САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
24 января 2022 г.    Прием работ на конкурс продолжается. Мы принимаем работы еще ровно неделю, до 31 января 2022 года включительно.
Советуем проверить не забыли ли вы проставить признак участия в конкурсе в своих уже опубликованных и еще неопубликованных работах. А также проверить не забыли ли вы отправить свои работы на публикацию. В статусе формируемых находится значительное количество работ.
опубликовано 2005-01-21
другие работы автора  |  обсуждение  
САУ СУ-122
Tamiya 1:35
Олег Рожков
aka rov
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
DiSHow-2004

Все развивается по спирали или бег по кругу
    Данная самоходка давно привлекала мое внимание своим оригинальным видом.
   Первичная, с минимальными доработками сборка модели не дала повторения столь характерного облика и пришлось повторно анализировать фотографии на предмет соотношения основных геометрических размеров и расположения характерных деталей оригинала. В итоге сборка модели затянулась, пришлось по нескольку раз переделывать многие детали, но Dish-конкурс придал заключительный импульс и родилась не только самоходка, но ещё и небольшая статья.
   Итак, выпущено СУ-122 с декабря 1942 по август 1943 года было 638 шт. Живой образец стоит на Кубинке. Вроде это и не мало и информации по самоходке должно было быть достаточно, но на начальном этапе из всего имелись лишь статья с чертежами М. Свирина в Танкомастере № 2/99, чертежи с сайта http://www.battlefield.ru и ряд фотографий. Чертежи из «М-К» не в счёт. Так как основным критерием в построении модели было сохранение характерного внешнего облика самоходки, то на втором этапе постройки проводилась сверка чертежей с фотографиями и внесением в них соответствующих корректив с отражением всего этого в модели. Как оказалось оба комплекта чертежей грешили ошибками и неточностями, так что предпочтение отдавалось фотографиям.
   В результате анализа фотографий было обнаружено несколько изменений, внесенных в конструкцию самохода за период его производства:
   - наблюдательная башенка изготавливалась двух видов - малая с симметричным расположением и большая с несимметричным расположением фронтальной и кормовой бронировок. Малая башенка имела 3 бойницы, у большой добавилась кормовая;
   - нижняя литая часть бронировки гаубицы выполнялась трапециевидной как с ровными гранями, так и с полукруглым вырезом под правый буксирный крюк;
   - на лобовом листе бронировки противооткатных устройств гаубицы со временем сверху и снизу стали наваривать дополнительную броню. Со временем на дугообразной бронировке установили дополнительный элемент её крепления в виде цилиндрической детали;
   - крепление элементов банника выпускалось как минимум в двух вариантах;
   -места крепления навесных элементов (запасные траки, лопаты, брезент) менялись в процессе производства.
   
