САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
24 января 2022 г.    Прием работ на конкурс продолжается. Мы принимаем работы еще ровно неделю, до 31 января 2022 года включительно.
Советуем проверить не забыли ли вы проставить признак участия в конкурсе в своих уже опубликованных и еще неопубликованных работах. А также проверить не забыли ли вы отправить свои работы на публикацию. В статусе формируемых находится значительное количество работ.
опубликовано 2005-02-03
другие работы автора  |  обсуждение  
Т-64БВ от Скiф
Скиф 1:35
Владимир Малькевич
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
    Итак, Т-64БВ СКИФ №205. Сразу оговорюсь, чтоб читатель не судил меня строго – работа над данной моделью – это моя первая серьёзная работа в масштабе 1/35, да и вообще, первая серьёзная работа над моделью, так как, по сути, моделист я начинающий.
   Почему я начал именно с 64-ки? Скорее всего, это связано с личными впечатлениями, полученными от реальной машины. Так как этому набору от СКИФ, на рынке моделей альтернативы нет, то и выбирать не пришлось.
   Описывать подробно качество продукции СКИФ я думаю, особо не стоит, так как фирма эта не новая на рынке, многие знакомы уже на практике с её продукцией, да и сама модель Т-64БВ далеко не новинка, относится к ранним моделям СКИФ. Вкратце скажу, коробка вполне достойная в плане оформления, хотя меня это не очень интересует; инструкция по сборке модели вполне понятна и аккуратна; пластик (особо не разбираюсь в его качестве) – достаточно мягкий, обрабатывается и склеивается без проблем. Про декаль не скажу потому, как очередь до её применения пока не дошла – модель находится в неокрашенном состоянии. Но использовать её я думаю, не буду, хочу воспользоваться трафаретами цифр от фирмы «МоделПоинт».
   Основная проблема данного набора при работе с ним для моделистов, которые хотят получить в итоге более-менее точную модель, похожую на прототип – это достаточно упрощённая деталировка, особенно мелких деталей и узлов. «Изкоробочникам», я думаю волноваться не стоит и моя писанина им будет не интересна, так как детали данного набора собираются вполне хорошо и проблем при сборке я не вижу. Но конечный результат «изкоробочной» сборки напоминает 64-ку несколько отдалённо. Для более-менее серьезного подхода к данной модели нужно запастись терпением; кучей фото - и текстового материала по прототипу; ну и конечно, самое главное – это желание построить из набора СКИФ модель похожую на прототип.
   Очень облегчат работу и дополнительные наборы к этой модели. По сему, мной были приобретены:
   
   - набор фототравлёных деталей от фирмы Интеравиа (похоже, что это копия аналогичного набора от фирмы Эдуард, но только несколько хуже качеством);
   - набор траков от фирмы СКИФ вместо виниловых «родных» (об их качестве ниже);
   - ствол орудия 2А46М фирмы МоделПоинт;
   - набор мортир системы 902А/Б «Туча» фирмы МоделПоинт;
   - антенный ввод фирмы МоделПоинт;
   - набор контейнеров динамической защиты «Контакт-3» фирмы МоделПоинт.
   
   Из литературы мне очень пригодились, рекомендую (учитывая, что большого выбора литературы по 64-кам нет):
   
   - [1] - М.Саенко, В.Чобиток «Основной боевой танк Т-64»;
   - [2] - С.Суворов «Танк Т-64» из серии «ТанкоМастер» специальный выпуск.
   
   Так же, мною были сделаны:
   
   - [3] - фотографии;
   - [4] - некоторые замеры деталей объекта в парке Победы (Поклонная гора – Москва), и объекта в ЦМВС.
   
   Просмотрев предварительно собранный материал [1,2,3,4] перед началом работы над моделью я понял, что работы будет много. Итак, я решил разбить работу на четыре части:
   
   -сборка гусеничных лент;
   -сборка корпуса;
   -сборка башни;
   -и художественная часть - покраска.
Гусеничные ленты
    Как я уже выше заметил, я решил воспользоваться набором пластиковых траков от фирмы СКИФ, ибо «родные» - виниловые отлиты неверно. Грунтозацепные отверстия должны быть в каждом траке, а не через один, как на виниловых лентах. К тому же, эти ленты в наборе были достаточно искривлены по длине. Вторая и основная причина замены винила на пластиковые траки в том, что последние смотрятся гораздо реалистичнее на модели, да и красить их в дальнейшем удобнее.
   Гусеничные ленты я решил собрать рабочими, т.е. подвижными. Уж не знаю, зачем я так решил, но тогда мне так хотелось. Данная работа вылилась:
   - в обработку (зачистка от заусенцев и подгонка для стыковки) каждого трака (78 штук на сторону и 4 штуки запасных – на корпус танка);
   - Сверление в каждом траке двух рядов отверстий под соединительные пальцы;
   - Изготовление самих соединительных пальцев. Я воспользовался (нарезав куски равной длины) трансформаторной проволокой диаметром 0,75 мм ÷ 0,8 мм, что приблизительно соответствует реальному диаметру пальца трака – 30мм в масштабе;
   - Ну и собственно, сборка гусеничных лент. Пальцы в траках фиксировал ма-а-а-а-ленькой каплей «СуперМомента» с одной стороны трака так, чтоб клей не протёк далее по пальцу и не схватился с подвижными проушинами траков. На запасных траках я удалил боковые соединительные скобы и скобы с гребнем и, просверлив отверстия вставил пальцы.
   
