160-й полк SOAR "Nightstalkers"
Бортовой номер 26324
Позывной “Super 61”
“THUNDERSTRUCK”
..."Это было не просто крушение вертолета. Это был удар по их неуязвимости. "Черные Ястребы" были их козырными картами. Они позволяли держать боевиков на расстоянии от парней на земле"... (Марк Боуден "Падение Черного Ястреба")
Вертолеты серии
UH-60 был разработан конструкторским бюро Сикорского с целью замены стоящего в то время на вооружении UH-1 Huey для выполнения следующих задач: транспортировка войск и аммуниции, ведение наблюдения и коорденирование с воздуха, поиск и эвакуация раненных . Принят на вооружение в 1976 году в базовой модификации UH-60A. Способен брать на борт 11 человек десанта в полной боевой экиперовке. Вооружен двумя пулеметами M60D 7.62mm для огневой поддержки. Энергетическая установка – два двигателя General Electric T700-GE-700. Несущий и хвостовой винты имеют по четыре лопасти.
Вертолет оснащен подъемным крюком под днищем для внешней транспортировки грузов.
M(А)H-60L Direct Action Penetrator (DAP) - одна из последующих модификаций UH-60 созданная для ведения им активных боевых действий по уничтожению различных целей противника и огневой поддержки наземных войск в любых погодных условиях и времени суток. В связи с поставленными задачами вертолет оснащается дополнительным специальным оборудованием – погодным радаром, приборами ночного видения, GPS, системами спутниковой связи, средствами оповещения об опасности и тепловыми ловушками. Соответственно усилилось и вооружение Ястреба - на подвесных пилонах теперь в зависимости от поставленной задачи мог нести 30 мм скорострельное орудие, ракеты “Хеллфайр”, 40 мм гранатомет и 7.62 мм шестиствольные пулеметы М-134. Также увеличился радиус действия вертолета за счет появления возможности установки дополнительных баков с горючим внутри десантного отсека или на внешних пилонах.
Ястребы этой модификации были разработаны в 1990 году для спецподразделения SOAR (160th Special Operations Aviation Regiment) в составе которого учавствовали в операциях: “Desert Shield” и “Desert Storm” в Ираке (91), “Provide Comfort” в Турции а так же “Restore Hope” в Сомали в 1993г…
Конфликт в Сомали.
С ноября 1991 года в столице Сомали Могадишо велись ожесточенные бои между вооруженными группами, преданными генералу Мохамеду Фараху Айдиду или г-ну Али Мохамеду Махди, назначенному «временным президентом», и другими группировками. Помимо Могадишо конфликт разгорелся в Кисмайо; на северо-западе местные лидеры добивались создания независимой «сомалиленд». В целом страна не имела никакой формы центрального государственного управления. В стране процветал бандитизм.
Последовавшие боевые действия с участием кланов и подкланов, входивших в непрочные союзы, не имеющие единоначалия, происходили во время серьезной засухи. Сочетание таких условий оказалось катастрофическим для населения в целом. К 1992 году почти 4,5 миллионам людей, т.е. более половины общей численности населения, угрожали голод, хроническое недоедание и связанные с ними болезни. Масштабы бедствия были громадными. По оценкам, в общей сложности погибло 300 0000 человек, включая большое число детей. В соседние страны или в другие районы Сомали переместилось около 2 миллионов людей, насильственно вытесненных из своих родных районов. Было нарушено функционирование всех органов управления и по крайней мере 60 процентов базовой инфраструктуры страны.
Генеральный секретарь ООН представил 90-дневный план действий в целях доставки продовольственных и непродовольственных товаров примерно 1,5 миллиону находящихся в непосредственной опасности людей и в целях оказания помощи еще 3,5 миллиону людей путем поставки продовольствия, семян, основных медикаментов и воды.
Осуществление программы оказалось сложной задачей. В результате продолжающихся разногласий между сомалийскими группировками в отношении роли Организации Объединенных Наций повышение эффективности размещения ЮНОСОМ по всей стране стало невозможным.
Из-за отсутствия правительства, способного поддерживать правопорядок, организации по оказанию чрезвычайной помощи столкнулись с проблемой увеличения числа случаев похищения транспортных средств, ограбления автоколонн и складов и насильственного захвата иностранных сотрудников.
