Другие части работы:
Т-55АМ (начало)
Под литерой "М"
Конверсируем тамиевскую пятьдесятпятку
В СССР в 70-х годах прошлого века сложилась ситуация, когда огромный парк средних танков перестал отвечать требованиям современного боя. В то же время было ясно, что в ближайшем будущем нет возможности заменить большинство устаревающих танков современными образцами и 25 июля 1981 года руководством страны было принято постановление, в котором говорилось о необходимости комплексной модернизации танков Т-55/62 с целью доведения их TTX до уровня основных танков T-64А и Т-72. Предпологалось ценой умеренных затрат повысить боевые характеристики машины путем увеличения огневой мощи и усиления защищеннoсти.Разработкой занялось КБ Омского завода и в апреле 1983 первые модернизированные машины стали поступать в войска.
Модернизированные машины получили:
-усиление огневой мощи за счет установки системы управления огнем "Волна", комплекса управляемого вооружения "Бастион", позволяющего вести стрельбу управляемыми боеприпасами и теплозащитного кожуха ствола
-улучшение бронезащищенности достигалось дополнительным бронированием переднего листа корпуса, лобовой проекции башни, днища в передней части корпуса, использованием резинотканевых экранов для защиты боковых проекций танка и вставкой пиллерса между днищем и крышей корпуса.
-в связи с увеличившившимся весом подвижность танка удалось сохранить установив более мощные двигатели В-55У или В-46-5М
также в ходе модернизации были внесены изменения в конструкцию ходовой части, систему дымопуска, радиооборудование , защиту от напалма и другие.
Модернизированные таким образом машины стали называться Т-55М (для Т-55) и Т-55АМ (Т-55А)
Танкоремонтные заводы, занимавшиеся модернизацией танков Т-55/55А , выпускали несколько вариантов, различавшихся комплектацией. Так не все машины получили комплекс управляемого вооружения, различались установленными двигателями и дополнительным бронированием. Для моделирования я выбрал пожалуй самую навороченую версию с двигателем В-46-5М, прототип которой можно увидеть в Кубинке.
Для постройки модели этого танка я взял тамиевский кит 35257 - он лучший нa сегодняшний день среди всех предлагаемых Т-54/55 в 35-ом масштабе, хотя и не без недостатков. В качестве дополнительного набора приобрел конверсию T-55AM2"Kladivo" от CMK. Насколько она окажется полезной будет видно в ходе работы (от первого знакомства с содержимым сложилось ощущение, что не тот палец изображен на картинке). Остальной афтемаркет буду использовать по необходимости.
Нижняя часть корпуса
сборку модели начал с ванны корпуса. Работы здесь немного, плюс ко всему можно cхалтурить, ибо на готовой модели доработки этой детали пректически незаметны, если вы, конечно, не любитель повертеть готовую модель.
Итак,
-перенос упоров 1-й и 2-й подвесок
-увеличить длину рычагов и тяг гидроамортизаторов
- не найдя достаточно информации по данным изменениям решил оставить, как есть, видно это дело все равно не будет. То же относится и к
-механизму натяжения гусениц
(если вы не собираетесь снимать передние грязевые щитки). Но эта деталь несложная, слепил из тамиевской двухкомпонентной шпатлевки.
-дополнительное бронирование днища
Немного подробнее.
Для повышения противоминной стойкости танка днище в передней части корпуса было усилено шестью 20и миллиметровыми бронеплитами навареными на каркас из металлического профиля высотой 80мм. Еще одна плита защищала люк запасного выхода
|
общий вид на дополнительную защиту днища. Хорошо видно, что она несколько смещена на левый борт.Oбратите внимание на пробку слива воды, масла и топлива из отделение управления (под стрелкой)
|
виде спереди на бронировку днища
|
а вот такая бронировка днища лежит в коробке СМК. Плиты бронировки выполнены неверно, имеют какие то пеньки в центре вместо отверстий, два боковые бронелиста отсутствуют вовсе, как и дополнительная бронировка люка запасного выхода, видимая передняя пластина не похожа
|
Так выглядит боковая бронеплита. Она расположена перед торсионом второго опорного каткa каждого борта .
|
вид на днище снизу сзади(перевернуто). Хорошо видна бронировка люка запасного выхода за сидением водителя
|
Решив, что легче переделать , изготовил дополнительную защиту сам, но где то промахнулся - то ли со смещением бронеплит влево, то ли с их размерами, то ли тамия неправильно расположила пробки слива топлива из баков стелажей. Исправлять не стал
|
|
отбойники гусениц
С каждого борта под надгусеничными полками приварено по три отбойных кронштейна для гашения колебания гусеницы во время движения. Детали эти скорее всего будут скрыты экранами, но поскольку несложны в изготовлении были вырезаны из пластика изогнуты и приклеены. В ходе модернизации для устойчивости гусеницы в обводе в кормовой части корпуса были приварены дополнительные отбойники.
