчику, чья работа только связана с историей техники (например, по историографии истории техники) не выпускают на трибуну конференции под предлогом «это технические науки, к истории отношения не имеющие» вполне реальна. Следует изменить сложившуюся ситуацию.
   
   Основное содержание работы.
   Впервые бронетехника была применена во время Первой Мировой войны 1914 – 1918 годов. Поначалу использовались бронеавтомобили, основным назначением которых была разведка, связь, патрулирование и боевое охранение. Тем не менее, бронеавтомобиль не стал полноценным боевым средством. Главной причиной была низкая проходимость колёсного шасси, ограничившая подвижность БА дорогами. По настоящему боевым средством стали впервые применённые англичанами в 1916 году танки. Гусеничный движитель, не смотря на всё несовершенство первых танков, в первую очередь их ходовой части, резко повысил проходимость бронированных боевых машин и сделал танки по настоящему боевым средством.
   
   По началу казалось, что танк становится панацеей от всех бед позиционной войны и вытеснит пехоту с поля боя, но очень скоро стало понятно, что без взаимодействия с пехотой танки не приведут к победе. Во время Первой Мировой войны англичанами выпускались и применялись тяжёлые танки Мк. V* и Мк. V** («одна звёздочка» и «две звёздочки»), оборудованные помещением для пехоты за счёт удлинения корпуса. Эти машины имели полное вооружение и шли в бой как настоящие танки, пехота, спешиваясь, закрепляла успех.
   
   После Первой Мировой войны появляются работы разрабатывавшие теорию применения механизированных сил. В числе таких работ следует назвать прежде всего «Операции Механизированных сил» Джона Фулера, «Внимание! Танки!» Гейнца Гудериана. В этих работах были сформулированы основные положения теории применения боевых машин, прежде всего бронированных в будущей войне. Немалая роль отводилась мотопехоте. Основной задачей которой считалось удержание захваченной танками территории, то есть закрепление успеха танков. Для пехоты предполагалось создать специальные транспортные средства. Эти средства служили для доставки пехотинцев к полю боя и выводу их с него. Это определило требования к такой машине: она должна была обладать одинаковой с танками подвижностью, в то же время, поскольку машина считалась вспомогательной по отношению к танкам, и их требовалось больше чем танков, она должна была стоить дешевле танка. Это определило компоновку и характеристики первых таких машин – бронетранспортёров.
   
   Основными чертами первых БТР, чей облик (которых) сформировался к началу Второй Мировой войны были:
   - Широкое применение автомобильных узлов и агрегатов: двигателей, коробок перемены передач, мостов, элементов управления;
   - Автомобильная компоновка – силовое отделение впереди, за ним отделение управления, отделение десанта в корме, спешивание десанта через дверь в корме;
   - Повышение проходимости за счёт использования полугусеничного движителя;
   - Использование базы БТР для различных машин вспомогательного назначения – КШМУ, БРЭМ, САУ, ЗСУ и других.
   
   Исключение составляют британские БТР серии “Universal carrier”. Они имели гусеничное шасси, созданное на базе разработанной в предвоенные годы танкетки «Виккерс – Карден – Ллойд». Тем не менее, считать их полноценными БТР нельзя в силу низкой вместимости, пехотное отделение из 13 человек приходилось перевозить на двух машинах, что затрудняло управление в бою. Несмотря на огромные объёмы производства этих машин, в мотострелковых бригадах британских танковых дивизий в качестве БТР применялись другие машины.
   
   Первые БТР разработали немцы в 1936-39 годах. С июня 1939 года по март 1945 выпускался БТР Sd. Kfz. 251, на базе полугусеничного 3-тонного тягача Sd. Kfz. 11. Машина выпускалась в четырёх вариантах: А, B, C и D, отличавшихся корпусами. Он имел открытый сверху корпус с рациональными углами наклона бронелистов толщиной от 6 до 14,5 мм. Вооружение в варианте БТР состояло из двух пулемётов MG-34 или MG-42 калибра 7,92 мм. БТР перевозил 12 десантников – отделение панцергренадёров (пехота танковой дивизии). На базе БТР выпускались машины различного назначения обозначавшиеся цифрой, отделённой косой чертой от обозначения, например Sd. Kfz. 251/3 – Командно – Штабная Машина Управления, за счёт сокращения десанта установлены несколько мощных радиостанций, шифровальная машина «Энигма», другое штабное оборудование.
   