3 декабря 1992 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 794 (1992). Совет приветствовал предложение США оказать помощь в создании безопасных условий для оказания гуманитарной помощи в Сомали и уполномочил на основании главы VII Устава использовать «все необходимые средства» в этих целях.... Операция получила название «Возрождение надежды» или “Restore Hope” .
3 Октября 93 года специальное подразделение Армии США состоявшее в основном из Рэйнджеров , спецподразделения Дельты и воздушной поддержки 160-го полка (Night Stalkers), попыталось захватить министра иностранных дел Омара Салада и политсоветника Мухамеда Хассан Аваля. План операции заключался в высадке десанта в центре города Могадишу с вертолетов, захвате цели, погрузке пленных на транспортный конвой и сопровождении на базу Армии США. Операция получила название “Gothic Serpent”. В последствии события того дня легли в основу х/ф «Падение Черного Ястреба» (2001г. Реж. Ридли Скотт)
Четыре отделения Рэйнджеров также десантировались с вертолетов оцепляя периметр вокруг квартала в котором находилось здание–цель, обеспечивая прекрытие в 4 направлениях. Штурмовая группа состояла из 19 (в фильме 8) вертолетов, 12 едениц наземной техники и 160 человек.
Вся операция не должна была занять более часа, но в какой-то момент инициатива была потеряна и американцы столкнулись с ожесточенным сопративлением боевиков Айдида и местного населения...
Во время операции 2 вертолета MH-60L были сбиты огнем РПГ и рухнули в черте города (Super 61, Super 64 – получили повреждения хвостового винта и узла трансмиссии), еще 3 вертолета были повреждены, один из которых выполнил вынужденную посадку в районе порта – граната РПГ разорвалась в десантном отсеке, а два других смогли дотянуть до аэродрома (этот факт был опущен в фильме). Часть раненых американских солдат удалось эвакуировать на базу но остальные были окружены у места крушения первого вертолета (Super 61) и продолжали сражаться в течении всей ночи до прихода подкрепления. Все это время оставшиеся в рабочем состоянии вертолеты продолжали полеты над местом крушения доставляя воду и боеприпасы а так же осуществляя огневую поддержку наземным подразделениям. К утру остался только один пригодный для полетов вертолет.
Именно MH-60L Super 61 из 160-ой эскадрилии NightStalkers сбитый первым над Могадишу 3 октября 93 года и стал прототипом для моей модели
MH-60L Super 61 “THUNDERSTRUCK”
Единственные сохранившееся 3 фото борта Super 61
Super 61 был ведущим в группе. Пилотировали его Клиф Валкотт и Донован Брайли. В интернете да и в печатных источниках, рассказывающих об операции, Клифу Валкотту часто присваивают прозвище «Элвис» так как (по слухам) «Клиф был известным сорвиголовой и приколистом среди однополчан и получил прозвище Элвис из за своей прически, походки и манеры говорить подражая своему музыкальному кумиру. Многие сослуживцы знали Элвиса многие годы, но отрицательно качали головой когда их спрашивали про Клифа Валкотта». Имя «Элвис» стоит рядом с именем Клифа во всех опубликованых списках участников операции, упомитнается в книге и даже в фильме Ридли Скотта в финальных титрах.... Однако мало кто знает реальную историю с прозвищем.... Сравнительно недавно Рэй Доуди, который знал лично и летал вместе с Клифом долгое время, рассказал что стало причиной ошибки:
- «После смерти настоящего Элвиса стала появляться целая куча слухов о том что его вроде бы где то кто-то видел живым, что на самом деле его смерть была инсценирована и т.д. Это было из области «Элвис покинул здание» или «Элвис – агент ЦРУ»... Поэтому когда мы были в Сомали, если кто-либо информировал нас о новом предположительном местонахождении генерала Айдида – в шутку говорили, что появился Элвис... ЭЛВИСОМ НАЗЫВАЛИ НЕ КЛИФА ВАЛКОТТА, А ГЕНЕРАЛА АЙДИДА!!! Я был в Nightstalkers уже несколько лет до событий в Сомали и мне доводилось лететь с Клифом неоднократно. Ни разу никто не называл его Элвисом ни в шутку ни в серьез!
Марк Боуден – автор книги которая легла в основу фильма, собирая информацию по Сомали наткнулся на фотографию с меловым рисунком Элвиса на борту Super 61 и подумал что это кличка пилота. На самом же деле рисунок появился там в шутку и не имел никакого отношения к Клифу...
Это один из тех случаев когда шутка со временем раздувается и превращается в легенду.»