   За прототип решено было взять САУ, изображенную в Танкомастере № 2, 1999 г. на рис.12. Так как фото достаточно нечёткое, модель является компиляцией информации, накопленной по данному самоходу и не есть истина в последней инстанции.
КРУГ ПЕРВЫЙ
    Поиск косяков.
   В конце 2002 года был приобретен пластик от Тамии. В те времена о хомутах ранней Тамии я ещё знал только понаслышке, и для начала детали самохода просто собрал на «живульку» для оценки грубых ошибок. Как неоднократно отмечалось на DISH-форуме грехов у Тамии набралось множество, но это и не странно - ведь пластик датирован 1975 годом. Из основных были замечены:
   - недостаточный угол наклона ВЛД, и как следствие большая длина крыши рубки;
   - большой заход крыльев на ВЛД;
   - неверная для УЗТМ форма бронировки выхлопных патрубков;
   - малый размер наблюдательной башенки;
   - катки раннего типа;
   - неверный узел совместного крепления люка мехвода и бронировки прибора наблюдения;
   - заваленные бортовые листы бронерубки и МТО;
   - наличие ступеньки стыка бронерубки и бортовых листов МТО, хорошо заметной сверху по линии стыка с надгусеничными полками;
   - большая длинна крышки жалюзи трансмиссионного отсека, и соответственно меньший размер надмоторной крыши.
Из-коробочная сборка (найдено в И-нете)
   Первоначально было решено закрыть глаза на все грехи кроме первых четырёх, так как они были трудно исправляемы. Был исправлен угол наклона ВЛД, бронировка маски пушки. Вроде все шло гладко. НО !!! В это время был куплен СУ-85М от Драгона, собран также на «соплях» и приставлен к СУ-122 и СУ-100 от Звезды. Вот разочарование так разочарование. Если Звезда и Драгон смотрелись как две машины, подобные друг другу, то СУ-122 производила впечатление аккуратно придавленной машины. Требовался решительный шаг по приданию самоходке истинного вида. Для этого было необходимо выбрать наиболее подходящего донора. Изучив архивы форума, и обмерив три модели Т-34 (гайка), Т-34/85 и СУ-100 от Звезды, остановил свой выбор на Т-34 (гайка). Крыша МТО у неё проработана всех лучше, да и полусобранная модель с 1998 года пылилась в шкафу.
КРУГ ВТОРОЙ
    Ванна корпуса.
   Первым делом на наждаке были снесены балансиры опорных катков и основание ленивца на ванне Звезды. Причин на это было две: неточное расположение осей балансиров, и необходимость использования тамиевских катков с другим посадочным местом. Аналогично освобожденные от корпуса балансиры от Тамии были перенесены на корпус в соответствии с чертежами М.С. Свирина (Полигон №3, 2002 г.). В среднем каждая ось сместилась назад на 1-1,5 мм. Основание же ленивца пришлось перенести вперед. До установки основания оси ленивца нарастил переднюю кромку борта из-за изменившегося угла наклона ВЛД. Из кусочков полистирола был изготовлен пальцеотбойник раннего образца. Ограничители хода балансиров решил не делать в виду их полного сокрытия установленными катками. На НЛД выфрезеровал место и установил лючок доступа к стопору кривошипа ленивца.
   
   Катки.
   Основное несоответствие Тамиевских катков - это 38 злосчастных отверстий (вместо 42) и наличие усилительных колец, характерных для 40-42 годов. На катках с усилительными кольцами СУ-122 уже не катались. Во время работы над катками в продаже еще не было Т-34 обр 1940 г. от Драгона и с первым дефектом пришлось смириться. Для удаления же кольца с каждого катка бы-ло демонтировано по 6 гаек. После демонтажа каток закреплялся в дрель, и с помощью резака кольца сводились в ноль. Затем 60 гаек были возвращены на место. Вместо резиновых крышек втулок катков от Тамии были использованы Звездинские.
   Ведущий каток и ленивец более правильными оказались у Звезды. Ленивец подвергся лишь косметической операции по уменьшению толщины ребер жесткости. У ведущего же катка пришлось не только снять лишнюю толщину ребер, но и уменьшить его диаметр до реального размера (18,1 мм в 1:35), благо толщина опорной поверхности как раз позволяла это сделать. Так же с внутренней стороны по контуру отверстий была снята фаска для визуального уменьшения толщи-ны катков. На конусных головках осей роликов были высверлены отверстия.
   
   Траки.
   СУ-122 даёт широкий выбор в применении траков - вафельного типа, 2 вида разрезных траков. Но, к сожалению, разрезных траков я не нашел, плюнул на всё и использовал Макетовские. Единственной доработкой явилась выборка пластика под углубление гребня и рассверловка отверстий под крепление грунтозацепов.
   Корпус.
   Как я говорил выше корпус от используемой Т-34 был давно уже склеен. Поэтому для установки рубки аккуратно была отрезана передняя верхняя часть корпуса. Сохранена была лишь передняя балка. Шарнир крепления люка мехвода к ВЛД был демонтирован для последующего использования. Удалены были так же надгусеничные полки и передние крылья. Копируя размеры с драгоновского СУ-85М были заново изготовлены крыша, бортовые и задний бронелисты рубки. В качестве материала использовался черный пластик от коробок CD. Для сохранения правильных углов наклона бортовых листов было изготовлено 3 внутренних поперечных шаблона. Вначале были проклеены только бортовые листы, затем доклеил задний лист.
   Следует обратить внимание на то, что согласно пояснениям Свирина, чертежи в Танкомастере распространялись лишь на опытные образцы (либо установочную партию).
   Так например задний лист бронерубки по чертежам не доходит до крепления бронировок жалюзи воздухопритока на 3-4 см. На серийных же образцах это расстояние было сведено в ноль как на СУ-85. До посадки бронерубки на корпус, на крыше МТО были проведена небольшая доработка. По М.Свирину крепление бронировки жалюзи воздухопритока осуществляется спереди на 4 болтах. По снимкам же на серийных СУ-122 это осуществляется уже 3 болтами. С хронологией этого упрощения я не разобрался и решил, что на моем самоходе будет по 4 болта. Вдоль заднего бронелиста рубки наклеил 5 головок болтов на крышу надмоторного листа. Затем просушенная бронерубка была установлена на корпус. Сзади к рубке были приклеены косынки. Ступенька между бронерубкой и бортовыми листами МТО так хорошо заметная сверху исчезла.
    Бронировка гаубицы.
   Рассматривая в целом конструкцию бронировки гаубицы (как подвижную так и неподвижную часть) можно отметить, что в модели она дана очень упрощенно. Отсутствуют дугообразные детали, закрывающие зазоры при горизонтальном перемещении гаубицы. Ширина подвижной в вертикальной плоскости бронировки великовата. Немасштабно дана толщина литой детали. При сочленении всех деталей бронировки геометрическое расположение качающейся части не соответствует ни фото, ни чертежам. Пардон за следующие далее ненормативные сокращения, но так объясняться проше.
   
