САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
24 января 2022 г.    Прием работ на конкурс продолжается. Мы принимаем работы еще ровно неделю, до 31 января 2022 года включительно.
Советуем проверить не забыли ли вы проставить признак участия в конкурсе в своих уже опубликованных и еще неопубликованных работах. А также проверить не забыли ли вы отправить свои работы на публикацию. В статусе формируемых находится значительное количество работ.
опубликовано 2004-02-11
другие работы автора  |  обсуждение  
Американский дедушка (Постройка модели БТ-2)
Глубокая конверсия «Восточного экспресса» 1:35
Александр Рогозин
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
DiSHow-2003
    Я не буду обосновывать выбор прототипа всякими умными словами типа «представляет для моделиста несомненный интерес, ввиду того, что...», так как не верю в рациональность такого выбора. «Он почему-то близок моей душе» - вот и все объяснение. Хотя про БТ-2 можно многое написать в обоснование. Это ж таки – дедушка нашего танкостроения, прямой предок самой славной советской брони, пусть и американский от роду.
   
   Когда-то давно, в детстве, многие мои нынешние коллеги-моделисты так же, как и я, с трепетом ежедневно заглядывали в почтовый ящик – не пришел ли номер «Техники-молодежи» с «Танковым музеем» в «Исторической серии ТМ». Пораженно глядя на изображенное художником Петровским изобилие техники, я отчетливо понимал, что в мага-зинах этого никогда не будет и не может быть. Будучи привычным клеить из бумаги очередной «Броневик» (помним эти модели?), я однажды решил – склею БТ! Двух проекций из журнала казалось достаточно и я начал чертить развертки и даже какую-то часть танка соорудил. Какую теперь не помню, но точно знаю, что это был БТ-2. До сих пор не понимаю причины своего предпочтения, видимо выбор модели происходит на каком-то генетическом уровне, без голоса разума. Так или иначе, все это потом заглохло и забылось, пока однажды, будучи в Москве в командировке, не увидел в «Детском мире» звездинский БТ-5. «Ишь чего начали делать!» - подивился я и долго не мог поверить, что кроме тридцатьчетверки могут производиться еще какие-то модели бронетехники. Внутренняя работа началась, и через пару лет задавленная в детстве наличием отсутствия моделей страсть проснулась. Как у всех, сначала пошли самолеты в 72-м, купленные по почте, а потом открылись модельные магазины, пошла Тамия, масштаб покрупнел... Почувствовав, что созрел (как груша, а не как одуванчик), я понял, что дошла очередь до «святого». До него, родимого, из далекого детства. Увидав в магазине макетовский «БТ-2», немедленно купил, запнул подальше остальные проекты и трепетно приступил...
   
   Использованная литература – все основное, что есть по БТ на русском – книга «Танки БТ», «Бронеколлекция», «Танкомастер», «М-Хобби». Исследовав чертежи и фотографии, открыл Америку – корпус звездинского БТ-5 на прототип похож недостаточно, настолько недостаточно, что чего с ним делать – непонятно. Точнее, понятно – пилить во всех направлениях... Вот тебе и БТ-2! Слава богу, сообразил сверить чертежи БТ-2 и БТ-7 и радостно понял, что выход есть, дорогой и трудный, но – есть! Днище и боковины корпуса спокойно можно взять от «семерки», нужно только отпилить лишнее на корме. Сама кормовая деталь – от «пятерки». Все остальное, за исключением колес, к сожалению, придется делать почти «от нуля». Заранее скажу, что не буду приводить размеры деталей, на сколько миллиметров и что отрезать и т.п., потому что не имея чертежей за подобные модели не берутся, а описывать все это в подробностях сложно и непонятно. Приведенные фотографии с комментарием покажут общее направление работ, а там уж по поговорке – «дело мастера боится».
   