Клиф был опытным пилотом и до Сомали уже успел побывать во многих секретных операциях во время войны в Персидском Заливе.
В этот раз Super 61 доставил десант рейнджеров в заданную точку в центре Могадишу и перешел на низкую орбиту над зданием-целью. Борт-стрелки вертолета Рэй Доуди и Уоррен а также 3 снайпера Буш, Джим Смит и МакМахон прикрывали штурмовую группу с воздуха. В 4:20 менее чем через час после начала операции по низколетящему вертолету c земли была выпущена граната РПГ, которая попала в хвостовую часть, повредив трансмиссию и рулевой винт. Корпус вертолета стало вращать по часовой стрелке и машина рухнула между двумя зданиями на городской улице. Удар был очень сильным и пришелся на переднюю левую скулу вертолета. Затем он по инерции продолжил движение вперед и зарывшись кабиной в грунт лег на левый борт.
Именно тогда радиоэфир разорвала повторяемая несколько раз фраза ставшая впоследствии названием фильма...
“We got a Blackhawk down! We got a Blackhawk down! Super 61 is down! We got a bird crashed in the city! Sixty-one”
В фильме момент падения вертолета передан довольно реалистично и достоверно, за исключением того что хвостовой конус на реальной машине буквально разломило пополам. Оба пилота, стрелок правого борта и снайпер погибли на месте, остальные получили тяжелые ранения. Рэй Доуди (стрелок левого борта) находился без сознания до прибытия спасательной команды. Снайпер Смит чудом остался невредим. Он вылез из под обломков вертолета и тут же оказался под обстрелом со стороны сомалийцев, приближающихся к вертолету. Открыв ответный огонь из своей винтовки он приостановил их, но всеже до прибытия первого подкрепления получил ранение в плечо. Первым на помощь подоспел MH-6 Star 41 (пилот Кейт Джонс – кстати в фильме он играет самого себя же повторяя спасение Смита и Буша). Погрузив обоих раненых на свою «Маленькую птичку» (Little bird) он поднялся снова в небо. Отделение рэйнджеров как раз подтянулось к месту аварии и оцепило периметр вокруг него. Вскоре туда подойдут и остальные – там им и предстоит продержаться всю ночь не подпуская сомалийцев к искореженному Ястребу и его экипажу.
Модель
В 2001 году вышел фильм «Падение Черного Ястреба», основанного на реальных событиях операции “Gothic Serpent” 3 Октября 93 года. На меня он произвел тогда двоякое впечатление. Красочность батальных сцен и операторскя работа на высоком уровне с одной стороны и какаято запутанность сюжетной линии с другой... Честно говоря я имел крайне отдаленное представление тогда о Сомалийском конфликте а тем более об этой операции спецподразделений США под кодовым названием “Gothic Serpent”, которую впоследствии занесли в список немногочисленных провалов элитного отряда Дельта.
Прошло несколько лет... как-то случайно просматривая телевизионные каналы наткнулся на фильм снова и посмотрел его с большим удовольствием. Под впечатлением сразу же после финальных титров уселся за комп и стянул фильм для личной коллекции из инета.
Было ли это совпадением или случайностью я не знаю, но как раз на той же неделе в местном хобби шопе появился Академовский Ястреб в огромной красочной коробке да еще и в 35-ом масштабе! Обычно перед выбором очередного кита я провожу хотябы пару часов в инете наводя справки о существующем афтермаркете и просматриваю ревью на набор.... В данном случае импульс был слишком велик и я схватил коробку обоими руками. Уже потом я понял что мне повезло и из 3 выпускаемых Академией ястребов мне попался именно самый подходящий для воссоздания Nightstalker’овского (DAP). Но радость моя была не долгой – открыв коробку я понял что деталировка модели тянет максимум на 48-ой масштаб (уж никак не на 1/35) да и то с натяжкой.
Из основны ляпов бросается в глаза следующее:
Клепка мало того что воспроизведена только на 10-20 %, она еще и ВНУТРЕННЯЯ тогда как на американских вертолетах она внешняя и довольно ярко выражена.
Десантный отсек отсутствует как класс! (подробности ниже)
Декаль которая у Академии и без того считается одним из слабейших мест, пестрит технадписями кислотно желтого цвета. (сразу была забракована мной и отложена в сторону...
