САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
24 января 2022 г.    Прием работ на конкурс продолжается. Мы принимаем работы еще ровно неделю, до 31 января 2022 года включительно.
Советуем проверить не забыли ли вы проставить признак участия в конкурсе в своих уже опубликованных и еще неопубликованных работах. А также проверить не забыли ли вы отправить свои работы на публикацию. В статусе формируемых находится значительное количество работ.
опубликовано 2004-02-08
другие работы автора  |  обсуждение  
Самый маленький американский генерал (M3 Stuart. Tamyia vs. Academy)
Tamyia vs. Academy 1:35
Всеслав Дьяконов
aka Всеслав
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
DiSHow-2003
    Tamiya, US Light tank Stuart Mk1, 1:35, кат.35042.
   Литая пластиковая, темно-зеленый пластик, 98 деталей.
   Гусеницы – виниловые.
   Декаль на четыре варианта (US Army, 1st Arm.Div., Тунис, 1942г.; US Army, 3rd Arm.Div., Европа, 1943г.; British Army, 7th Arm.Div, Северная Африка, 1942г.; Canadian Army, 4th Arm.Brig., Европа, 1944г.)
   
   
   Academy, M3 Stuart Honey, 1:35, кат.1399.
   Литая пластиковая, кремовый пластик, 701 деталь.
   Гусеницы – виниловые и пластиковые наборные.
   Декаль на четыре варианта (British Army, 7th Arm.Div., Ливия, Бир-Хакейм, 1942г.; British Army, 7th Arm.Div., Ливия, Сиди Резег, 1941г.; US Army, бронетанковая школа в Форт Ноксе, 1943г.; захваченный танк, использовавшийся японцами, Филиппины, 1943г.)

    Когда в марте 1941 года со сборочных линий фирмы American Car and Foundry начали сходить новые легкие танки, это было этапным моментом в истории танкостроения США – легкий танк, получивший наименование M3 General Stuart, стал первым американским танком, который массово участвовал в боевых действиях. За период с 1941 по 1944 год было выпущено 22743 единицы танков семейства Stuart (M3, M3A1, M3A3, M5, M5A1), из них 5811 модификации М3. Они воевали в Северной Африке, на Тихом океане, в Европе… По ленд-лизу 6889 из них было поставлено Великобритании и 1232 – Советскому Союзу. Были они и частях «Свободной Франции», в Китае, Югославии, Канаде, а после войны до 70-х годов состояли на вооружении ряда латиноамериканских государств.
   Два года назад на вопрос «где взять ранний Стюарт?» существовал только один ответ – Tamiya, кат.35042. Под этот набор изготавливался и весь афтермаркет и многочисленные конверсии. Однако сегодня, наконец-то, появилась альтернатива. Посмотрим, сможет ли набор «Тамийи», которому в этом году исполняется 29 лет, что-либо противопоставить бодрому корейскому конкуренту. Итак, на ринге новичок – Academy, M3 Stuart «Honey», кат.1399.
   
   Поскольку данная статья должна была представлять изкоробочную сборку, я не ставил себе задачи глобально переделывать модели. Однако, описывая наиболее «узкие» места обоих моделей, поневоле пришлось и переделывать наиболее заметные «ляпы», так, чтобы аккуратно собранная модель по возможности «соответствовала образу».
   

    Для начала надо разобраться, что же именно лежит в каждой коробке, и что из этого можно сделать.
   