   Другим немецким БТР, выпускавшимся крупной серией был Sd. Kfz. 250. Он был создан на базе 1-тонного тягача Sd. Kfz. 10 и выпускался с июня 1941 по февраль 1945 года. Существовало две модификации по корпусу – «Старая» и «Новая». В целом БТР напоминал уменьшенный Sd. Kfz. 251. Машина вмещала 6 десантников – половину отделения, это привело к тому, что машина применялась в основном в разведывательных подразделениях. Так же как и Sd. Kfz. 251, Sd. Kfz. 250 послужил базой для машин различного назначения.
   
   Общей чертой этих БТР было применение полугусеничного шасси с передним неведущим мостом. Длина опорной поверхности гусеницы была довольно большой, составляя более 50% длины машины. Это повлекло применение сложного механизма поворота машины – управляемые колёса поворачивались на угол до 15° поворот на больший угол выполнялся «по танковому» – притормаживанием одной из гусениц. Вместе с подвеской системы Кникампа с шахматным расположением опорных катков компоновка повышала проходимость БТР по бездорожью, но усложняла конструкцию и соответственно снижала надёжность. Корпус имел рациональные углы наклона броневых листов, что повышало его пулестойкость. Следует отметить, что, несмотря на старания немецких конструкторов, стоимость БТР была близка к стоимости танков (Sd. Kfz. 251- 20000 марок, Pz III – 25000 марок).
   Германские БТР активно использовались в боях против РККА в течении всей войны. Отмечено использование трофейных БТР частями Красной Армии .
   
   В армии США применялись полугусеничные БТР М3. Они выпускались с мая 1941 до середины 1944 года. На их базе выпускались артиллерийские тягачи М2, самоходные миномёты, ЗСУ, противотанковые пушки и самоходные 105-мм и 75-мм гаубицы. Машины производства фирмы «Интернешнл Харвестер» имели другой двигатель и обозначались М5 (БТР) и М9 (артиллерийский тягач). Внешне их можно отличить по закруглённым задним углам корпуса и передним крыльям иной формы (4). Как не вполне стандартные они поставлялись по ленд-лизу союзникам. БТР имели ходовую часть типа Кегресс, с резинометаллической, армированной тросами гусеницей, гусеница была короче, чем у германских БТР, длина опорной поверхности составляла примерно 15% длины машины. Для повышения проходимости передний мост был сделан ведущим, некоторые машины имели лебёдку. Кроме полугусеничного БТР, выпускался чисто колёсный полноприводный вариант М3 «Scout car» - разведывательная модификация БТР. Уступая немецким БТР по бронезащите, американские БТР превосходили немцев по вооружению и технологичности производства, имея с ними почти равную проходимость.
   
   Кроме полугусеничных БТР, США использовали гусеничные плавающие транспортёры, часть из них имела броню. Не останавливаюсь на них, так как, в СССР они не попали и влияния на конструкцию отечественных БТР не оказали.
   