Вывод Вообще если на набор смотреть с точки зрения болванки или заготовки под модель, то все вполне прилично – пластик толстый, расшивки немного (что не затрудняет замазать ее шпатлевкой), литников с деталями больше чем достаточно для всех трех модификаций верталета. Поэтому главный плюс набора от фирмы Академия это то что он существует!
Забегая вперед скажу, что при сборке модели не осталось ни одной детали, лишенной переделки, доработки или вообще не сделанной заново из подручных материалов...
Сбор информации по оригиналу MH-60L бортовой номер 26324 позывной Super 61
Сбор предварительной информации занял примерно 2 месяца напряженной работы прежде чем я вообще приступил к сборке. Все остальные нюансы и возникающие вопросы выяснялись в процессе постройки. Накопилось около 800 фотографий Черного Ястреба включая несколько волкэраундов (6-7) как по стандартным модификациям верталета, так и непосредственно по Nightstalkers’ам, 4-5 ревью на Академовскую модель, технические описания, проекции (чертежами назвать это сложно), руководства по эксплуатации, планы отдельных агрегатов и узлов...
Несколько раз процесс постройки откладывался в связи с нехваткой информации по прототипу.
Отдельной ”приятной” неожиданностью стал факт того что звукоизоляционное покрытие на потолке десантного отсека было частично снято на оригинале (в дальнейшем 324) т.е. оно простиралось не до кормовой переборки а лишь до люка доступа к трансмиссионному отделению несущего винта. В связи с этим возникла необходимость имитировать несущую конструкцию Ястреба со всеми балками и узлами, обычно скрытыми под изоляцией. Начало строительства было вновь отложено и я вновь уселся терзать Гуглю в поисках хоть каких то схем продольно-поперечного набора верталета.
Вот тут начиналось самое интересное....
Я должен поблагодарить Евгения Ковалихина за подсказку обратиться за помощью на веб-сайт участников сомалийского конфликта. Признаться когда я регистрировался на тамошнем форуме я был настроен довольно скептически))))) Мною был запостен вопрос о особенностях 324 (тогда я даже не знал бортового номера). Среди немногочисленных откликнувшихся было два человека которые сыграли ключевую роль в судьбе всего проэкта, которым я очень благодарен за их время и терпение, отзывчивость и желание помочь мне и на которых я буду неоднократно ссылаться ниже. Это участники операции Pat Powers (crew chief Super 65) и Ray Dowdy (left gunner Super 61) – его я уже упомянал выше. Они оба летали на Ястребах в Сомали именно во время описавыемых событий, а последний даже стал одним из переживших крушение печально известного сбитого верталета, и оба согласились ответить на мои вопросы о 324-ом. Это был шанс который мне и не снился!
Появилась мысль собрать воедино информацию о том как же выглядели «сомалийские ястребы» чтобы немного облегчить задачу тем кто хочет сделать модель одного из Super 6’s.
Все ястребы 160-го полка не имеют комуфляжа – они полностью черного цвета с маркировкой в Olive Drab. Сомалийские ястребы еще имели позывные номера на одном из окон двери десантного отсека (61, 65, 67, 68, 64 и т.д.)
Все ястребы в Сомали летали со снятыми дверьми кокпита и открытыми десантными отсеками (это было инициативой самих пилотов). Все сиденья, кроме сидений стрелков и пилотов были сняты, дополнительные внутренние топливные баки также демонтированы (хотя панель управления ими осталась на своем месте – немного позади основной приборной панели). Так же была снята часть панели доступа к стойкам основного шасси.
Все ястребы были оснащены погодным радаром (кроме Super 67) и FLIR, системой крепления и сброса десантных канатов, пуленепробиваемым настилом на полу, ALQ-144 (disco ball), M130 - устройством отстрела тепловых ловушек (только с одного борта), двумя M134 миниганами, по 2-3 магазина к каждому (1500 п), ограждающими стропами в дверных проемах десантного отсека, внешней грузовой лебедкой с правого борта.
Антенное вооружение (внимание – то, что дает Академия в наборе не совсем соответствует 93-му году) было таковым:
1. Потолок десантного отсека
По обрывочным данным мною был нарисован набросок открытой части потолка и был отослан к Пэту для анализа. Проект был одобрен и были внесены кое какие коррективы. Параллельно я продолжал поиск фотографий в инете и наконец наткнулся на более менее приличные ракурсы исследуемого отсека.