   «Академовская» машина представляет из себя ранний вариант Стюарта М3, 2-й производственной серии, которую выпускали с апреля по сентябрь 1941 года (многоугольная, частично сварная башня; клепаный корпус; бензиновый авиационный двигатель Continental). Большинство машин этой серии попали прямиком в Северную Африку, к англичанам, где в ноябре приняли участие в операции Crusader. Единичные экземпляры попали в СССР. Машина передана точно, исключение составляют подъемные крюки (детали J17) между передней и задней тележкой шасси – они появились много позже, в декабре 1941, на машинах 4-й серии. А вот «full interior», о котором гордо заявлено на коробке, к этой машине, увы, большей частью отношения не имеет. На ранних Стюартах были другие боеукладки, отсутствовал подвесной полик башни со всеми установленными на нем механизмами и сиденьями, да и казенник не отсюда – это уже пушка М6, а не М5, а различались они весьма существенно. Так что если вы решите приводить интерьер башни к внешности, то использовать можно разве что кожух вала двигателя, трансмиссию, инструментальную панель, радиостанцию и кресла.
   
   «Тамиевская» машина представляет из себя Стюарт М3 среднего выпуска, 5-й производственной серии, производившуюся с октября 1941г. по февраль 1942г. (новая сварная подковообразная башня; клепаный корпус; новые бронекрышки приборов наблюдения; дизельный двигатель Guiberson). Эти машины поступали как в части армии США, так и к англичанам, и в СССР. Машина передана довольно неплохо, но набор имеет две хорошо известных и практически неустранимых ошибки – во-первых, башня танка недоразмерена процентов на 8; во-вторых, резиновые ленты гусениц сделаны неправильно.
   
   Комбинируя эти два набора, можно собрать любую машину раннего и среднего выпуска. Из «Академовского» набора легко строится машина самой первой серии (отличалась лишь полностью клепаной башней, построено 100 штук; немного попало к англичанам, остальные – в учебные части армии США). Машину второй серии можно прямо из коробки построить как в американском, так и в английском варианте (англичане добавляли противопылевые бортовые щиты, дополнительные ящики и снимали пулеметы в спонсонах). Причем следует отметить, что это будет ранний вариант британских доработок – на 41-й год, впоследствии англичане фантазировали далее, и облик машины еще не раз менялся. Машины третьей серии были дизельными, и внешне отличались лишь удлиненными трубами воздухоочистителей – так, как это сделано на «тамиевской» машине, откуда их и можно позаимствовать. Из «тамиевской» машины обратным жестом (забрав от нее башню) делается машина 4-й серии (отличалась от пятой лишь бензиновым двигателем). Машины с дизелем в основном предназначались для морской пехоты США, т.к., как и корабли, работали на соляре, что упрощало снабжение.
   
   А вот «академовский» интерьер не подойдет и «тамиевскому» Стюарту. Так выглядел интерьер модификации М3А1, модель которой Academy выпустила в середине 2003 года. Интерьер пал жертвой унификации… Нельзя его использовать и для британского варианта – англичане тоже изменяли интерьер под себя (кроме того, в наборе отсутствует британская рация, есть только американская).
   
   По геометрии обе модели в целом неплохо ложатся в чертежи (за исключением некоторых моментов, которые будут указаны ниже).
    Пора и непосредственно к пластику перейти.
   
   Первое, что бросается в глаза при сравнении содержимого двух коробок – «Тамия» существенно проигрывает в деталировке. Оно и понятно – за прошедшие четверть века уровень требований возрос… У «Тамии» в наборе есть поясная фигурка американского танкиста (корпус с головой + 2 руки), посредственного для нынешнего времени уровня исполнения. В коробке «Академии» фигуры нет, зато есть на выбор два варианта гусениц – виниловые или наборные. Отличный маркетинговый ход. Два комплекта опорных катков, ленивцев и звездочек – но для данной модификации подходит лишь один. Второй комплект – цельнолитые колеса, что предвещает появление также и М5, на которые такие ставились. Будем ждать… Много неиспользуемых деталей – они пригодятся в наборах М3А1 и М5. Целая плата C – детали интерьера, которые нам, увы, не пригодятся… А вот еще один бонус от «Академии» – на плате А на литниках разместилось небольшое семейство головок болтов, головок винтов впотай и стандартных Стюартовских петель. Очень полезная вещь – ведь при шпаклевке и шкурении можно случайно стесать аккуратно отлитые мелочи на корпусе, а тут – замена. Такая забота о моделисте весьма приятна.
Общая сборка
Рис.1 – Верхняя часть корпус «тамиевского» Стюарта. Заделанные дыры под спонсонами.
   Tamyia
   Нельзя сказать, что подгонка деталей плохая, но без шпаклевки и подгонки деталей «всухую» не обойтись. Особенно это касается скул спонсонов и сочленений на башне. Как и во всех ранних «тамиевских» моделях, у Стюарта под спонсонами – дырки, которые желательно заделать листовым пластиком. (рис.1).
   
