Дальше начались труды по старению модели. Пересмотрев довольно много моделей на Steelnavy и ModelWarship, а также значительное количество фотографий современных лодок – как действующих, так и стоящих на приколе – я пришел к выводу, что ключевое понятие тут «не переборщить». Лодки, конечно, ржавеют, но за лодками и ухаживают. Аппараты, покрытые бородой ржавых потеков изо всех шпигатов и по всем швам – это скорее экспонаты корабельного кладбища. Ну и плюс общеизвестный принцип «Если вы считаете, что сделали сколов достаточно – значит вы переборщили». Плюс помножить это на масштаб – ведь чем меньше масштаб, тем менее выраженными на нем будут следы эксплуатации. Сколы или царапины, которые можно сделать в 72-м, в 144-м будут смотреться нарочитыми, а в 350-м так просто ужасными.
Начал с палубного настила. Он был выкрашен намешанным из нескольких баночек Vallejo коричневато-серым цветом под старое дерево, но все равно оказался слишком ярким. Поэтому по настилу неоднократно прошелся серыми фильтрами, сглаживая контрастность.
Большие шпигаты на корпусе были выкрашены темно-серым. В принципе, через них должен быть виден внутренний прочный корпус, который красился коричнево-красным суриком. Но красные пятна на сером корпусе выглядят нелепо и не подчеркивают глубину отверстий.
Белую полосу на носу активно поистер поверху, где матросы толкутся возле кнехтов и передних люков. Ничего особо не выдумывал – крупные сколы рисовал, мелкие процарапывал до подлежащего серого слоя зубочисткой или кончиком лезвия.
То же самое выполнено с белыми полосами на рубке – впереди у скоб трапа и немного по бокам у поручней.
Ржавчина и потеки – понемногу, разным коричневым маслом и MIGовским Light Rust Effect, который особенно пригодился возле подводных шпигатов – потеков как таковых там быть не может, но общее легкое ржавление есть. Потеки в основном из носовых шпигатов, на рубке не везде и по чуть-чуть.
Немного серых и голубых фильтров разного оттенка, которыми я старался разнообразить верхнюю часть корпуса – но эффект, к сожалению, особо не заметен.
Потертости и ржавчина на носовой части
|
|
|
|
Задувка разными цветами разных производителей привела к тому, что корпус получился разным по уровню матовости/глянцевости, и попытка смывки по нему дала очень неопрятный результат. Поэтому дальнейшие шаги совершенно логичны – глянцевый Валлеховский лак, смывка (местами неоднократная для получения необходимой контрастности на темном фоне).
Заодно покрасил винт – первоначально Акановской бронзой (винт же бронзовый). По цвету получилось больше похоже на зернистое золото, и пришлось перекрашивать в латунь от того же Акана. Дополнительно немного отполировал бархоткой.
Первый слой смывки - результат почти не заметен
|
Здесь затемнения уже видно существенно лучше - второй слой смывки
|
|
|
Задувка смесью валлеховских лаков Satin и Matt в соотношении 3:1, которая позволила получить слегка поблескивающую, а не глухо матовую поверхность.
Собственно, на этом окраска как таковая была закончена. Однако уже постфактум я решил немного добавить ржавчины, сделав ее более акцентированной (на фотографиях ржавчина получается существенно более заметной, чем при естественном освещении).
Окончательная сборка и приятные мелочи.
Практически все готово, осталось чуть-чуть.
Подставку покрыл в три слоя Пенатексом под красное дерево и закрепил модель.
Осталось натянуть трос между носом и рубкой (который заодно и носитель антенны). Это не просто трос, к рубке и корпусу они крепятся через систему стяжек и блоков.
Блоки и стяжки имитированы с помощью медной проволоки 0,08 и ватной ушной палочки. Трубочка от этой палочки растягивалась над свечкой (строго в стороны, не перегибая!), чтобы получить тончайшие пластиковые трубочки. Проволока пропускалась через отрезки трубочек, на концах формировались петли и собиралась группа блоков. Центральный отрезок троса – это ниточка из детского бантика, законцовки которой так же заведены в тонкие трубочки. От верхнего конца троса выполнена отводка антенны к антенному входу в рубку. Собранный трос крепится к корпусу и рубке проволочными петлями. В итоге трос окрашен стальным цветом.
Приклеен винт, и осталось только смонтировать выдвижные устройства на рубке. Итоговым ярким мазком будет красный спасательный круг, закрепленный на кожухе перископа.
Вот и все, постройка окончена. Осталось только заказать табличку в граверной мастерской.
Итоговый вид модели можно посмотреть тут: http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=7242