   Подвижная деталь бронировки гаубицы (ПДБГ).
   Качающаяся в вертикальной плоскости дугообразная деталь бронировки была доведена до масштабной толщины (45 мм в реале), заужена и наращена сверху пластиком. Верхний торец был сточен строго в горизонт и на него наклеен дождевой козырёк. На верхнюю часть был самостоятельно изготовлен цилиндрический наболдашник, введенный на поздних сериях самохода. Механизм крепления и качения гаубицы в вертикальной плоскости был удален с тыльной стороны ВЛД и изготовлен заново.
   Бронировка цапф гаубицы (БЦГ).
   Говорить что-то о доработке этой детали сложно - давно дело было. Деталь настолько неправильная, что обросла пластиком со всех сторон, включая и внутреннюю. Особенно досталось лбу бронировки. Во-первых я подверг её обработке в плане сопряжения с ПДБГ, после чего толщина БЦГ в лобовой части была доведена до масштабной (65 мм) с сохранением радиуса изгиба ПДБГ. Нижние опорные косынки были наращены пластиком, для придания верного вида. После долгих обработок шпатлёвкой, напильником и шкурками деталь приобрела божеский вид, хотя я до конца ею остался не доволен. Вырез под качающуюся часть гаубицы выполнил в виде сектора. Затем с боков был вклеен пластик, имитирующий подвижную бронировку зазоров при горизонтальном наведении гаубицы. Ну а в заключение с боков были наклеены пластинки из алюминия и имитирован сварной шов.
   Долго время у меня вызывало сомнение наличие 5 потайных головок болтов расположенных на верхней части детали, изображенных у М. Свирина. В форуме sava961 уверил меня, что они все таки есть и лишь недавно фотографии, полученные от А.Лагутина и Д.Шумакова, подтвердили сей факт. Итак, размечаем и рассверливаем места установки болтов. Головки болтов я использовал с заднего листа Тамии. Для придания поверхности фактуры литой брони я воспользовался следующим методом. Смешал лак с тальком и нанес его на поверхность. Результат мне понравился. После этого вернул на место два нижних болта крепления и установил сверху противодождевые накладки.
Люки мехвода: Звезда, Тамия, самопал из Звезды, Драгон
   ВЛД.
   ВЛД была сохранена от СУ-122. Почему я её не заменил на чистый кусок пластика до сих пор для меня загадка. Наверное только для того, чтобы хоть что-то осталось от Тамии. С ВЛД в конце концов было удалено всё, кроме выполненной зацело с ней, литой броневой детали, которая закрывала нижний вырез под установку гаубицы. Первым делом с этой детали были срезаны 7 головок болтов, затем бока и низ литой детали были наращены для устранения кривизны торцов. Внутренние углы бронировки были наращены шпатлёвкой для увеличения радиуса изгиба. Затем внутренняя часть была сопряжена с ПДБГ. Был изготовлен противодождевой буртик. После придания детали фактуры литой брони вернул головки болтов на место.
   ВЛД была наращена листовым пластиком практически со всех сторон. Вверх и вниз около 2,0 мм, верхняя часть боковых граней на 0,3 мм, нижняя надгусеничная грань где-то на 2,0 мм. Подобрал место установки узла крепления гаубицы к ВЛД так, чтобы ПДБГ сопрягалась с БЦГ с минимальными зазорами. При установке ВЛД на корпус пришлось подточить поперечную балку, уж больно она была толстовата. На месте стыка балки и ВЛД были воспроизведены сварные швы. Вся мелочёвка расположенная на ВЛД, включая буксирные крюки, перекочевала с Т-34. Из Тамии осталась лишь бронировка пистолетного порта. Руководствуясь чертежами и фото, всё это было размещено на ВЛД.
   С самого начала было понятно, что люк мехвода дан упрошено, поэтому было решено воспользоваться люком от Т-34. Вот тут и оказалась заковырка. Имеющейся у меня информации явно не хватало для изготовления достоверного люка. Огромное спасибо Д. Шумакову, который откликнулся на мою просьбу и отснял данный узел с верхних ракурсов. Отталкиваясь от фото, уменьшил люк и нарастил вверх его шарниры. Под крышку прибора наблюдения мехвода сделал выемку и установил тягу привода. Правую бронекрышку перископа позаимствовал от Тамии, предварительно нарастив её по высоте. На поверхности люка съимитировал следы от газовой резки литника и установил головку задрайки люка.
   Возвращаясь к теме диспута по вопросу схожести люка мехвода могу сказать только то, что наиболее правильным его даёт Драгон.
КРУГ ТРЕТИЙ
   Бронировка противооткатных устройств.
   Это деталь к доработкам которой пришлось возвращаться несколько раз. Первоначально (в круге первом и втором), безоговорочно поверив чертежам Свирина, я ее тщательно заузил, укоротил и очень значительно уменьшил по высоте. Собрав уже почти законченную самоходку и сравнив ее с фото, пришел к мнению, что в чертежах явно допущена ошибка. А именно - если толщина и длинна маски, в целом соответствуют фото, то чертежная высота маски (560мм в 1:1) заметно меньше чем на реальных фото. Было решено перепроверить размеры по фото. Конечно, такой способ не даёт точных размеров, но грубые отклонения с его помощью можно выявить. Пересчитав размер по десятку фотографий, определил, что он должен находиться в пределах 630-640 мм. Однако разница! Кому верить?
   На мою радость случилась Пойнтовка-2 с поездкой особо пытливых и стойких на Кубинку. Спасибо Всеславу, по моей просьбе он замерил высоту маски, и оказалось, что реально она находится в пределах 650-660 мм. Мама мия! Папа римский! Хомут почти в 10 см (2,8 мм в масштабе). Вот хомут так хомут. Срочно нарастил маску и приложил к модели- все верно, теперь смотрится как на фото. Заново изготовил всю удаленную мелочевку и установил её на место. Доработал лобовую деталь и закрепил точеный ствол. Ствол точили по моим эскизам, у Тамии он заметно больше в диаметре. Конечно можно было заказать и в Модел-поинте, но меня смутило отсутствие в их каталоге ссылки о грубом несоответствии точёного ствола стволу модели. Бронировка противооткатных устройств изготавливалась из двух половинок, поэтому жидкой шпатлевкой съимитировал сварной шов сверху и снизу. Рым для монтажа маски взял из комплекта Т-34/76. В заключение бронировка была приклеена к ПДБГ так, чтобы низ бронировки откатников при горизонтальном положении гаубицы проходил по линии верхней поверхности передних крыльев.
Смещаемся вправо (фото Д. Шумакова)
   Крыша бронерубки.