   Academy
   Модель складывается практически на щелчке, шпаклевка потребовалась только в нескольких местах на стыке верхней и нижней половин корпуса. В моем наборе у ванны корпуса повело сзади борта, но при штатной сборке вклейка стенки МТО (дет. С26) исправила проблему сразу.
Интерьер
Рис.2 – Интерьер «академовского» Стюарта. Слева – пушка с неплохо проработанным затвором и подвесной полик.
   Tamiya
   Отсутствует в принципе.
   
   Academy
   Как уже указывалось, не подходит для данной версии (поэтому в машину не устанавливался). В М3А1 будет через люки выглядеть неплохо, хотя все же упрощен. (рис.2). Желающие посмотреть на настоящий – зайдите на сайты [1] и [2]. Довольно сильное удивление вызывает то, что внутренности командирской башенки лишены какого-либо интерьера (смотровые приборы по периметру), хотя именно он-то и будет виден в первую очередь при открытом люке. Обидно…
Нижняя часть корпуса (ванна + кормовой лист)
    Tamiya
   Самое странное место на ванне корпуса – это нос. Неизвестно из каких соображений на модели сделано так, чтобы верхняя половина корпуса была короче нижней, и образовавшийся спереди прилив исказил форму картеров бортовых передач (у «Академии» сделано правильно). (рис.3б). Стачиваем этот прилив, закругляем форму картеров, а на верхнюю половину корпуса в носу добавляем тоненькую полоску, чтобы был порожек сверху, как оно и должно быть в реальности. Нужно добавить клепку (винты впотай) по внешнему краю картеров. (рис.3в).
   На днище корпуса не сделан большой лист под двигателем.
   На заднем нижнем листе срезаем отлитые зацело с листом некие пластиковые выступы, призванные изображать ручки, и делаем их из проволоки (другие ручки на корпусе тоже желательно не брать из набора, а сделать из проволоки – так все же масштабнее).
   На большинстве машин на нижнем лобовом листе крепилась ступенька – чтобы проще забираться на машину. В тамиевском наборе ее нет, но она легко делается из фольги или сыростирола.
   Осталось добавить подъемные крюки по бокам корпуса (я их взял из «Академовского» набора, где они все равно не нужны, но они легко делаются и вручную).
   
   Academy
   Претензий практически нет. (рис. 3а). Проработано днище, ручки и петли на заднем кормовом листе даны отдельными деталями. Нужно только добавить ту же клепку на картерах бортовых передач. Ступенька есть, но в пластике все равно смотрится грубовато.
   

Рис.3а – передняя часть корпуса, картеры бортовых передач. «Академ»

Рис.3б – передняя часть корпуса, картеры бортовых передач. «Тамия» до сборки

Рис.3в – передняя часть корпуса, картеры бортовых передач. «Тамия» после доработки.