   Конечно, собирать рабочие ленты было отнюдь не обязательно, учитывая ещё и то, что борта у 64-ки прикрыты защитными экранами и гусеничных лент на половину не видно. Да и провиса ленты (который хорошо имитируют подвижные траки) у 64-ки как такового не должно быть. Тем не менее, я это сделал…
Корпус и ходовая часть
    Как я уже заметил, деталировка у СКИФ получилась достаточно геометрически упрощённой. Многие детали вышли переразмеренными – непропорционально увеличенными. В основном, те детали, что были отлиты вместе с корпусом, я их удалил, очистив место для сделанных деталей заново. Или вообще не использовал некоторые детали, те, что отдельно - на литниках.
   Габариты корпуса, согласно [1] похожи на правду, но геометрия в некоторых местах требует значительной корректировки. Сам корпус (без надгусеничных полок) несколько заужен в районе верхней лобовой плиты и бортовой части в районе погона башни. Борта корпуса машины имеют в реальности несколько сложную форму в виде наклонных конических частей и выштамповок. СКИФ это дело упростил, да и заузил крышу корпуса в передней части (где на реальных машинах лист крыши корпуса стыкуется с ВЛД) на ~3мм, и в погонной части на ~ 1÷1,5мм. Более того, СКИФ выполнил борта в верхней их части характерными по форме для ранних 64-ок, отличающихся от бортов Т-64А/Б/БВ.
   Исправил я это приклеиванием с обоих бортов полосок пластика различной толщины и последующей их шпаклёвкой, тем самым, выведя борта по касательной линии от передней кромки крыши до радиальных выступов погона. Соответственно, крыша корпуса получила нужную ширину. Повторюсь, лучше всего проследить геометрию корпуса на заводских проекциях представленных в источнике [1].
   Ширина крыши МТО у СКИФ вроде в норме. Далее, по идее, согласно той же боковой проекции чертежа корпуса в [1], нужно бы отделить (аккуратно отрезать) крышу МТО от задней части крыши корпуса по линии их стыка.
   На торцы бортов нижней части корпуса модели, в районе разреза верхних двух частей, нужно приклеить маленькие кусочки пластика толщиной 1мм, и положить на них обе верхних части - крышу корпуса и крышу МТО, тем самым, подняв их на 1мм только в районе разреза. Дело в том, что СКИФ представляет корпус в виде двух частей – верхней (ВЛД, крыша корпуса, крыша МТО) и нижней («ванна»). Соединяются эти две части в одной горизонтальной плоскости. В реальной конструкции это выглядит несколько иначе, см. чертёж корпуса [1]. Для того чтоб проделать эту операцию на модели, нужно срезать надгусеничные полки с верхней части корпуса. На этот шаг я на модели «БВ» не пошёл и оставил корпус как есть. Зато на Т-64А я проделал эту операцию, так как всё равно собираюсь делать борта открытыми (без защитных бортовых экранов), а стало быть, и надгусеничные полки неплохо бы поменять.
   Далее, я буду описывать детальную проработку.
    Верхняя наклонная броневая плита:
   - согласно [3] и [4] я решил воспроизвести на модели дополнительную приварную плиту к ВЛД. Это говорит о том, что, скорее всего машина в реальности побывала на «капиталке». Толщины этих плит в зависимости от времени были разные. По моим данным – от 20мм до 30мм. Согласно [4], я решил сделать 30мм-ю плиту и воспользовался пластиком толщиной 1мм;
   - буксирные крюки я сделал заново из того же 1мм-го пластика, так как у СКИФ они упрощены и преувеличены. Защёлки к крюкам из пластика 0,25мм – СКИФ их вообще не воспроизвёл;
   - кронштейны габаритных огней – заново – причина та же;
   - кронштейны фар - травлёнка, но их пришлось доработать, уменьшив по ширине;
   - ограждение фар выполнил из проволоки 0,3мм. СКИФ их не дает, а травлёные имеют плоское сечение, что есть неправильно;
   - фары позаимствовал из набора БМД-1 от ВЭ. Причина – у СКИФ очень неверная геометрия фар и их увеличенные размеры. В корпусе фар просверлил по два отверстия – для крепления фар на стойки (кстати, у СКИФ само крепление фар в принципе неверно, травлёнка этот момент частично исправляет) и отверстия для электропроводки;
   - звуковой сигнал взял из набора БМД-1 ВЭ – крепится на левом кронштейне габаритного фонаря. СКИФ его не даёт;
   - электропроводку фар сделал из жилок тонкого провода;
   - трубки крепления минного трала сделал из проволоки 0,7мм÷0,8мм;
   - трубки электропроводки фар и габаритов сделал из проволоки 0,7мм÷08мм и 0,5мм;
   - противопульные прутки перед козырьком прибора наблюдения механика-водителя сделал из проволоки 0,5мм;
   - защитный козырёк прибора наблюдения механика-водителя выполнил частично из травлёнки, уменьшив по ширине, и обклеил его пластиком 0,25мм, так как травлёнка выглядит тонковато. После покраски вставлю стекло прибора наблюдения;
   - подводку ГПО (гидропневматическая - очистка) к прибору наблюдения механика-водителя выполнил из проволоки 0,2мм;
   - сделал скосы на верхних углах ВЛД. По идее должны быть и боковые скосы на ВЛД, но для этого нужно срезать опоры передних откидных грязевых щитков;
   - сделал опорную скобу для крышки люка механика-водителя;
   - контейнеры динамической защиты (ДЗ) расположенные только на корпусе танка (на момент сборки мной корпуса, отдельных наборов контейнеров ДЗ для моделей в продаже не было) я сделал с нуля согласно [1] и [4] из пластика толщиной 2мм. Контейнеры, которые предлагает СКИФ трудно отнести к таковым геометрически, тем более что у СКИФ они, почему-то разных размеров. Каждый «кирпич» ДЗ я делал из двух деталей – непосредственно сам короб и его «подошва» - из пластика 0,25мм. Далее, контейнеры ДЗ склеивал в блоки и, имитируя их бонки крепления к корпусу из «тянучки», устанавливал на ВЛД с зазором от неё 0,5мм. С установкой ДЗ нужно быть внимательным, так как они имеют определённую схему крепления, представленную в [1].
   