   Крыша была изготовлена заново, руководствуясь чертежами М.Свирина. Сопоставление снимков кубинской машины с чертежами не выявило практически никаких отклонений. Лишь левый шарнир люка экипажа налезает на кубинской машине на башенку наблюдения (прицела) так, что он частично срезан. Мне это показалось более похожим на отклонение в процессе производства и, как более типичным, был выбран вариант М. Свирина. Старая наблюдательная башенка была срезана с крыши, разрезана вдоль и поперёк и наращена кусочками пластика. Старые петли шарниров с башенки были удалены. Пластику была придана фактура литой брони. Бронекрышки окон наблюдения Тамия дала слишком узкими, поэтому пришлось нарастить их по 1 мм. с каждой стороны. Заново изготовил головки задрайки бронекрышек и приливы под шарниры. Следует обратить внимание, что у левой бронекрышки головка задрайки бронекрышки расположена слева в отличии от остальных трёх. Рассматривая фотографии внутрянки от А. Лагутина заметил, что передние и задние окна расположены вроде не по центру башенки. Тогда я списал это на искажения фотографий. Но снимки Д. Шумакова подтвердили сей факт - бронекрышки д.б. смещены вправо от центра башенки примерно на 1 мм., что и было воплощено в пластике. Новые шарнирные петли были скопированы в герметик с шарнира СУ-85М. К сожалению, они оказались малось переразмерены, и этот дефект хорошо заметен на модели.
Малая башенка с 3 бронекрышками
   Но данная башенка не является единственной. Просмотр фотографий показал, что с большой долей вероятности имеют место быть башенки меньшего поперечного размера, не перекрывающие левым краем верхний лобовой прибор наблюдения. Видимо именно на них бронекрышки были расположены симметрично, но в таком случае должна отсутствовать кормовая бойница. Заготовка для башенки большего размера повидимому позже перекочевала на СУ-85.
Вид на пистолетный порт изнутри (фото А. Лагутина)
   Бронировка прибора наблюдения ПТК-5 была изготовлена самостоятельно. Из оргстекла были изготовлены и установлены перископы и закрыты бронировками. В заключение была выполнена имитация сварных швов. Сверяясь с фото, на бортах рубки были установлены бойницы для стрельбы и щель наблюдения.
   Однако не всегда фотографии правы, часто перспектива, угол съемки обманывают нас очень здорово. Так например по чертежам пистолетный порт по правому борту смещен к корме относительно бронировки перископа. На фотографиях же было замечено обратное смещение. А правда находилась в буквальном смысле по середине.
    МТО.
   Первым делом были дорабатаны окна решеток воздухопритока, так как они чуть великоваты для травленки от Абера. Изготавливая фототравленые решетки, следует обратить внимание на размещение их элементов крепления. Видимо от завода к заводу варьировалось их местоположение. Я скопировал размещение крепежа с фотографий СУ-122. Лючок доступа к мотору оказался несколько коротковат, пришлось его вырезать и заменить на запасной от СУ-85М, установив бронировку замочной скважины.
   С откидной крыши жалюзей воздухооттока были удалены все элементы и заменены на фототравленые. Судя по фотографиям крыша жалюзи изготавливалась двумя способами:
   а) вырубка заготовки штампом с последующей формовкой штампом (с вытяжкой металла). В данном случае все сгибы был закругленными;
   б) вырубка заготовки штампом с последующим сгибом и соединением торцов изогнутых частей с помощью сварки. В таком случае задний сгиб был заостренным. На фотографии прототипа присутствует сварка, по этому я постарался придать этой грани более острый вид. Был заклеен и перенесен в центр вырез под задний фонарь.
   Разочаровал задний броневой лист от Т-34.
   Количество болтов на грани, сопряженной с наклонным бортовым листом оказалось равным 4. Конечно, был и такой вариант, но в этом случае должен был отсутствовать средний из 5 болтов. Итак, срезаем головки болтов, добавляем по одному на сторону и размещаем их на равном расстоянии. Так же приводим в соответствие расположение головок болтов по грани, сопряженной с нижним бортовым листом. Петли крепления заднего листа захотелось сделать более натуральными. Для этого петли были зачищены, на торцы добавлена имитация осей, а на нижний лист были вклеены кусочки пластика.
   Бронировка выхлопных патрубков на продукции УЗТМ имела оригинальный вид, а именно под каждый болт было сформировано свое углубление и выбран паз на вертикальной поверхности. Пришлось долго и нудно дорабатывать тамиевские детали до нормального вида. Рояльные петли крепления крышки МТО на продукции УЗТМ располагались несколько ближе к центру машины, чем на других Т-34. Ориентировочно начало петель совпадало с началом решетки жалюзи МТО.
   Надгусеничные полки.
   Для модели был приобретен набор от Парт Р35-014. Из него я использовал только крылья и надгусеничные полки, так как всё остальное мало подходит к СУ-122. Первый и наверное главный недостаток данного набора заключается в том, что он предназначен для исходной модели СУ-122. Т.е. все косяки модели повторены на травленке и добавлены ещё и свои. Так на грани примыкания полки к корпусу дана ступенька перехода от бронерубки к МТО. Немалая такая ступенька в 1 мм. Второй недостаток это то, что линии сгиба на надгусеничной полке даны строчкой насквозь протравленных отверстий, что при сгибе дает весьма заметную зубастость на внешней стороне угла. Но деваться некуда, пришлось дорабатывать.
   Первым делом устранил строчку отверстий на участке примыкания к бортам МТО, пролудив и зашкурив её. Затем наметил единую линию сгиба по плоскости примыкания к бортам, процарапав металл на участке борта МТО, и отогнул грань по этой линии. Излишнюю высоту опорной поверхности в районе МТО долго и нудно снимал шкуркой.
   Согнув внешнее усилительное ребро полки опять снимал излишний металл, так как высота ребра должна быть 0,7÷0,8 мм, а ни как не 1,5 мм которые дает Парт. Конечно, можно было отрезать и ножницами, но ребро выгибало так, что я боялся оторвать его от полки по месту сгиба. В заключение, промазав места сгиба жидким флюсом, пролудил все отверстия. Припой растекся по ним и практически скрыл их. Каждая надгусеничная полка на Т-34 выполнялась из 3 полотен металла равной длины. Скреплялись они между собой узкими полосками. Парт же посчитал, что полки д.б. из цельного листа и дал только одну перемычку с левой стороны. Пришлось самостоятельно изготовить недостающие и приклеить их на место.
   Передние и задние крылья даны широковатыми, поэтому с внешней стороны я укоротил их примерно на 1 мм. Озадачила вертикальная часть переднего крыла, а именно ее стык с ВЛД и балкой. У А. Сергеева (М-Хобби №4, 2001г.) данная деталь прилегает как к ВЛД так и к литой балке. Причем для этого должна была изготавливаться и деталь крепления, повторяющая профиль балки. По фоткам же бывало так, что закругление под балку не вырезалось, крепление выполнялось в виде прямой пластины, устанавливаемой только на ВЛД, а крыло как бы свешивалось над балкой. Посомневавшись, я выполнил крыло по второму варианту. Судя по фото, для усиления крепления на передние и задние крылья наваривались узкие пластинки. К сожалению и Парт и Абер позабыли про это, и я изготовил их из отечественного набора к Т-34, раскроив сетку МТО.
    Последний косяк Парта вылез уже при установке ящика ЗИП на левой полке. Ящик от Абера оказался шире полки и никак не хотел на неё устанавливаться. Пришлось теперь уже шкурить ящик и полку. Так что скупой платит дважды, и брать надо было крылья от Абера А35А78 (СУ-100/85/122).
   