   Я сразу решил делать танк одной из первых серий, т.к. почему-то имею слабость к ранним модификациям техники. Отсюда выяснились особенности будущей модели: литые (спицованные) колеса, отсутствие крышки над жалюзи и триплекса у водителя, воздухо-фильтр раннего типа, специфической формы задние крылья и отсутствие передних, башня с пушечно-пулеметным вооружением и прочие мелочи, о которых я скажу ниже.
   Итак, основу корпуса составили перепиленные днище и борта, взятые от БТ-7 «ВЭ». На бортах пришлось срезать стамеской усиливающие накладки в местах крепления внешних бронелистов к каркасу (их еще не было на БТ-2) и переместить в соответствие с чертежами и фотографиями некоторые головки болтов (фото 1). Слегка наращенная по ширине корма от звездинского БТ-5 была поставлена на место, а затем все оклеивалось пластинками тонкого пластика от упаковки «доширака» (всем, наверное, хорошо известный материал). Это позволило обойтись без нудного шпаклевания стыков и легко сымитировать раскрой бронелистов. Картеры бортовых передач пришлось изготовить самостоятельно из листа толстого полистирола, т.к. с этим наследием БТ-5 возиться вышло бы себе дороже. По окружности картеры были, как и положено, обеспечены кучей гаек, которые я попросту срезал с катков звездинского Т-26 (фото 2). Гитара была также взята от БТ-5 и доделкам не подвергалась; буксирные скобы опять «подарил» Т-26.

Фото 1

Фото 2

   
    Крыша корпуса – полностью самодельная, так оказалось гораздо проще, чем перепиливать что-то готовое. Деталь была вырезана из ламинированного картона нужной толщины (взят от какой-то модельной коробки, пластика подходящей толщины у меня не нашлось) и оклеена листами «доширака» в соответствие с раскроем бронелистов на прототипе (фото 3). Отсутствие крышки жалюзи, задуманное изначально на модели, потребовала изготовить не только эти самые жалюзи, но и кое-что в моторно-трансмиссионном отделении, заметное через них. К тому же и через крышки над радиаторами кое-что видно. «Не-Омега», похоже, давно перестала отливать из смолы двигатель М-5, поэтому пришлось взять М-17 (остатки от Т-28 ICM) и слегка его доработать вместе с трансмисси-ей. Были поставлены также радиаторы, выхлопные трубы, тяги – то, что видно в МТО через приоткрытые жалюзи. Все это сделано по необходимому минимуму и в целом похоже на реальные агрегаты весьма приблизительно (фото 4). Внутренность корпуса окрасил под железный сурик, хотя не уверен, что это правильно.

Фото 3

Фото 4

   
    Реругировочные стаканы пружин сделаны из рассверленных литников, крышка моторного люка и глушитель – от БТ-5, ручка на крышке из проволоки, лючки заправочных горловин – от эдуардова набора ФТД для БТ-5, все остальное из листового полистирола (см. фото 3, 4). Кстати, насчет эдуардовской травленки – ни на что другое она больше не сгодилась, т.к. честно повторяет все несуразности модели (это у Эдуарда, кажется обычное дело, нет?). Воздухофильтр был выточен с помощью дрели и напильников из полистироловой вязальной спицы надлежащего диаметра. Советую обратить внимание на эти полезнейшие предметы – пластмассовые спицы стоят копейки, имеют разные диаметры (по крайней мере, от 4 до 10 мм) и могут очень пригодиться для наших задач. Думаю, что литник толщиной в сантиметр вы вряд ли где отыщите. Тот, у кого жена вяжет, даже не нуждается в ходьбе в магазин – скажите, что тоже хотите научиться вязать, и она вам радостно подарит весь комплект.
   
   Изрядная возня потребовалась с крыльями – уж больно они были вычурной формы у ранних БТ (фото 3). Изготовил их из листового полистирола, а не из фольги, чтобы не возиться с приклеиванием. Чтобы сделать боковые ребра, надрезал пластик скрабером, проливал надрез бутилацетатом и загибал по линейке. Не советую повторять – пластик все равно упорно пытается разогнуться и крылья у модели сидят как собака на заборе.
   