   Нижняя наклонная броневая плита:
   - нож-отвал пришлось делать весь заново согласно [3] и [4]. «Родной» никуда не годится по причине неверной геометрии. Отвал я сделал из пластика 0,5мм, что приблизительно соответствует его реальной толщине - ~20мм.;
   - частично переделал нижние планки крепления минного трала. Частично, потому что большая их часть прикрыта двумя секциями ДЗ. На других модификациях 64-ки их придётся все срезать и делать заново, так как расположены они у СКИФ неверно;
   - штанги и петли ножа-отвала соответственно то же заново;
   - две секции с ДЗ сделал согласно [2],[3],[4], расположив контейнеры на пластинке из пластика 0,25мм с зазором 0,5мм от неё.
   
   Крыша корпуса танка:
   - удалил надбой в передней части крыши и сделал заново из пластика 1мм. У СКИФ он геометрически дан неверно из-за неправильного расположения наружной топливной проводки, электропроводки и оградительной трубки за люком механика-водителя. Клёпки крепления надбоя имитировал с помощью высверливания фаски в поверхности пластика заострённой трубкой подходящего внутреннего диаметра;
   - топливную проводку между правой и левой группой баков сделал из проволоки 0,7÷0,8мм, а соединительные шланги к бакам – из оплётки проводка;
   - как я уже заметил выше, исправил бортовые выступы в районе погона башни;
   - в задней части крыши исправил расположение топливных лючков (и их форму) и места крепления топливных патрубков ;
   
   Крыша МТО:
   - транспортировочные петли крыши сделал из проволоки 0,3мм;
   - воздушные сетки – травленка. На выходной сетке приклеил два крепёжных прутка - 0,2мм;
   - грязевой отбойник входной воздушной сетки сделал из пластика 0,25мм;
   - боковые кронштейны - опоры крыши МТО – заново – пластик 0,5мм;
   - кронштейны крепления дополнительных топливных бочек – травлёнка, но пришлось доработать её в местах крепления кронштейнов к корпусу крыши МТО;
   - скобы фиксации буксирных коушей – травлёнка, но пришлось их укоротить по высоте и просверлить заново отверстия;
   - патрубок жаровой трубы, идущий к наружному масляному баку сделал заново. СКИФ его не даёт, а только выполнил его заглушку на корпусе МТО. Дело в том, что этот патрубок ставился только на холодное время года, для подогрева дополнительного масляного бака выхлопными газами. Но зачастую, эти патрубки так и оставались на летний период.
   Но вот, отвод для этого патрубка на торце масляного бака должен быть всегда, что СКИФ с успехом упростил;
   - выхлопную решётку-жалюзи пришлось делать заново из набора пластин пластика 0,5мм, так как СКИФ даёт её неверной, да и травлёнка тут не поможет;
   - дополнительные 200л. топливные бочки пришлось укорачивать по высоте и делать днища с горловинами. Вообще, у СКИФ бочки совсем негодные и лучше их позаимствовать из других наборов, или сделать с «нуля», или вообще не ставить. Я решил обойтись пока их переделкой.
   Стоит так же заметить, что у СКИФ геометрически неверно выполнены боковые части крыши МТО. Но на момент работы над корпусом я не придал этому внимания.
    Кормовая стенка корпуса танка:
   - геометрия картеров коробок передач (КП) у СКИФ упрощена и представлена в цилиндрическом виде. В реальности их форма несколько сложнее и корпуса имеют конические участки. Я обточил картеры КП с помощью мини-дрели и бура и придал им более реалистичную форму;
   - буксирные крюки, как и передние – сделал заново;
   - вертикальные (те, что крепятся в районе торцов картеров КП) и горизонтальные (те, что крепятся на вертикальной кормовой стенке корпуса танка) грязевые отбойники – сделал заново. Вертикальные из пластика 0,5мм; горизонтальные (поддерживающие задние грязевые щитки) – нужно корректировать по месту крепления к кормовой стенке и форму самого крепления;
   - добавил крышку-колпак некого вентиля по центру кормовой стенки;
   - кронштейны крепления бревна самовытаскивания – травлёнка, но пришлось их корректировать, укоротив их высоту (расстояние от кормовой стенки до бревна). Надо заметить, что СКИФ выполнил их геометрически более верными, но тогда возникает проблема с обручами крепления бревна;
   - задние стойки габаритных огней – заново;
   - бревно сделал из подходящей ветки кустарника, предварительно высушив срезанную на улице ветку. «Родное» бревно скорее похоже не на бревно, а на трубу и совсем не смотрится на модели;
   - буксировочные тросы и коуши полностью пришлось делать заново. Сами тросы сделал из подходящего провода по диаметру и плетению жилок. Провод выбрал с жилками из белого металла, чтоб потом удобнее было его красить, а вернее грязнить и ржавить.
   