   Навесное оборудование.
   По фотографиям поручни устанавливались не только по бортам рубки и на крыше МТО, но и на бортовых листах МТО за дополнительными топливными баками. Опор для них у Абера не хватило. Пришлось ограбить аналогичный набор, заготовленный для СУ-85, благо там они могут не пригодиться. Опоры поручней оказались излишне высокими, я укоротил их на 1 мм. Поручни, расположенные за доп. баками, имеют среднюю опору, расположенную не по центру, а ближе к передку самоходки. На антенный ввод установил отформованное донышко, закрепив к нему петельку и барашек. Фару от Эльфа пришлось сточить для устранения каплевидной формы. Звуковой сигнал ставить не стал, ну не видно его ни на одной фото.
   Топливный бак решил поставить один. Сколь ни хорош мятый тамиевский бак, но он короче почти на 2 мм. Разрезал его по центру, вклеил кусок пластика и перенёс горловину в центр.
   Коуши тросов были наращены пластиком, уж больно они были худы. Долго не мог решить как же штатно крепился трос. Просмотрев фотографии (в том числе и СУ-85) пришел к мнению, что места крепления сохранились теми же, что и на Т-34 обр. 42 года. Т.е одна петля на правом крыле, а вторая на правом бортовом листе между элементами крепления дополнительного бака.
   Так и не решил для себя какой вариант крепления навесного оборудования был на прототипе. Если с креплением грунтозацепов, ящиков ЗИП, серьг и пилы было понятно, то с установкой запасных траков - «тьма египетская». Крепились они и справа-спереди, и сзади на обоих полках, и сзади только на левой полке. Оставил решение этого вопроса на потом, благо установить траки пять минут времени. Долго пытался понять, как на прототипе закреплены лопаты, пока не наткнулся в Танкомастере 1/2002 на снимок СУ-85. На левой полке, под топливными баками устанавливались скобы для крепления брезента, через которые экипаж и зафиксировал свой шанцевый инструмент. Полной фантазией явилось изготовление банников. Длину и диаметр ориентировочно вычислил по фото, а а вот всё остальное скопировал с германской БТТ.
   