 
Ходовая
Рис.4 – Ванна корпуса «тамиевского» Стюарта. Обратите внимание на литую деталь на тумбе ленивца. Поддерживающие катки временно взяты из «академовского» набора.
   Tamiya
   В ходовой есть несколько серьезных неприятностей. Все катки (особенно поддерживающие) отлиты с некоторым эксцентриситетом, где-то большим, где-то меньшим. Вдобавок поддерживающие катки меньше по диаметру, чем нужно. Надо или точить заново или отливать эпоксидные копии с «Академовского» – другие методы проблемы не решат, кривость катков видна отчетливо. Наконец, очень неудачно решено крепление звездочки – у нее отсутствует фиксированная ось вращения, и сделать модель катающейся (даже с резиновыми гусеницами) возможно только подобрав плотную втулку (желательно резиновую), которую надо вставить во внутреннюю половинку звездочки перед склеиванием.
   Дуги, предотвращающие излишнее провисание гусениц (деталь B2) изнутри хорошо бы расточить – слишком они толсты и не натуральны. На тумбе-основании ленивца с передней стороны надо сделать крестообразную литую деталь (она показана на рисунке коробки, которые у «Тамийи» иной раз точнее, чем модель). Я ее просто скопировал с детали «академовской» модели. (рис.4).
   
   Academy
   Дуги также необходимо расточить. Гораздо более неприятны утяжины на внешних сторонах тумб-оснований ленивцев… Все остальное собирается легко, и, хотя не абсолютно копийно воспроизводит настоящие тележки шасси, внешне они очень похожи. Основные катки имеют слишком толстые ребра жесткости и не очень правильные отверстия облегчения – в этом плане тамиевские правильнее, когда бы не были столь похабно отлиты…
   
Гусеницы
    Tamiya
   Можно только выбросить. Ошибка глобальна – траки гусениц в природе соединены между собой с боков коннекторами с гребнями, на модели же эти коннекторы выполнены как продолжение самих траков по бокам, а траки между собой соединяются только ребрами.
   
   Academy
   И наборная и резиновые гусеницы выполнены очень прилично и правильно. Лично я всегда отдаю предпочтение наборным тракам, но в данном случае (учитывая, что провис верхней ветви гусеницы на Стюарте был явлением очень редким) даже резиновая гусеница будет неплохо выглядеть. Я в нее, например, обул «тамиевский» Стюарт :)).
Верхняя часть корпуса
    Tamiya
   Некоторые проблемы при стыке лобовых скул спонсонов, там потребуется аккуратно шпаклевать и еще более аккуратно шкурить швы. Все люки отлиты зацело с корпусом, открыть их будет очень проблематично. Ручки на люках на лобовом листе опять отлиты зацело с деталью – снова срезать и менять на проволоку.
   Хотя боковые стенки МТО и задние крылья практически полностью закрываются ящиками ЗИПа и воздушными фильтрами, все же целесообразно добавить имевшуюся там клепку. (рис.5). Сами крепления воздухофильтров к корпусу были намного сложнее (их хорошо дает Eduard в своей травленке). Но даже не используя травленку, крепеж лучше переделать. Кроме того, необходимо сделать вторую трубу на каждом фильтре, которая также шла в корпус – так, как видно на снимке. (рис.6). Нужно также слегка доделать крепление кормовых стоп-сигналов.
   Короб воздухозаборника отлит вместе с корпусом, и его сетка, соответственно, тоже. (рис.7б). Сетку надо заменить на травленку, но это еще полбеды. А вот вводы труб, идущих от воздушных фильтров в воздухозаборник… Может, и такие были, но что-то на фотографиях обычно встречаются гораздо более просто устроенные – трубы там короче, чем на модели, и в передней части воздухозаборника нет таких полукруглых вырезов. (рис.7в).
   «Тамийя» почему-то пожадничала, и из всего инструмента дала только лопату (крепеж инструмента тоже можно облагородить – с помощью травленки или вручную из фольги). А вообще-то в стандартный комплект входили еще лом, кирка и топор. Их придется искать из запчастей…
   Фары (без стеклянных частей) и сигнал похожи на себя, но не более. Фары лучше всего заменить на великолепные имитации от «Эльф». Ограждения фар в пластике, хотя и похожи сами на себя, но, как ни крути, всегда будут получаться слишком толстыми. Так что лучше их сделать из фольги или вновь воспользоваться травленкой. Еще нужно добавить на лобовой лист упор - ограничитель хода нижней створки люка. (рис.8).
   Еще один очень крупный минус модели – все стволы пулеметов нужно выбрасывать, они совершенно непохожи на прототип и вряд ли поддаются лечению. Как вариант, можно предложить две пулеметные точки в спонсонах заглушить (так поступали британцы, да и американцы частенько. А вот в СССР М3, судя по фотографиям, обычно имели полный комплект пулеметов).

