Поначалу казалось, что с корпусом особых проблем не предвидится. Он легко и непринужденно собрался из двух половин. Из замеченных неточностей – рассекатели на шпигатах второй балластной цистерны китайцы сделали вертикальными, а на чертежах они даны горизонтальными. Их я переделывать не стал – со шпигатами окончательной ясности по лодке нет, вариантов была масса, судя по фотографиям.
Мелкие утяжины на корпусе зашпаклеваны, теперь займемся шпигатами в верхней части носовой оконечности. Два из них с каждой стороны, те, что ближе к корме, надо уменьшить в размерах – по ширине. Старое ненужное лезвие модельного ножа я на кончике закруглил, превратив в полукруглую стамеску. Зашпаклевав отверстия шпигатов, я этой стамеской выбрал более узкие щели шпигатов. Для равномерности окончености отверстий шпигатов были дополнительно пройдены бором подходящего диаметра.
Уменьшенные по ширине верхние шпигаты третьей балластной цистерны
|
|
|
|
Но, как оказалось, это все был мартышкин труд. Я стал возиться с рубкой, что описал в прошлых частях работы, а потом вернулся обратно к корпусу – готовясь эту рубку устанавливать. Тут-то наблюдательный индеец и обнаружил, что фотографии и чертежи надо просматривать тщательнее…
Начнем с простого. Если приклеить перо руля так, как его задал Трамп, то его задняя кромка окажется утопленной, на чертежах показано, что задняя кромка идет по заднему обрезу баллеров руля. Соответственно, руль сдвинем назад.
Килевую балку, которую китайцы сделали сплошной, мы разомкнем, в соответствии с чертежами и фотографиями.
Так будет выглядеть перо руля, если его установить в отверстия, данные Трампом
|
|
Схема кормовых рулей. Видно, что задний срез пера руля должен идти вровень по срезу баллеров, а также видно, что неподвижные и подвижные части рули глубины должны быть на одной прямой.
|
|
Сплошной киль, который дали китайцы, я разделил.
|
U-2230 на тросах у эллинга №8 верфи Германия. В центре корпуса виден разрыв килевой балки.
|
|
|
Вдоль рубки по корпусу идут наваренные ребра, которые служат упорами для ног при движении по округлой поверхности корпуса. К корме они сходятся двумя выгнутыми «усами», как видно на этой фотографии. Китайцы сильно утрировали эти ребра, а про сходимость к корме вообще не задумывались. Наметив карандашом на глаз нужное размещение ребер, я прошелся по этой разметке скрайбером, а затем в полученную канавку вклеил тянутый литник. Затем шкуркой немного прошелся поверху, смягчая рельеф.
На носу вместо пластикового выступа сделаем нормальную скобу из проволоки, а на корме сделаем еще одну утку.
|
Утка в кормовой части корпуса
|
|
|
Теперь займемся настилом. Деревянный настил, идущий от рубки к носовой оконечности лодки, на большинстве фото вообще отсутствует (там остались только его крепления), но мы его все же сделаем (это проще, чем голые крепления). Настил может быть длинным, доходящим впереди почти до заднего обреза люков торпедных аппаратов, но встречаются и фото коротких, заканчивающихся у носовых кнехтов. На фото видно, что китайцы сделали как раз длинный вариант, но вот кнехты сделали совершенно ублюдочные.
Поскольку их надо менять, то сделаем-ка мы короткий настил. Сам настил с его излишним рельефом я ошкурил, а затем перерасшил скрайбером на доски. Сделал поперечные накладки для пущей рельефности – некоторые фото это подтверждают.
Кнехты заменяем на ICMовские. Леера устанавливать не буду – толщина их в 144-м должна быть совсем крохотной, очень хрупкой будет такая конструкция.
U-2336 и U-2341 в Лисхалли, лето 1945 года. На палубе видны крепления для палубного настила.
|
U-2332, верфь Германия, лето 1944 г. Палубный настил короткий.
|
Здесь на фото виден палубный настил с поперечными накладками.
|
|
Палубный настил "как он есть"
|
Палубный настил переделан, поставлены ICMовские кнехты
|
|
|
Ну что, все вроде бы? Примериваем рубку к месту…
Недурно смотрится. Теперь делаем на рубке поручни. Ну, здесь все просто – дуга гнется из проволоки, а промежуточные стойки – из тонкого тянутого литника, который вклеивается в просверленные отверстия и обрезается. Затем суперклеем конструкция собирается целиком прямо на борту рубки.
Остались рули. Тут, казалось бы, и делать-то нечего. Вы действительно так думаете? Шоб я так жил…
Неподвижные рули после установки потребуют шпаклевки образующихся щелей. Это мелочи, хотя и неприятные. А вот с установкой подвижных рулей, как передних, так и задних китайцы наврали… Задние рули должны стоять на одной линии с неподвижными плоскостями рулей – тут нужно просто немного опустить место установки. А вот передние надо просто перемещать – они находятся выше и ближе к носу, между рядами шпигатов. Пластиковые оси рулей сломаются при первом же нажиме – я их посрезал и сделал оси из металлического прутка. Подвижные части рулей я установил и закрепил, и стал примериваться приклеить неподвижные рули.
Перемещенные кормовые рули - виден зашпаклеванный след.
|
Неверная точка установки носовых рулей зашпаклевана
|
|
На этом фото видна точка крепления подвижной части руля (сам руль отсутствует). Кроме того, месторасположение рулей видно на приведенной выше схеме шпигатов.
|
И тут, в процессе выяснения правильного места передних рулей, наткнулся на неожиданную неприятность. «Так… - думаю себе – А не дурак ли я?» Ассиметрию верхних шпигатов третьей балластной цистерны китайцы выполнили, вот только с местами самих шпигатов НАВРАЛИ. А получается, что их надо существенно сдвигать вперед. Чем я, глубоко вздохнув, и занялся…
Шпаклевка, шкурение, шлифовка, нарезание новых шпигатов… в процессе я снес отлитые в пластике выпускные трубки, которые пришлось восстанавливать из тонкой металлической трубки.
Шпигаты по правой стороне носовой части
|
U-2326, U-2351, U-2356 осенью 1945 года на британской ВМБ Лисхалли под Лондондерри. Виды на носовые шпигаты.
|
Слева направо U-2345, U-2329, U-2322, U-2348, набережная Сило в Ставангере, вторая половина мая 1945 года. Виды на шпигаты с носовой части.
|
|
Шпигаты с левой стороны по ходу
|
Шпигаты с правой стороны по ходу
|
Увеличенный элемент чертежа с расположением носовых шпигатов третьей балластной цистерны. Черным даны шпигаты по правой стороне по ходу, контурным - с левой стороны по ходу.
|
|
Уф. Вроде все, можно ставить «лезвия» неподвижных рулей. Только не надо ставить носовые так, как предлагают китайцы (со стреловидностью по задней кромке)! Задняя кромка согласно чертежам была параллельна передней кромке подвижных рулей, так что «лезвия» выдвинем наружу.
Вроде все. Переходим к окраске.
Если ставить носовые неподвижные рули так, как дали китайцы, то образуется стреловидность по задней кромке...
|
А на этих фото видно, что это не так.
|
Вид сверху - задняя кромка прямая.
|
|