   Практически вся травлёнка от Парта и Абера была соединена между собой пайкой. Ну не лежит у меня душа к циакрину. Циакрин применял при крайней необходимости. Наверно это семейное - сам радиоинженер, а жена химик-технолог.
Окраска
    Ну по этой части я не особый дока, поэтому тут и рассказывать особенно нечего. Боясь снести при установке катков и гусянки всю мелкую навеску, решил покраску провести в два этапа. Первоначально, после основной сборки прогрунтовал и окрасил низ корпуса (по надгусеничные полки), катки и траки.
   На траках закрепил методику воспроизведения потертого металла. Для этого напыляю Model Master 1402 (stainless steel), через сутки пылю № 1405 (gun metal). После тонировки, забивания грязью с помощью ватной палочки смоченной спиртом аккуратно затираю верхний слой в нужных местах.
   Запылив траки и катки, одел их на корпус и закрыл бумажными экранами. После чего провел окончательную установку мелочевки, ну и потом опять грунтовка, покраска, тонировка. За образец загрязненности использовал снимки БТ-7 от Д. Шумакова. Пользовался Тамиевской грунтовкой, а вот краски на сей раз мне подогнал наш собственный ижевский «Аканихин». По выкраскам Акана он на фирменном оборудовании мешает немецкие автомобильные краски. Выходит вроде нормально, но повторяется глюк Акана – без отвердителя они подрастворяются спиртом. При установке декали провел мозговой семейный штурм на предмет определения бортового номера. Остановились на № 5238 и 5239. Сухие декали от «MicroWorld» дают номер 5234. Решив использовать их, оставил этот номер на совести производителя. Однако при подгонке декалей обнаружил, что высота номеров завышена более чем на 1 мм. Пришлось использовать родные Тамиевские декали.
   За отсутствием времени на самоходку пока не навесил всяческий скарб. Но это уже мелочи.
Эпилог
    На рабочем столе пусто, но ждет своего часа Тамиевская СУ-85. Донор выбран - СУ-85М от Драгона, а вот информации по ней по моему ещё меньше чем на СУ-122. Может кто поможет ?
В процессе работы
ФИНИШ
 