Рис.5а – борт корпуса за спонсонами, «Тамия», изначально.

Рис.5б – после доработок. Видны крепления стоп-сигналов и клепка на борту и крыле.

   


Рис.6 – Воздухофильтры («Тамия»). Слева – два доработанных, слева – недоработанный
    Academy
   Членение (на мой взгляд) более разумно, все люки даны отдельными деталями. Если делать их открытыми, то стойки-упоры надо будет сделать самому из тонкой проволоки. Ручки на люках тоже даны отдельно.
   Короб воздухозаборника дан отдельной деталью, и заменить там сетку на травленку будет значительно проще. (рис.7а).
   Полный набор инструмента, хотя крепления даны весьма упрощенно (опять же лучше воспользоваться травленкой). Кстати, лопата чаще всего была развернута штыком в другую сторону.
   Пулеметы (здесь они все сделаны с казенниками вместе) очень даже неплохи, хотя эстеты наверняка будут менять перфорированный кожух. (рис.9).
   А вот во всем остальном корпус требует тех же самых доработок, что уже были перечислены при описании «тамиевских» ошибок. (Причем здесь доделывать недостающую клепку на стенках МТО и крыльях более необходимо – на ранних Стюартах задние ящики ЗИПа ставили далеко не всегда!).
   Если собирать британскую версию, то надо будет устанавливать противопылевые щиты на крыльях машины, и следует иметь в виду, что данные в наборе пластиковые детали этих щитов увеличат ширину машины почти на четыре миллиметра. Это не недоработка, а просто неизбежные последствия технологии пластикового литья. Можно не обратить внимание, но корректно будет воспользоваться травленкой.
   

Рис.7а – вид на короб воздухозаборника, воздушные фильтры и их трубы. «Академ» (бензиновый мотор)

Рис.7б – вид на короб воздухозаборника, воздушные фильтры и их трубы. «Тамия» до переделок (дизельный мотор)

Рис.7в – вид на короб воздухозаборника, воздушные фильтры и их трубы. «Тамия» после переделок. Обратите внимание на укороченные трубы воздухозаборников и отсутствие вырезов в сетке

Рис.8 – вид на переднюю часть корпуса («Тамия») после доработки. Фары использованы от «Эльф». Над правой фарой установлено самодельное ограждение из фольги.

Башня
    Tamiya
   Собирается плоховато, требует много шпаклевки. Все смотровые щели сделаны глухими – их хорошо бы высверлить, а потом изнутри поставить имитацию стеклоблоков. Также надо высверлить отверстие прицела и торец ствола пушки. Кроме того, боковые крышки наблюдательных приборов отлиты зацело с башней – внешне похоже, но если возникнет желание их открыть, то придется долго возится.
   На створках крышек башенного люка надо сделать петли, которые изготовители забыли. Увы, но все вышесказанное о стволах относится и к башенному зенитному пулемету – он, помимо всего, еще отлит одной деталью со своим креплением (а это довольно ажурная конструкция). Опять же – нужна травленка и другой ствол.
   Но самая главная беда – башня в диаметре меньше, чем нужно, на 2 миллиметра. С этим можно только примирится – или делать башню с нуля заново, т.к. ее сложная форма не позволяет решить вопрос вставками.
   
   Academy
   Собирается очень просто. Главный недостаток – отсутствие интерьера в командирской башенке. Также надо высверлить смотровые щели в комбашенке.
   Маска орудия чуть более «губастая», чем требуется. Но разница практически не заметна.
   При сборке британского варианта полезно знать, что четырехдюймовые дымовые гранатометы могли устанавливаться как на правый, так и на левый борт башни. Их, кстати, потребуется доработать (как минимум – высверлить стволы).
   Установка зенитного пулемета собирается из трех деталей (не считая собственно пулемета) и выглядит куда аккуратнее, а если применить травленку – будет вообще конфетка. (рис.10, 11).