расположение отбойников на чертеже Левковича , опубликованном в М-Хобби в сравнении с оригиналом. Вроде похоже
|
обычно отбойники представляли из себя гнутый металлический лист, однако встречались и сварные
|
отбойники в кормовой части
|
я изготовил эти детали из пластика. При помощи Mr.Hobby слегка имитировал литую фактуру на бронировках бортовых передач, сварныe швы из двухкомпонентной тамиевской шпатлевки
|
Ходовая
Опорные катки
у тамии неплохие, , однако литьевые швы на бандажах даны внутренней расшивкой. Исправлять этот момент не буду, ибо на готовой модели не особо и заметно. Крепящие крышку ступицы болты несколько переразмерены, что отразилось на внешнем виде крышек в целом,к тому же в оригинале они смещены к краю крышки, на модели расположены по центру плоской части. Передлывать так же не стал. На передние катки имеющие усиленный подшипник и вследствие того ступицу увеличенного размера крышки изготовил самостоятельно. По опорной части катка но будет пройтись наждачной бумагой. Обычно выполняю эту операцию при помощи дрели, насадив каток на подходящую ось
обычный каток и каток с усиленным подшипником в ступице . Хорошо видно, что тамиевские болты на крышках крупнее оригинальных и сдвинуты к центру ступицы, из за чего изменился внешний вид. Так же заметно что и ступица под крышкой имеет несколько более сложную форму, чем предлагает Тамия.
|
Новую крышку для передних катков изготовил самостоятельно. Болтики поставил 0,5мм , как и на остальных крышках.Пусть внешне и не совсем копийно, но не переделывать же крышки ступиц на всех катках
|
Старую крышку удобнее удалить гнутым лезвием. Что бы случайно не повредить при этом каток на ступицу можно одеть неширокую шайбу внутренним диаметром 6мм, пригодится оно и при Дальнейшей шлифовке. Если все же в процессе сих манипуляций каток повредился, то просто переварачиваем eго тыльной стороной .
|
осталось приклеить крышку на подготовленный каток и немного увеличить ступицу при помощи двухкомпонентной шпатлевки. Каток на фото слева есть полученный результат, в центре Тамия , справа трумпетеровская крышка от Т-62. Белое кольцо справа -нехитрая приспособа для упрощения центровки крышки при монтаже
|
Ведущее колесо
для резинометаллической гусеницы имело венцы на четырнадцать зубьев. Насколько мне известно в настоящий момент два производителя предлагают такое ведущее - WW2 Productions и Скiф. Как виднио на фото WW2 Productions схалтурили: в обычом тамиевском колесе они сделали вставки для достижения необходимой ширины , тогда как в действительности общая ширина колеса изменилась за счет монтажа более глубоких венцов. Этот момент правильно исполнен Скiфом, но в целом их колесо выглядит дубовее. Из эстетических соображений я выбрал колесо от WW2 Productions. Будем надеяться, что Мастерклуб обратит внимание на этот момент. Или Трамповское колесо на Т-62 обр.1972 окажется правильным.У Т-55АМ для устойчивости гусеницы в обводе к ступице ведущего колеса был приварен ограничительный диск.
Так выглядит ограничительный диск на ведущем колесе. Количество отверстий - десять
|
Тамиевское колесо ОМШ и РМШ от WW2 Productions в сравнении с оригиналами
|
WW2 Productions слева, справа Скiф
|
Готовое ведущее колесо. Ограничительный диск изготовлен из 0,5мм полистирола с утоньшением к краю. Kолеса WW2Productions поставил на строящийся параллельно Т-55А, а это снятая с них копия.
|
направляющее колесо
используется из набора без переделок
траки
Т-55АМ оснащался усовершенствованными траками с развитыми боковыми грунтозацепами. Рынок предлагает широкий выбор таких траков - Friulmodel, Мodelkasten,WW2Productions , Мастерклуб, Мiniarm. (а вот ранних траков без грунтозацепов как раз и нет вовсе, Мастерклуб - ау!).
У меня на руках оказалось три комплекта
WW2 Productions - несусветная гадость, отвратительное литье, облой, ненавистные клики - и все это за $36? Правда в комплекте бонус - ведущее колеса , но тоже неправильные. Не представляю, как эти траки использовать -деликатное удаление облоя с тонких кромок грунтозацепов сомнительное удовольствие. Более десяти траков в ленту без клея собрать не удалось. Нет, такое даром не надо.
Моделкастен довольно старые траки, необходимо шпатлевать по два следа от питателей на внутренней стороне трака, но в целом довольно приятная вещица, хотя в следующий раз соберу их не на родных "пеньках", а на мастерклубовских болтиках.
Мастерклуб (конечно на полупальцах) мне глянулись более всего -похожие, аккуратные, легкие в сборке,но собраная лента имеет заметное искривление, надеюсь, что при монтаже и приклеивании к каткам этот дефект исчезнет
РМШ гусеница состоит из 91трака (допускается при ослаблении натяжения удаление до двух траков), в ленте у Мастерклуба получилось 90, у Моделкастена 88 (WW2produktion я не собирал).
два типа траков РМШ, различие в боковых грунтозацепах и рисунке опорной поверхности. Специалисты говорят , что было три типа траков, но третий пока на встречался
|
внешняя сторона траков(сверху-вниз) Мастерклуб,Modelkasten,WW2 Produktions
|
Внутренняя сторона. Ширина 16.6; 16.5; 17.1 соответственно. Оригинал -580мм (16.57)
|
Мастерклуб,Modelkasten, WW2Produktions
|
Траки WW2 Produktions на родной звездочке. Качество литья никудышное
|
траки от Мастерклуб и Моделкастен хорошо обегают оба ведщих колеса
|
так выглядят на модели. Провис регулируется подвижностью направляющего колеса (для чего срезается ориентирующий прилив в посадочном отверстии кривошипа на корпусе модели).При натяжении верхние ветви гусениц должны касаться двух средних катков (в определенных условиях одного)
|
|
Ну вот и нижняя часть корпуса почти готова, Можно приклеивать деталь верxней части. Надгусеничные полки оставляю как есть по двум причинам: первое, это на мой взгляд передние подкрылки у тамии копийнеее аберовских, а излишнюю толщину полок видно не будет. Второе - прочность На них еще бортовые экраны клеить.
В продолжении верхняя часть корпуса
P.S.В работе использованы фото находившиеся в свободном доступе в сети Интернет и надерганые в разное время автором, не удосожившимся запомнить адреса. Прошу извинить. Если у кого есть претензии по использованию фото - пишите в личку, удалю