 
 
   Используемая литература и информация:
   
   1. Танкомастер № 2, 1999 г., «Советская штурмовая гаубица», М. Свирин;
   2. М-Хобби № 4, 2001 г., «Танк Т-34-76 образца 1942 г.», И. Желтов, А. Сергеев;
   3. Полигон № 3 (11), 2002 г., «Сделано в Сталинграде», М. Свирин;
   4. Танкомастер № 2, 2003 г., «Т-34. Корпуса», С. Кирсанов;
   5. «Неизвестный Т-34», И. Желтов, М. Павлов;
   6. Фронтовая иллюстрация № 4, 2002 г., «Самоходная артиллерия Красной Армии»;
   7. Танкомастер № 1, 2002 г., «Средние САУ», А. Карпенко;
   8. Фото и обмеры: В. Дьяконов , Д. Шумаков, А. Лагутин;
   9. И-нет ресурсы.
   
   
   Модель: основа - СУ-122 Тамия 35093, донор - Т-34 «гайка» Звезда 3525
   Траки - Макет
   Фотоэтч - Part P35-014 (основной набор), Aber 35095 (основной набор)
   Выхлопные патрубки - Москит
   Фара - Эльф
   Декаль - Тамия
   Краски - Model Master, Revell, Тамия, воско-масляная темпера, пастель.
БОНУСЫ
    По просьбе Жюрила выкладываю имеющуюся у меня информацию по самоходу.
   
   ИНТЕРЬЕР (фото А.Лагутина): http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=36
   
   ЭКСТЕРЬЕР (фото А.Лагутина, В. Дьяконова, Д.Шумакова): http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=57