Кольца красного цвета – крепления, используемые при транспортировке вертолета. Труба по середине – для крепления сидений десанта. Она остается там даже если сами сиденья удаляют из салона. Правее находится система крепления и сброса десантных канатов – состоит из основной балки привинченой к потолку и двух выдвижных штанг с устройствами дистанционного сброса канатов на концах. В наборе от Академии этой системы нет, но ее нетрудно сделать самому. Люк доступа к трансмиссии (квадратный щит по середине потолка) дается в наборе Эдуарда.
Можно было приступать к строительству. Были сняты замеры, и начерчен схематический план потолка десантного отсека в двух основных проэкциях
Потолок, данный в наборе одной совершенно гладкой деталью, был разрезан пополам по линии передней кромки двери десантного отсека. Задняя часть была выброшена и заменена на скрэчбилд. Опуская подробности признаюсь, что было построено 3 варианта прежде чем потолок приобрел приемлемый вид. Интересным фактом оказалось еще то, что Super 61 в полевых условиях мог легко быть переоборудован в DAP т.е. к нему присоединялись пилоны с подвешенным вооружением (30 мм орудие) и касеты с НУРСами. В связи с этой его особенностью в вертолете была размещена система подсчета снарядов к орудию которая представляет из себя 2 прямоугольных металлических контейнера прикрепленных к задней части потолка десантного отсека и выступавших на 3 дюма вниз (что наверное и стало причиной снятия звукоизоляции). Детальных фотографий этой системы я не нашел поэтому пришлось делать ее основываясь на описание Пэта Пауэрса, который довольно терпеливо и подробно отвечал на все мои вопросы по e-mail.
Звукоизоляционное покрытие остальной части потолка было имитировано фольгой и бумагой. Так же в потолок была вмонтирована система внутренней связи и кое какая проводка.
2. Интерьер кокпита и десантного отсека
Боковые стенки десантного отсека в наборе от Академии также не производят приятного впечатления деталировкой, а состоят главным образом из двух ребристых, дугообразных сводов по сторонам окошка стрелка. Эдуард дает симпотичный рельефный профиль на ту сторону сводов которая обращена к двери десантного отсека, но почему-то этим и ограничился... Остальные 3 профиля с каждого борта пришлось делать самому из тонкого стерина. Дальше легче показать на примере фотографии:
Деталь 1 проигнорирована как в наборе Академии так и в Эдуардовском дополнении к интерьеру. Кобра Со. отчего то тоже упустила ее из виду хотя понаделали целую кучу другого бесполезного хлама в своих «Супердитэйл сетах» к Ястребу. А деталь довольно крупная и сложная по форме. Пришлось опять же делать из кусочков пластика и шпатлевки.
Огнетушители(5), D-кольца для крепления(2), мелочевка под окошком стрелка(3) - были сделаны из подручныз материалов. Сиденья для десанта которыми Академия напичкала салон Ястреба стали абсолютно бесполезными т.к. в Сомали вертолеты летали без них. Задняя стенка отсека тоже была дороботана. На ней были имитированы две дверцы «багажного» отделения и направляющие по которым эти дверцы открываются.
Схема окраски салона Ястребов такова: десантный отсек – Medium grey, кокпит – Matt black, звукоизоляционное покрытие – Olive Drab (когда вертолет новый – прямо с завода – цвет покрытия очень темный, но со временем он выгорает и становится Faded OD. На некоторых фото даже близок к Tan)
Кокпит Ястреба – более менее проработан в Акадкмовской модели и при помощи Эдуардовского набора фотоэчед превращается в очень симпотичную деталь. Было кое что добавлено от себя:
– прямоугольные «ямы» под сиденьями пилотов ( в наборе Академии нет даже намека на них) были вырезаны в полу, в них имитирована проводка и рычаги педалей
- имитированы кабеля приборной панели
- вырезаны и доработаны педали и штурвалы
- исправлены сиденья пилотов – немного уменьшена их высота, переделано основание, добавлены ремни безопасности. На подголовники кресел были повешаны аптечки оставшиеся от какого-то набора.
- добавлены поворотные головки вентиляции и подвесные фонарики пилотов на верхней консоли и побокам кресел пилотов.
- сделана аккумуляторная батарея позади кресла пилота – от нее по вертикальной штанге проведены кабеля на потолок.