   Ходовая часть и низ бортов танка:
   Надо заметить, что ходовая часть у СКИФ получилась вполне неплохо. Размеры катков и ведущего колеса совпадают с чертежами в [1]. Собираются они без проблем, даже можно сделать все их подвижными. Правда, мною были замечены некоторые расхождения с [1], а именно:
   - в межосевых расстояниях катков, т.е. расположение балансиров на корпусе;
   - в межосевых расстояниях между опорами поддерживающих роликов, а так же некоторое отклонение по высоте их расположения на бортах относительно осей торсионов;
   - я заметил, что у СКИФ расположены несколько под другим углом (нежели на проекциях в [1]) стойки амортизаторов 1-го, 2-го, и 6-го катков, а стало быть, и выштамповки в бортах для хода амортизаторов имеют иную форму. Да и вообще, согласно чертежам в [1] и [3] низ «ванны» корпуса 64-ки (особенно её скошенная к центру корпуса часть) выглядят несколько иначе (в передней части борта – 1-ый, 2-ой каток; в задней части борта – 5-ый, 6-ой каток);
   - далее, на обоих бортах, в районе вертикальной оси башни, у прототипа имеются наружные литые выступы. Если я не ошибаюсь, то они сделаны для того, чтоб расположить внутри корпуса по ширине конвейер механизма заряжания (МЗ), либо это броневое утолщение бортов в районе МЗ. У СКИФ опять таки этот момент отсутствует. А ведь как раз, расположение некоторых опор поддерживающих роликов (2-ой и 3-ий - на машинах начиная с 72-го года, до 72-го года эти выступы имели иную, боле простую форму в виде призм) и некоторых из ограничителей хода балансиров, приходятся на эти литые выступы. Значит, глубина опор по всей длине бортов не одинакова (это в том случае, если на модели эти опоры срезать и позиционировать заново на откорректированные борта; но есть вариант не срезать их, а в нашлёпках – имитирующих эти выступы сделать заранее отверстия диаметром опор и установить нашлёпки на места);
   - далее, конкретно на Т-64БВ, к бортам в районе мест крепления балансиров к корпусу, прикручивались опорные штанги фиксации боковых секций с ДЗ. У СКИФ естественно они отсутствуют!
   
   Но! К чему я всё это клоню? Видимо этим же руководствовался и СКИФ. Дело в том, что если делать модель с бортами закрытыми противокумулятивными экранами, то по сути всех этих недостатков практически не видно за экранами, и в принципе этими недостатками можно пренебречь. Что я собственно и сделал. Но! Если планируется делать какую-либо из модификаций 64-ки (в том числе и «БВ») с открытыми бортами, т.е. снятыми экранами, то тогда придётся хорошенько поработать над деталировкой и геометрией бортов. Я же ограничился следующими действиями:
   - исправил более-менее геометрию ограничителей хода балансиров – упрощены у СКИФ (стоит обратить внимание и на их количество на бортах, у разных модификаций 64-ок оно может быть разное);
   - подправил литые наружные выступы на балансирах в районе торсионной оси. Сделал я это приклеиванием кругляков диаметром ~ 2,7мм (в реальности - диаметр 96мм). Кругляшки вырезал из пластика толщиной 0,5мм.
   
   Кстати, у прототипа между 6-ым катком и ведущим колесом, к телу ограничителя хода 6-го балансира крепится ещё один грязевой отбойник который, конечно же СКИФ не сделал. Он представляет собой гнутую «Г»- образную планку, которая не позволяет набиваться комьям грязи между ступицами ведущих колёс. На своей модели я этот момент упустил, хотя его совсем не трудно сделать. Но повторюсь, из-за наличия экранов, его может быть практически не видно.
   
   Наружная группа топливных баков:
   Это один из самых неприятных моментов в этой модели. Дело в том, что СКИФ неверно выполнил передние грязевые щитки, и часть последующей надгусеничной полки к которым они на петлях крепятся. А именно, СКИФ ошибся в длине щитков, т.е. расстояние от их передней кромки до петель крепления преувеличено на 2÷2,5мм. И последующая часть полки до передней стенки первых наружных топливных баков соответственно сдвинута на те же 2÷2,5мм. В результате, общая длина 4-х топливных баков с левой стороны и 3-х топливных баков + ящик ЗИП + масляный бак – с правой стороны уменьшились на те же 2÷2,5мм.
   Сверив длины каждого топливного бака, ящика ЗИП и масляного бака с размерами в [1] я обнаружил, что у них и без учета тех 2÷2,5мм размеры неверны. По идее, можно было бы их оставить такими, какими их даёт СКИФ (тем более что СКИФ выполнил их в две единые детали – правая группа и левая группа). Но, уж очень мне бросился в глаза тот факт, что на 4-ом (заднем левом) топливном баке один из патрубков (тот, что соединяется с топливным патрубком в задней части крыши корпуса танка) должен был по версии СКИФ располагаться под углом в горизонтальной плоскости по отношению к левому борту корпуса танка. А у прототипа этот патрубок должен располагаться перпендикулярно относительно борта, так как там, как раз находится стык открывающейся крыши МТО, и угол корпуса крыши МТО никак не должен взаимодействовать с топливным патрубком. Налицо – явная ошибка в размерах. В общем, меня сей факт, совсем не устроил и я решил переделывать топливные баки, втиснув их в отведённое СКИФ пространство на надгусеничных полках.
   