   Американские БТР поступали в СССР по ленд-лизу. Было поставлено 1118 полугусеничных БТР М3, около 3 тысяч колёсных БРМ М3, 1000 ЗСУ М17 (4ґ12,7мм), 100 ЗСУ М15 (1ґ37мм + 2ґ12,7мм), 480 САУ Т48 (британская 57-мм противотанковая пушка Мк1 на базе БТР М3, машина в Армии США на вооружении не состоявшая) (5). БТР М3 поступали в основном в артиллерийские части в качестве арт. тягачей. 118 штук попали в распоряжение ГАБТУ, использовались в основном в штабах танковых соединений от корпуса и выше. Попадали они и в части охраны штабов фронтов. Поэтому, хотя как БТР они практически не использовались, занимаясь сопровождением генеральских машин, БТРы были на виду у высокого начальства, приобретя среди него влиятельных сторонников. После войны это сыграло положительную роль в ускорении разработки и производства собственных машин. САУ и БРМ поступали в основном в разведывательные подразделения механизированных частей и соединений. Достаточно сказать, что к концу войны БРМ М3 сильно потеснила в этих частях отечественный БА-64. ЗСУ американского производства (как и БТР) были единственными представителями этого класса машин в Красной Армии.
   
   Лёгкие гусеничные БТР «Универсал» британского производства применялись в первую очередь разведчиками, любили их и «особисты». К концу войны их конструкция, основанная на танкетках разработки начала 20-х годов окончательно устарела. Поэтому влияния на отечественные БТР они не оказали. Сами британцы предпочитали американские БТР. Следует упомянуть широко применявшиеся англичанами «Кенгуру» - тяжёлые БТР на базе танков или машин на танковой базе. Получались они путём демонтажа башни или арт. системы и установки в боевом отделении сидений для десанта. После войны этот путь снабжения армии БТР был надолго забыт, возродившись в Израиле в середине 70-х годов, когда были переделаны в БТР трофейные танки Т-55 и отслужившие своё «Центурионы». БТР созданные на базе танков имели одинаковую (а не близкую) с танками подвижность и защищённость (резко превосходя БТР оригинальной разработки). Резко упрощалось снабжение запасными частями.
   
   В СССР первая бронированная транспортная машина опытный БА-22, была создана в 1939 году на Ижорском заводе, выпускавшем бронеавтомобили БА-3, БА-6, БА-10. Эти бронеавтомобили объединяла общая с БА-22 база – трёхоска ГАЗ-ААА. В отличии от бронеавтомобилей, БА-22 получил высокий, напоминающий фургон кузов. Это соответственно увеличило его массу, и без того большую для слабого ГАЗовского двигателя. Машина перевозила 10 человек и не несла вооружения. В ряде публикаций её называют «Санитарно – транспортным бронеавтомобилем». В серию она, естественно, не пошла.
   
   Следующая попытка создания БТР была предпринята в 1943 году конструкторами ЗиС. В качестве базы был выбран ЗиС-42. Проект получил обозначение ТБ-42. И здесь подвёл слабый двигатель. К этому прибавилась низкая надёжность гусеничной части полугусеничного движителя. Всё это усугублялось низким К.П.Д. цепной передачи от заднего моста к ведущим каткам. В итоге дальше постройки деревянного макета дело не пошло.
   
   При разработке БТР Б-3 конструкторы ЗиСа решили заменить ненадёжную ходовую ЗиС-42 узлами танка Т-70. От него были взяты опорные и поддерживающие катки, ведущая звёздочка, ленивец и траки. И опять всё испортил двигатель, ничего мощнее ЗиС-16 (85 л.с.) найти не удалось.
   
   Попытка построить БТР на базе Горьковского броневика БА-64 – БА-64Е не удалась по причине крайней тесноты отделения десанта. Да и вообще БА-64 пользовался в войсках дурной славой, причина всё та же – теснота внутри. При поражении машины, а пробивалась она бронебойной винтовочной пулей, шансы водителя покинуть машину были невысоки.
   
   Таким образом, во время Второй Мировой войны Красная Армия отечественного БТР так и не получила. Главной причиной было отсутствие автомобильного двигателя подходящей мощности.
   
   После войны работы по созданию БТР интенсифицировались. Разработки велись сразу по нескольким направлениям.
   