- высверлены отверстия под крепления кресел стрелков и десанта в отсеке и в них вставлены кольца креплений. После этого на полу был имитирован пуленепробиваемый кевларовый настил, состоящий из шести прямоугольных панелей оливкового цвета на полу и двух почти вертикальных панелей прикрепленных под окошками стрелков. Панели были сделаны из листового полистирола.
3. Автомат перекоса и узел трансмиссии несущего винта
Автомат перекоса из набора очень упрощен (для 35-го масштаба) и состоит из 3 деталей (помоему даже у Италовского Ястреба в 72-ом больше) + небольшие добавления в наборе от Эдуарда... вобщем недостаточно для полноценной масштабной копии... Поплакав над ним немного я взял пилку и разчленил всю конструкцию на составляющие... Высверлил отверстия, добавил алюминиевые трубки, переделал мелочевку, основную ось сделал из металлических трубок разного диаметра имитируя рельефность телекопическим способом. Все тяги и рычаги управления шагом винта были сделаны заново и половина из них получилась даже рабочими хотя конечно такой цели изначально я не преследовал.))))
Основания лопастей и места их соединения с АП никуда не годятся – отрезал их сразу и сделал с нуля на одной из лопостей а потом путем клонирования сделал еще 4 штуки...
Также был сделан главный модуль трансмиссии несущего винта - у вертолетов этой серии шахта имеет довольно большой диаметр и хорошо просматривается. Я не мог оставить это отделение совершенно пустым как это предлагает Академия, поэтому следующий этап сбора информации был посвещен трансмиссии. В этом мне очень помогли иллюстрации из руководства по эксплуатации ястребов. С нуля были изготовлены главный модуль, редукторы двигателей часть вала хвостовой передачи. Я немного увлекся этим и потом испытывал кое какие трудности с инстоляцией сией конструкции на положенное место – половинки корпуса вертолета были уже склеены вместе)))) Пришлось вырезать часть копота и зашпатлевывать заново.
Что из этого получилось видно на фото
Хвостовой винт дается в наборе одной деталью (!) правда выполненой на неплохом уровне. Была немного сточена толщина лопастей и добавлена мелочевка
|
Внешние кожухи уст-в уменьшения видимого в ИК диапазоне выхлопа в наборе представлены деталями с толщиной пластика чуть ли не в 2 миллиметра - были заменены на самодельные из медной фольги
|
воздухозаборники из набора имеют неправильную форму внутренней поверхности - это исправляется вклеиванием кусочков листового пластика в виде круговых секторов.
|
|
Направляющие капота (doghouse) были сделаны из медной фольги, трубки Питота – из игл от шприца, имитирована проводка в «нишах» шасси, стойки которых были так же заменены на трубки подходящего диаметра, заново сделаны из медной фольги сопла с уст-вами уменьшения видимого в ИК диапазоне выхлопа. Переплет кабины был оклеен фольгой с нанесенной на нее с обратной стороны внешней клепкой, посадочная фара и прожектор на днище были сделаны из прозрачного литника, система ALQ-144 (“disco ball”) была оснащена 36-ю отдельными зеркальцами из фольги и электропроводкой правда затем немного замылена при покраске – хотелось передать красноватый отблеск этих зеркалец(((. Были вырезаны и заменены на предлагаемые Эдуардом сеточные экраны на капоте и по бокам хвостового редуктора, добавлены открывшиеся в связи с этим для обзора «внутрености» (редутор хвостовой передачи и воздухозаборник на doghouse – которые к сожалению почти не видны на готовой модели )). Также было «установлено» все необходимое антенное вооружение на, вырезаны ниши под ручки-захваты для удобства техобслуживания вертолета, ограждающие ремни безопасности в десантном отсеке.
Пулеметы из набора мне не понравились. Я перебрал все доступные на сегодняшний день на модельном рынке версии М-134 в 35-ом масштабе (включая Legend models и Cobra Co.), пробовал собрать из игл от шприца свою версию шестиствольника...
Было решено остановится на продукте компании Кобра, вернее на стволах от нее т.к. они оказались самыми точными и аккуратными, правда ручки пулеметов, крепления и прицелы были сделаны самостоятельно. Ленты подачи патронов были позаимствованы из набора вооружения Хьюи от фирмы Эдуард – они очень реалистично выглядят, но требуют аккуратности и терпеливости при изгибании «под место» - очень ломкие.