   А) Левая группа наружных топливных баков:
   - отрезал задний, 4-ый бак от общей детали. Нарастил его длину со стороны отреза с помощью пластика 2мм.;
   - исходя из длины последнего бака, распределил длины оставшихся 3-х переносом ремней крепления баков к полке;
   - как следствие изменения длины всех баков пришлось с них срезать и переносить все топливные лючки, места соединительных патрубков и корректировать длины внутренних выштамповок на верхних плоскостях баков;
   - патрубки я сделал из проволоки 0,7÷0,8мм, их соединительные шланги из подходящей по диаметру оплётки электрического проводка;
   - топливные лючки сделал из пластика 0,25мм, вырезав кругляшки нужного диаметра с помощью приспособленного циркуля, и приклеив к ним шестигранные головки под ключ. Кстати, срезая лючки с баков, их можно не выбрасывать а, обработав шестигранники лезвием бритвы использовать по назначению;
   - внутреннюю боковину топливных баков (та, что прилегает к борту танка) пришлось перетачивать и подгонять под изменённые мной борта;
   - грани баков можно слегка скруглить, чтоб они не смотрелись такими острыми, как у СКИФ;
   - наружную боковую выштамповку пришлось удалить и сделать её заново. Так как эти выштамповки представляют собой условно полукруглый желоб, то я нарезал полоски из пластика 0,5мм шириной 0,7мм и затем, их отфилировал придавая поверхности полукруглую форму. Затем нарезал участки нужной длины согласно боковикам в [1], закруглил концы и приклеил аккуратно на баки;
   - фиксирующие на полках баки стяжки, я тоже сделал заново из пластика 0,25мм, а так же крепёж к ним. Крепёж в реальности представляет собой приваренную шпильку к одному концу стяжки, с резьбой и гайкой на конце этой шпильки. Другой конец стяжки крепится с помощью винта за край ребра жёсткости приваренного к надгусеничной полке и располагающегося между баками. Шпилька закладывается в проточку специальной планки приваренной к борту и затягивается гайкой, тем самым, создавая натяжение стяжки и фиксацию баков на полке. Аналогично я попытался воспроизвести на своей модели;
   - на торце заднего – 4-го бака я сделал транспортировочную рукоятку из проволоки 0,2мм и скобы бака для его крепежа к надгусеничной полке. На верхней плоскости этого бака приклеил скобы для укладки буксировочного троса. Скобы есть в травлёном наборе, но их там, почему-то предложено меньше чем надо. Поэтому пришлось несколько штук сделать самому из тонкой жести. Кстати, расположение этих скоб на баке лучше сверить с фотографиями.
   
   Б) Правая группа наружных топливных баков:
   - аналогично левой стороне, нужно менять длину баков. Пришлось отрезать масляный бак и нарастить его длину и как следствие, переделать ящик ЗИП. В дополнительном масляном баке у прототипа, как я уже говорил, проходит жаровая труба – входит с торца бака и выводится наружу на внешней боковине бака. Рядом с выводом этой трубы должен быть лючок, видимо – сливной. Всё это СКИФ с успехом и не показал. Я взял кусочек трубки подходящего диаметра 2мм. (в реальности 70мм.) и вклеил в заранее просверленное в боковине бака отверстие. Рядом, как и положено сделал лючок;
   - на торце того же масляного бака сделал скобы его крепления к полке и ещё один лючок в его правом верхнем углу;
   - на верхней плоскости ящика ЗИП и масляного бака приклеил скобы для кладки троса. Расположение их должно быть симметрично скобам левой стороны. Замечу, что только у «БВ» оба троса крепятся в задней части танка, из-за расположения на ВЛД контейнеров ДЗ. На других модификациях один из тросов укладывается на ВЛД;
   - между тремя топливными баками правой стороны, в торцевой их части, находятся соединительные патрубки, которые в свою очередь прикрыты сверху съёмными крышками и прижаты стяжками баков. Из-за изменения длины баков и переноса стяжек, я срезал эти крышки, сделал выемки для патрубков, установил сами патрубки (кстати, они отличны по диаметру от патрубков левой стороны), а вот крышками накрывать не стал и оставил выемки открытыми;
   - топливные лючки и наружные/внутренние выштамповки на баках делал аналогично левой стороне. Аналогично и подгонял под борт внутреннюю боковину баков;
   - замечу, что топливный патрубок первого правого бака выходит из внутренней боковой стенки бака, а не из верхней плоскости бака, как у СКИФ (см. фотографии).
   
   Передние откидные грязевые щитки:
   Согласно [1], я изменил длину щитков, срезав «петли» СКИФ и прорезал аккуратно разделительную щель на новом месте. Затем в верхней плоскости щитков аккуратно вклеил в эту щель определённого размера квадратики из плотной фольги, и в шахматном порядке наполовину разогнул их в разные стороны. Затем, изготовил пружинные элементы из проволоки 0,3мм и положив их между этими квадратиками (соответственно на каждом из щитков) загнул их окончательно, придав им форму петель.
   В наборе СКИФ и травлёнки присутствуют угловые планки, которые фиксируют с боков грязевые щитки относительно ВЛД. Так вот, на «БВ», из-за установленных на ВЛД контейнеров ДЗ, эти планки снимались. Поэтому, я их не стал приклеивать.
   
   Задние грязевые щитки:
   Наклонные участки надгусеничных полок я сделал из жести. К ним приклеил задние грязевые щитки из пластика 0,25мм, которые представляют собой, по сути, прямоугольные куски резины, прикрученные к кромкам наклонных участков полок. Так же, на этих участках полок расположил по одному запасному траку.
   
   Противокумулятивные бортовые щитки и боковые секции с ДЗ:
   Противокумулятивные бортовые щитки СКИФ представил так же в виде единой детали на каждый борт соответственно. Они мне не понравились в виду их грубоватости, большой толщины и неправильности размеров. «Резиновые» части щитков у СКИФ, из-за своей толщины, выглядят как бронированные плиты. В то время как, у прототипа толщина резины составляет 8-9мм, что в масштабе ≈0,25мм. У СКИФ же они минимум 1мм! Замки на резиновых частях преувеличены и смотрятся достаточно грубо. Металлическая часть экранов – основание, выглядит так же толстовато и несколько упрощённо. В общем, я особо и не раздумывал, а начал делать бортовые щитки с нуля.
   Металлическую часть бортовых щитков - основания, я сделал из «пивной» жести в виду отсутствия на тот момент медной. «Пивная» жесть достаточно упругая для гибки и формовки. Но зато хорошо держит форму. Поэтому, согласно размерам в [1] я согнул нужное количество этих металлических оснований из предварительно нарезанных полосок «пивной» жести. Только, у прототипа на этих железных частях, для жёсткости имеются наружные выштамповки. Они аналогичны тем, что имеются на внешних боковых стенках топливных баков. Их мне сделать на этой жести не удалось, а из пластика (как на топливных баках) я делать не стал – честно говоря, поленился. Так же на этих основаниях экранов присутствуют поперечные рёбра жесткости и петли, на которых экраны подвешиваются к надгусеничным полкам. Рёбра жёсткости достаточно тонкие сами по себе и мелкие, поэтому я сделал их из пластика 0,25мм и приклеил гелем «СуперМомент» к основаниям.
   Петли у меня получились немножко крупноватыми, но всё же, на мой взгляд, более изящными, чем у СКИФ. Просто на тот момент я не придумал ничего другого, чем сделать их из тонкой оплётки электрического проводка и шпилек из проволоки 0,2мм.
   Резиновую часть экранов я без сомнений сделал из пластика 0,25мм, нарезав согласно размерам в [1] и приклеил их гелем «СуперМомент» к основаниям экранов. Крепёжную часть «резины» к основаниям, в виде металлических полосок с рядом мелкого крепежа, я имитировал с помощью той же «пивной» жести. Нарезав полоски шириной 1мм из жести и нужной длины, я приклеил их на экраны по месту. После высыхания клея я засверлил в каждой полоске нужное количество отверстий диаметром 0,4мм под крепёж и вклеил в них тянутые литники. Затем, лезвием аккуратно отрезал лишние части литников, получив тем самым некую имитацию крепежа. Замки на резиновых частях экранов сделал из проволоки 0,2мм, а их петельки из кусочков тонкой оплётки электрического проводка. После полного высыхания клея я решил придать «резиновым» частям некую незначительную волнообразность, которая появляется на резине при эксплуатации машин.
 