   Были разработаны гусеничные БТР: К-75 (на базе СУ-76), К-78 (на базе экспериментального лёгкого танка К-90) и БТР-112 на базе опытного шасси САУ. Все они по разным причинам в серию не пошли. Первый серийный гусеничный БТР-50П попал в серию только в 1954 году, он был создан на шасси плавающего танка ПТ-76.
   В 1950 году на вооружение были приняты Колёсные лёгкий БТР-40 и средний БТР-152.
   
   БТР-40 был создан на ГАЗе на базе ГАЗ-63. Хотя в машине и видны некоторые черты американской БРМ М3 «Скаут», это была вполне самостоятельная конструкция. Следует отметить бронекорпус с рациональным углом наклона бронелистов. Существовало несколько вариантов этой машины, в том числе железнодорожные. В книге А. В. Карпенко «Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1905-1995» железнодорожный вариант указан как опытный (6), однако есть данные, что ими комплектовались бронепоезда, действовавшие в 70-е годы на Дальнем Востоке (7).
   БТР-152 выпускался на ЗиСе с 1950 года. Машина создавалась на базе ЗиС-151, который в свою очередь конструировали под влиянием американских 2,5-тонных полноприводных грузовиков. В отличии от ЗиС-151 БТР получил односкатные задние колёса, после отработки этого решения на БТР они были установлены на базовую машину, превратив весьма посредственный ЗиС-151 в прекрасный ЗиЛ-157. Кузов был выполнен несущим, открытым сверху. Бронелисты располагались под рациональными углами, повышавшими его стойкость (8).
   
   БТР-40 и БТР-152 можно объединить в Первое поколение отечественных колёсных БТР. Общими чертами этих машин было:
   - Широкое использование автомобильных узлов и агрегатов;
   - Автомобильная компоновка – спереди силовое отделение, за ним отделение управления, сзади – десантное;
   - Отсутствие плавучести;
   - Малая номенклатура машин на базе БТР.
   
   Следующее поколение БТР представлено машинами разработки ГАЗ. Это БТР-60П, БТР-70, БТР-80, БРДМ и БРДМ-2.
   БТР–60П производился с 1960 года. Первые машины имели открытый сверху корпус, однако уже с 1963 года он стал закрытым, а в 1966 получил башню с двумя пулемётами (14,5мм КПВТ и 7,62мм ПКТ). БТР вмещал 8 десантников. Появление крыши объясняют событиями в Венгрии в 1956 году, где БТР-152 уничтожались бутылками с зажигательной смесью, брошенными в боевое отделение с верхних этажей зданий. Ещё ранее крышу получили БТР-152 и БТР-40. Крыша позволила сделать десантное отделение герметичным, что повысило защиту десанта от Оружия Массового Поражения.
   
   БТР-70, пошедший в производство в 1976 году, отличался от БТР-60П несколько изменённым бронекорпусом и установкой более мощных двигателей (2ґ120 л.с. вместо 2ґ90 л.с.). Главный недостаток силовой установки – низкая надёжность работы спарки двигателей (к тому же работавших на пожароопасном бензине) устранена не была. Попытка устранения недостатков спаренной установки путём раздельного привода (один двигатель – первый и третий мосты, другой – второй и четвёртый) явно не удалась. Те, кому пришлось служить на этом БТР (9), в один голос выделяют именно этот недостаток БТР-60П и БТР-70. В советской литературе такая компоновка силовой установки объяснялась повышением живучести, что крайне сомнительно – вряд ли при поражении одного двигателя, стоящий с ним рядом остался бы цел.
   На БТР-80, созданном в 1986 году, при сохранении общей компоновки предшественников, надёжность силовой установки повысили, заменив спарку бензиновых двигателей дизелем КамАЗ-7403 (240 л.с.). Логично выделить БТР-80 в подпоколение II+.
   
   Уже в 1994 году на оборонной выставке в Нижнем Новгороде был представлен ГАЗ-5932 (условно названный БТР-90). Машина увеличилась в размерах, получила башню от БМП-2 (10). Однако в серию он не пошёл.
   