   Нос корпуса склеен из футляра от CD и оклеен «дошираком», по-моему мне так и не удалось добиться правильной формы, но все-таки вышло получше, чем у «Звезды» (фо-то 5). Труба, к которой крепились кронштейны ленивцев – из той же спицы, кронштейны с механизмом натяжения гусеницы (как и сами ленивцы) – от БТ-7, естественно, изрядно перепиленные (фото 5, 6). Полуоси поворотных колес оказалось проще изготовить с нуля по чертежам, рулевые тяги и карданчик передней горизонтальной пружины тоже в основе от БТ-7 (фото 6). Вообще на все это хозяйство пришлось обратить особое внимание, т.к. крыльев-то нет и все на виду. Кстати, подкосы трубы пришлось также делать самому, т.к. у БТ-7 они другой конфигурации, а у звездинского БТ-5 сами знаете, что. Буксирные крю-ки – от БТ-7, фары – Elf (знаю, что не совсем то, но силы уже оставляли; кронштейны фар делал по фотографии). Обращаю внимание на узкую смотровую щель водительского люка – на фото ранних БТ-2 ясно видно, что триплекса не было (фото 5).

Фото 5

Фото 6

   
    Колеса взял из набора БТ-2 «Макета» (больше в нем нет ничего похожего на БТ-2). Отлиты они, наверное, по технологии ЛНД – очень упрощенные и «замыленные». Изнутри колес протектор не проработан, пришлось сверлить дырки и нарезать перфорацию узкой стамеской. Кроме того, потребовалось в колеса вклеивать втулки, чтобы держались на басансирах бывшего БТ-7, а также лепить гайки, срезанные, по-прежнему, с катков Т-26. Ступицы, слава богу, простой формы и были вырезаны из спицы подходящего диаметра (фото 3).
   Башня оказалось едва ли не самой простой в изготовлении частью модели. Вырезанные по чертежам из листа полистирола донышко и крыша (крыша – из двух половин) были скреплены продольной поперечиной, а затем все обернуто на клею полоской «доширака». Затем были прорезаны люк, смотровые щели в бортах и гнездо под маску пушки. Самодельная маска раннего типа (без боковых бронировок) была изготовлена из полистирола по материалам из «Танкомастера» и фотографиям (фото 7). Пулемет ДТ – от звездинского Т-26. Великолепный точеный ствол из металла (спасибо моему земляку Михаилу Путникову и его фирме Model Point!) спас от еще одной большой проблемы.

Фото 7

     
    После задувки полученной каракатицы грунтовкой АКАН получилось нечто вполне тамиевское – можно подумать, что так и было (фото 8). «Тамия», где же твой БТ-2?! Молчат японцы, занятые клепанием «тигров» и прочей вермахтовщины. Что ж, свои танки делаем сами.

Фото 8

     
    Модель окрашена краской АКАН, цвет «ЗБ» был несколько осветлен. Выбор краски, конечно, спорный, но вряд ли принципиально неверный (фото 9).


Фото 9
    Машина была попылена гуашью и оснащена некоторыми «прибамбасами»: лопатами, брезентовой скаткой (фото 10) и цепью (ее лишился медальон жены, слава богу, пропажа до сих пор не замечена. В качестве лирического отступления: один мой знакомый изготовил хасин F-16 (1:48) с аналогичным применением чего-то из жениного имущества, после чего она пустила эту модель (поверьте, очень классную) с балкона – «пущай полетает». Такие вот бывают жертвы моделизма).

Фото 10

     
    Итог работы виден на фотографиях 9-12. Надеюсь, что он примерно похож на один из танков 1-й механизированной бригады им. К.Б. Калиновского периода летних учений 1932 г.
   Несмотря на огромные (для меня) трудозатраты, точно знаю, что это не последний БТ в моей коллекции. Если, как говориться, моль не съест...

Фото 11

Фото 12

   
©Александр Рогозин. 2004 год