    Секции с ДЗ:
   В изготовление самих рамок секций в принципе ничего хитрого и сложного нет. Я решил их сделать аналогичными прототипу по конструкции – сваренными из уголков. Согласно боковикам в [1] я нарезал полосок определённых размеров, из жести тюбика зубной пасты. Затем, согнул их в уголки и аккуратно склеил гелем «СуперМомент» в рамки отдельных секций. Далее, расположил в них контейнеры ДЗ. Замечу, что контейнеры ДЗ в секциях, так же как и на корпусе танка Т-64БВ прикручиваются к специально приваренным бонкам (бонки - приваренные к корпусу прутки круглого сечения различной длины с внутренней резьбой на конце).
   Снизу каждой секции привинчивались дополнительные каркасы, которые в свою очередь после подвешивания секций на кронштейны, привинчивались к опорным штангам (о которых я уже упоминал выше) – тоже привинченным к бортам корпуса танка в нижней их части. Таким образом, получалась жёсткая конструкция с контейнерами ДЗ.
   Эти дополнительные каркасы я сделал из пластика 0,25мм.
   Далее, вот с размещением этих секций с контейнерами ДЗ на модели, надо быть внимательным. Дело в том, что сами секции у прототипа, как я уже сказал, подвешиваются на петлях к кронштейнам. А кронштейны в свою очередь привинчиваются к специальным стойкам, приваренным к отбортовке надгусеничных полок. К этим же стойкам привинчивается и верхний ряд контейнеров ДЗ (отдельный от секций). Так вот вся сложность сводится к тому, чтоб достаточно точно (согласно размерам как каждого контейнера ДЗ и его межосевого расстояния крепежа, так и всех секций в целом) разместить/приклеить эти стойки к надгусеничной полке. Стойки я сделал из пластика 0,25мм, нарезав их нужной длины из полосок. Затем, имея готовые секции с ДЗ и сами контейнеры ДЗ, я сделал разметку, где должны находиться на полке эти стойки. Далее, приклеил их и по высыханию клея приклеил к ним кронштейны секций. Кронштейны, до их приклеивания пришлось доработать – просверлить отверстия в подвесных местах и убрать лишнее в их геометрии. Затем, я просверлил отверстия в стойках над кронштейнами, в которые вклеил верхний ряд контейнеров ДЗ. На верхние уголки секций приклеил петельки и подвесил секции на кронштейны, вставляя в петельки шпильки из тянутого литника (можно и подходящую проволоку).
   При изготовлении секций контейнеров ДЗ нужно обратить внимание на тот факт, что на Т-64БВ могло устанавливаться разное количество секций на борт в зависимости от года (к примеру, машины 1985 года имеют на секцию больше, чем на машинах 1987 года – это хорошо показано на боковых проекциях в [1]).
Башня
    СКИФ представил башню Т-64БВ в этом наборе (впрочем, как и башни в наборах Т-64А и Т-64Б) в таком же несколько упрощенном виде, как и корпус танка. Практически все детали набора, что я оставил для работы над башней, пришлось либо доводить до нужного вида, либо значительно переделывать.
   Говорить о правильности геометрии и размеров корпуса башни у СКИФ мне несколько сложно, так как подходящего чертёжного материала по башням 64-ок найти не удалось, за исключением передних и боковых (левый борт башни) проекций в источнике [1]. К сожалению, в книге В.Чобитка [1] верхние проекции некоторых модификаций машин представлены только в меньшем масштабе и выполнены эти проекции другим автором (А.Кащавцевым). Я нашёл эти проекции подходящими для работы в 72-ом масштабе, но не в 35-ом. Поэтому переводом размеров я заниматься не стал.
   Проекции заднего вида и правого борта башни в книге [1] не представлены. Поэтому, при работе над башней пришлось пользоваться в основном фотоматериалом [1],[2],[3] и собственными замерами [4].
   Тем не менее, в геометрии корпуса башни СКИФ мной были выявлены следующие недостатки:
   
   - Лобовые вертикальные и горизонтальные плоскости башни достаточно скошены, т.е. имеют больший угол наклона. Эти плоскости пришлось наращивать шпатлёвкой, а затем доводить наждачной бумагой до нужного вида. Из-за этого скоса амбразура маски орудия у СКИФ имеет больший по длине (к центру башни) проём и неверную геометрию боковых кромок амбразуры. Длину проёма амбразуры я исправил вклеиванием полоски пластика шириной 5мм, а боковые кромки амбразуры выводил тем же наращиванием формы при помощи шпатлёвки и приданием им более скруглённого вида.
   