Рис.9 – пулеметы. Вверху – «академовский», внизу – то, что «Тамия» выдает за ствол Browning M1919

Рис.10 – зенитные пулеметы. Вверху – «академовский» (4 детали + патронный ящик), внизу – «тамиевский» (1 деталь)

Рис.11 – Башни танков в сборе. Справа – «Тамийя», слева – «Академ». Обратите внимание на шпаклеванные швы на «тамиевской» башне

 

    Что же в итоге? От всей души рекомендую – берите новую «Академовскую» модель. Хотя она вдвое дороже «Тамии» - без напряжения собранная из коробки, она хорошо передает образ прототипа (единственно, что вызывает недоумение – уж в такой-то набор можно было бы и положить махонькую плату травленки, хотя бы только с сеточкой воздухозаборника...). А прикупив травленку и немного доведя модель до ума, вы получите очень красивую машину. Осталось дождаться, когда для раннего Стюарта кто-нибудь из резин-китчиков выпустит правильный интерьер. «Тамиевская» же модель, видимо, может теперь использоваться только в качестве донора башни среднего выпуска.

Аксессуары
    Западные фирмы выпускали и выпускают большое количество дополнительных наборов – почти все они пока ориентированы для коррекции и исправления ошибок «Тамиевского» Стюарта, а также для его конверсии в более раннюю модель, теперь представленную «Академией». Поэтому укажу лишь несколько наборов, сохранивших актуальность.
   
   Eduard #35502 – набор фототравления для «Академовского» Стюарта. То, что доктор прописал.
   Eduard #35027 – набор фототравления для «Тамиевского» Стюарта. Очень старый набор, сейчас снят с производства, но остатки еще распродаются.
   Model Kasten mask53 M3/5 Stuart Light Tank Tracks – набор рабочих траков (ранняя версия, подходит для обеих моделей). Для тех, кому чем-нибудь «академовские» не понравятся. Прилично дорого.
   Accurate Armor T24 Stuart Rubber Block Track – набор траков (ранняя версия). Немного дешевле предыдущего варианта.
   Accurate Armor T25 Stuart Rubber Block +DB Track – набор траков (ранняя версия с уширителями, использовавшимися для уменьшения удельного давления на грунт).
   
   
   P.S. При всем качестве Эдуардовской травленки есть у нее и существенный минус – она лишь усугубляет ошибки интерьера, в частности, дает поздний вариант смотровых приборов в башне. Emilio Renes объявил на форуме Allied AFV сайта Missing Links (http://www.missing-lynx.com/) о выходе травленки его разработки – как раз на ранний вариант, с интерьером и экстерьером. Инструкцию и травленку можно посмотреть здесь: http://groups.msn.com/Fotograbados/m3stuarthoney.msnw?Page=Last .
   Использованная литература:
   1. R.P. Hunnicutt. Stuart – A History of the American Light Tank. Presidio, 1992.
   2. S. Zaloga. Stuart U.S. Light Tanks in Action.
   3. М. Коломиец, И. Мощанский. Танки Ленд-лиза. Экспринт, 2000.
   4. Бронетанковая техника США. Бронеколлекция №3,1997.
   5. Бронетанковая техника Великобритании. Бронеколлекция №4, 1996.
   
   
   Сетевые ресурсы, использованные в работе над статьей:
   1. Armour In Focus ( http://www.armourinfocus.co.uk/m3/index.htm )
   2. AFV Interiors ( http://www.kithobbyist.com/AFVInteriors/ )
   3. Achtung Panzer! (http://www.clandavidsonusa.com/wac/afvphotos/uk/honey/honey.htm)