   БРДМ разрабатывалась на базе БТР-40 и первоначально носила обозначение БТР-40П. Машина стала плавающей, корпус получил бронированную крышу. Для дополнительного повышения проходимости машина получила по паре опускающихся, приводных катков на борт. В серии с 1958 года. В 1963 году на смену БРДМ пришла БРДМ-2. Повысилась мощность двигателя. Изменилась общая компоновка – двигатель был перенесён в корму. Машина получила башню, унифицированную с БТР-60ПБ.
   
   Общие черты БТР второго поколения:
   - Плавучесть. Движитель на воде – водомёт;
   - Закрытый корпус;
   - Вооружение в башне;
   - Специальная база;
   - Большая номенклатура машин на базе БТР;
   - Оригинальная компоновка – отделение управления спереди, за ним – десантное, силовое отделение в корме.
   
   Таким образом, в настоящее время можно выделить два поколения отечественных БТР. К первому относятся БТР-152 и БТР-40, ко второму – БТР-60П, БТР-70. БТР-80 можно выделить в поколение II+.
   
   Следует отметить стремление конструкторов повысить защиту от оружия массового поражения. Это вполне объяснимо – будущая война предполагалась в Европе, с широким применением ядерного и химического оружия. Понятно и стремление придать машине плавучесть – в Европе рек много. Попав в иные условия, БТР оказались не вполне пригодными. Наибольшую опасность в локальных войнах представляют мины и Ручные Противотанковые Гранатомёты (РПГ). При подрывах на минах ходовая часть БТР-80 показала себя хорошо – при потере одного-двух колёс БТР сохраняет возможность передвигаться и может своим ходом выйти из-под огня. Но вот броневая крыша показала себя с худшей стороны – если мина пробивает днище, находящиеся внутри машины гибнут от резкого роста давления в закрытом боевом отделении. То же происходит при поражении выстрелом из РПГ. От кумулятивных боеприпасов (основной боеприпас РПГ) вполне может спасти установка броневых экранов. Совсем не нужна плавучесть. Горные реки, с которыми нашим БТР пришлось столкнуться в Афганистане и Чечне, совершенно не пригодны для плавания. Следовательно, плавучесть не нужна, за счёт отказа от неё можно сэкономить вес, за счёт которого повысить другие характеристики машины. Именно так поступили под влиянием Афганских событий с БМП-2, получив БМП-2Д, с усиленным бронированием и не способную плавать.
   
   Итак, БТР третьего поколения должен быть:
   - дизельным;
   - четырёхосным;
   - не иметь крыши над частью боевого отделения; (?)
   - плавучесть необязательна;
   - бронирование разнесённое;
   - усиление противоминной защиты днища, например V-образность.
   
   Ссылки
   (1) Термин впервые введён М. Свириным в работе «Самоходная артиллерия вермахта» в 1995 году.
   
   (2) Материал для данного раздела получен от директора фирмы – производителя стендовых моделей «Навигатор» П.Е.Решетникова. Г. Нижний Новгород.
   
   (3) Например БТР-40 от нижегородской фирмы «Капитан» можно купить только в Москве на Клубе Стендовых Моделистов (раз в неделю) за 1300 рублей. В Нижнем купить его невозможно.
   
   (4) М. Коломиец. И. Мощанский «Трофеи в Красной Армии» М. 2000. Стр.41.
   
   (5) Питер Чемберлен, Крис Элис. «Британские и американские танки Второй Мировой войны». М. 2003 стр.188.
   
   (6) А. В. Карпенко «Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1905-1995». СПб.1996. Стр.58.
   
   (7) М-Хобби. №3 2002г. Стр.20.
   
   (8) В.Прочко БТР-152 М. «Бронеколлекция» №5/2001
   
   (9) Например Борис Моисеевич Пудалов, ныне заведующий отделом использования Управления по делам Архивов Администрации Губернатора Нижегородской области.
   
   (10) Андрей АКСЕНОВ «БТР-90: умри всё живое». М-ХОББИ №1(6) за 1996 год.