   - Стенки бортов башни в районе люков наводчика и командира имеют неправильную геометрию (в виде ступеньки – особенно это хорошо заметно со стороны наводчика). Стенки бортов в этих местах должны иметь такой угол наклона, чтоб подходить к люку наводчика практически по касательной в вертикальной плоскости, а в районе основания башенки командира, как бы заходя под выступ этого основания. Эти моменты я исправил стачиванием по касательной лишнего пластика в данных местах и последующей шпатлевкой, так как при стачивание пластика до нужного угла в стенках башни образуются дыры. Соответственно корму башни так же пришлось подкорректировать. При стачивание пластика с бортов башни частично удаляется и надбой башни. В виду этого я полностью удалил надбой с кормы и бортов башни, и частично с верхней части кормы, а затем восстановил его из 1мм-го пластика согласно фотографиям. Для восстановления надбоя я сделал разметку на башне карандашом, затем делал выкройки кусков надбоя на бумаге, вырезал и подгонял их по размерам, прикладывая к башне, потом переносил выкройки на пластик, вырезал куски пластика и подгибал их по форме баши. Затем приклеивал куски надбоя по месту, и после высыхания клея доводил поверхность надбоя наждачной бумагой до нужного вида. Швы между кусками надбоя я пролил аккуратно клеем, имитируя тем самым их заливку чем-то типа гудрона, как это делалось на реальных машинах. Клёпки надбоя я имитировал тем же способом, что и на корпусе танка. Так же я переделал надбой на крышке люка наводчика.
   
   - Непонятным для меня остался момент с диаметром посадочного основания башни у СКИФ. При установке башни на корпус танка, между внутренним диаметром в корпусе и внешним диаметром посадочного основания башни существует непонятный люфт, в результате которого башня может смещаться от центральной оси. Мне это не понравилось, и я решил удалить посадочное основание башни и сделал его заново из кругляков пластика (так как у меня не было пластика нужной толщины, то я склеил это основание из нескольких кругляков пластика 0,5мм нужного диаметра). Заодно и уменьшил высоту посадочного основания башни на 0,5мм, тем самым, опустив её и уменьшив зазор между корпусом танка и башней.
   
   - После того, как я более-менее подправил геометрию корпуса башни, можно было браться за деталировку. Конечно же, основную сложность в деталировке башни, составили контейнеры ДЗ, а вернее их размещение на башне. Причём, так как я сразу отказался от блоков ДЗ в исполнение СКИФ и приобрёл контейнеры ДЗ от «МоделПоинт», то нужно было сделать и правильно расположить на лобовой части корпуса башни, передние угловые кронштейны для размещения на них контейнеров ДЗ. Так же сложность состояла и в том, что некоторые детали навесного оборудования на башне реальных машин (контейнеры ДЗ, ящики ЗИП, ящики АТ-1, датчик бокового ветра) крепятся на бонках. Этот момент я решил не опускать и воспроизвести подобное крепление на своей модели.
   
    - Угловые кронштейны контейнеров ДЗ
   Я сделал их из тонкой жести согласно своим замерам [4] и фотографиям [3]. Затем расположил на них контейнеры ДЗ, приклеивая в ряд по одному контейнеру согласно схеме расположения ДЗ на танке. Данная схема приведена в [1]. Остальные контейнеры ДЗ башни я так же располагал согласно схеме [1] и [3]. К каждому контейнеру приклеивал по две бонки и вставлял контейнер по месту в заранее просверленные в корпусе башни отверстия. Затем аккуратно прихватывал бонки клеем «СуперМомент» тем самым, фиксируя контейнер с нужным зазором между поверхностью башни и дном контейнера.
   
   - Осветитель ночного прицела Л-2АГ «Луна»
   Его защитная крышка – травлёнка; кронштейн крепления сделал заново из пластика 0,25мм; рычаг тяги сопряжения с маской орудия сделал с «нуля», так как СКИФ эту деталь проигнорировал; из проволоки разного диаметра сделал трубку электропроводки к «Луне» и к «Туче», а так же кабель питания для «Луны».
   
   - Корпус головки прицела-дальномера наводчика
   Его пришлось значительно переделать. Согласно размерам в [1], данную деталь я увеличил по ширине, высоте, длине – на 1мм.; выточил проём для стекла оптики; добавил проводку на передней стенке головки из тонкой проволочки; на верхней плоскости головки имитировал крышку с крепежом; боковое ограждение и козырёк прицела-дальномера (травлёнка).
   
   - Короб КУВ 9К112
   перед башенкой командира так же пришлось увеличить по высоте на 1мм; его переднюю панель сделал из пластика 0,25мм.
   
   - Кронштейны дымовых мортир «Туча»
   (травлёнка), обклеил пластиком 0,25мм и 0,5мм согласно [4] для более масштабной имитации толщины металла кронштейнов; установил на кронштейны мортиры «Тучи» от фирмы «МоделПоинт» и провёл к ним электропроводку. Замечу, что на моей модели оба кронштейна мортир несколько различаются между собой по форме и расположению на башне согласно [1] машинам 1987-го года. К примеру, на машинах 1985-го года эти кронштейны располагались на башне немного иначе.
   
   - Ящики АТ-1
   По глубине увеличил их на 1мм; сделал нижние уголки крепления к бонкам из пластика 0,25мм; приклеил верхние рукоятки и нижние замки – травлёнка; приклеил верхние петельки из тонкой проволочки. Данные ящики АТ-1 расположил на башне согласно модификации «БВ».
   
   - Датчик бокового ветра
   С торцов основания датчика приклеил 4-ре крепёжных ушка и установил датчик на бонки с зазором от поверхности крыши башни; на корпус датчика приклеил транспортировочную петлю треугольной формы.
   
   - Кормовой ящик ЗИП
   Удалил шов по периметру ящика, характерный для ящиков ЗИП ранних машин. На боковых плоскостях воспроизвёл внутреннюю выштамповку-перекрестие. Переделал верхний кронштейн крепления ящика к корме башни, приклеил к нижней плоскости ящика две его нижних скобы крепления к корме башни (скобы сделал из тонкой жести). На задней стенке ящика вклеил в расточенные пазы кронштейны (травлёнка) трубы ОПВТ. По бокам ящика ЗИП разместил два контейнера АТ-1.
   
   - Оборудование ОПВТ
   Трубу, что крепится на кормовом ящике ЗИП, сделал полностью заново из пластиковой трубки подходящего диаметра. Трубу ОПВТ, что располагается на корме башни, пришлось значительно переделать, а практически её можно так же сделать заново, так как данная деталь у СКИФ достаточно упрощена и имеет неверные размеры.
   
   - Антенный ввод
   Я использовал ввод от «МоделПоинт». Уменьшил на башне по высоте фланец крепления антенны, просверлил посадочное отверстие и установил антенну.
   
   - Стойка-кронштейн габаритного огня башни и фары
   Габарит сделал заново, фару позаимствовал из другого набора (ВЭ); приклеил электропроводку к ним из тонкой проволочки и переделал их крепёж к кронштейну.
   
   - Боковой ящик ЗИП
   На машинах «БВ» он имеет иное расположение на башне, нежели чем на машинах других модификаций и находится практически на корме. При этом данный ящик ЗИП дальше вынесен от борта башни и крепится на кронштейнах. Я сделал эти кронштейны из полосок пластика 0,25мм и проволоки такого же диаметра, что и бонки на башне; приклеил переносные рукоятки на торцы ящика и замки (травлёнка).
   
   - Дополнительный патронный ящик
   Он так же, как и боковой ящик ЗИП, в виду наличия на машинах «БВ» контейнеров ДЗ, вынесен дальше от корпуса башни на кронштейнах. К полке (травлёнка) патронного ящика я приклеил два кронштейна из пластика 0,5мм в виде вытянутых треугольников и приклеил полку с ящиком к корпусу башни. На ящик приклеил рукоятку, петлю, замки фиксации на полке (травлёнка). В горловине ящика высверлил проём подачи пулемётной ленты.
   
   - Амбразура спаренного пулемёта (ПКТ) с пушкой
   Согласно размерам в [1] я высверлил отверстие в корпусе башни и вклеил обечайку из пластика 0,25мм. Ствол пулемёта ПКТ пока не установил, но планируется ствол от «МоделПоинт».
   
   - Маска орудия и чехол маски
   Маску орудия, согласно размерам в [1], удлинил на 2мм и удалил загибающиеся вверх и вниз части пластика; приклеил к корпусу башни верхнюю ограничительную планку маски орудия. Пожертвовав подвижностью ствола орудия по вертикали, я решил сделать чехол маски орудия (отсутствующий у СКИФ) из плотной фольги, предварительно сделав выкройку чехла на бумаге. Затем, выкройку переносил на фольгу, вырезал чехол и, обжимая аккуратно фольгу по телу маски, придавал чехлу подходящую форму со складками. С торца маски орудия чехол крепится винтами двумя плоскими скобами полукруглой формы. Я же сделал ошибку и выполнил эти скобы в виде единого кольца, но переделывать не стал. Для кольца взял пластик 0,25мм. Крепёж кольца тоже пока не сделал.
   
   - Ствол орудия 2А46М
   («МоделПоинт»). Причину замены ствола орудия СКИФ на «МоделПоинт» я думаю, описывать не стоит, она та же. Ствол от «МоделПоинт» я доработал, лишь вклеив в уже готовые проточки вдоль ствола полоски пластика 0,25мм сымитировав тем самым, крепёжные швы тепловых кожухов ствола орудия.
   
   - Станина ЗПУ «Утёс»
   Согласно размерам в [1], я сделал станину заново по причине всё той же упрощённости СКИФ. Для этого использовал пластик 0,5мм. Тягу сопряжения ложа пулемёта и головки прицела сделал из проволоки 0,7мм; мешок для стреляных гильз сделал из плотной фольги и рамку для мешка из кусочка травлёной жести. Осветительное устройство с рамкой крепления, крепящееся к станине ЗПУ сделал с нуля. Провёл электропроводку к осветительному устройству и пусковой кабель ЗПУ. Полка патронного ящика, защитный щиток ящика, замки и рукоятка на нём – травлёнка; горловину патронного ящика закрыл чехлом из плотной фольги; сделал рамку для звеньев пулеметной ленты из кусочка травлёной жести.
Общие виды
     

    Вот собственно и всё, что я хотел вкратце рассказать о своей проделанной, но ещё пока не законченной работе над Т-64БВ. По окончанию сборки, модель хочу окрасить в одноцветный защитный камуфляж, либо в трёхцветный серо-чёрно-зелёный. Так как исторической привязке к конкретной машине нет, то с бортовыми номерами я ещё не определился.
   В итоге, о данной модели СКИФ ещё раз хочу сказать, что она хороша для любителей сборки моделей «из коробки» и для тех, кого не очень интересует именно копийность, потому как модель на прототип всё же похожа. Ну, а для тех, кто хочет получить более похожую на прототип модель, то кучу инструмента Вам в руки, терпения и соответствующего – модельного настроения. ;)

Референсные материалы
1. Прорисовки и замеры отдельных элементов
 
 
2. Фотографии реальной техники
Т-64Б1В (парк Победы, г. Москва)
фотографии с http://tanxheaven.com
     
Т-64БВ
(фотографии из архива Василия Чобитка)