4. Имитация клепки и подготовка к окраске
Как я уже упомянул выше клепка на Академовской модели внутрянняя и выполнена только процентов на 20 от того что должно быть. Я перепробовал все возможные методы ее воспроизведения и остановился на методе использовании корневертки. Опять же хочу поблагодарить Евгения Ковалихина который прислал мне сей незаменимый инструмент. Набив руку на кусках пластика и обломках неосуществившихся ранее проэктов, я преступил к имитации ее на Ястребе. Предварительно была нарисована схема клепки по фотографиям реальных машин и затем поэтапно нанесена на корпус модели карандашом под линейку... Клепал я 3 недели в среднем по 100-150 заклепок в день. На самом деле процесс не показался мне столь мучительным, а результат (хоть и не превзошел мои ожидания) получился вполне удовлетворительным... Наверное лучшего результата можно добиться лишь методом обклеивания заранее проклепанных изнутри панелей из фольги но я к сожалению не обладаю достаточным опытом в работе с этим материалом. Пообещал себе, что следующий раз – непременно буду эксперементировать с фольгой)))).
После завершения клепочных работ фюзеляж был слегка зашкурен мелкой наждачкой и промыт в мыльной воде. После этого были собраны воедино все оставшиеся части и приклеена вся мелочевка – антенны, шасси, ножи для перерезания проводов и т.д.
на фото в верхнем левом углу видно кол-во и шаг клепки на хвостовой балке вертолета перед "корневерточными работами". На остальных - в процессе)))
|
Последняя фотосессия перед покраской. Антенна спутниковой (SATCOM)связи на "спине" вертолета тут еще Х-образная, что не правильно. Она была заменена уже после покраски на дискообразную.
|
|
|
5. Окраска верталета и нанесение декалей
В качестве грунтовки использовалась черная Алкадная краска (ALC 305). Основным цветом стал NATO Black (XF-69 ) от TAMIYA – после высыхания приобретает очень интересный оттенок – выгоревшего на солнце черного цвета. Если аккуратно потереть сухой тряпочкой поверхность фюзеляжа – все выступающие части станут немного темнее, а недоступные места как стыки обшивки, клепка, углубления сохранят более светлый оттенок создавая эффект «запыленности».
Декали от Академии были отсканены и выброшены за негодностью к использованию... Афтермаркетных декалей на Ястреб есть две – одна на израильский вариант машины а другая от Компании Кобра вообще полноценной декалью не является так как содержит только надпись United States Army и несколько цифер для бортового номера. Два горячих итальянских парня - Gino aka Heavy Arty (США) и Avus (Италия) столкнувшись с подобной же проблемой, совместно разработали прекрасную декаль на 160-ую эскадрилию для распечатки на домашнем принтере и прислали мне копию за что им огромное спасибо но... после трех попыток с использованием разных типов бумаги и принтеров я решил отказаться от использования декалей вовсе. Почему? Во первых потому что подложка декали получается слишком толстая и заметная на поверхности а во вторых все надписи должны быть Olive Drab т.е. не на ALPS принтерах приходится использовать белую декальную бумагу и надписи делать на черном фоне. При этом попасть идеально в цвет покрашенной модели не представляется возможным...
Кроме того я не мог покрывать модель слоями Фьючера или матового лака иначе это убило бы всю проделаную работу по имитации клепки...
В итоге замучившись с декалями я решил попробовать вырезать трафарет под основные надписи блоаго масштаб позволял)))) Так мною было за пару вечеров сделано несколько экземпляров вполне сносного «риал стенсила» на надписи “UNITED STATES ARMY”, “DANGER – KEEP AWAY”, бортовой номер “26324” и отличительное “THUNDERSTRUCK” напсанное экипажем на капотах двигателей...
Так же были нанесены отметки на тягах винтов и основаниях лопастей. В реальности, при транспортировке вертолета, эти отметки, выполненные в четырех цветах помогают установить «правильную» лопасть на положенное ей место. Можно провести своеобразную параллель с балансировкой колес на авто.
Свето-накапливающе-отражающие полосы (formation lights) имитированы специальными декалями от CAM, которые действительно обладают люминисцентным эффектом и светятся в темноте))) (опять же спасибо Жене Ковалихину).
Единственное чем я в итоге пожертвовал – это мелкие тех. надписи которые судя по рассказам очевидцев и по фотографиям реальной машины были еле видны на запыленном и выгоревшем на солнце корпусе вертолета...
Как правило первый вопрос который мне задают сравнивая фото настоящего Super 61 с моей моделью – «А где же карикатура Элвиса и надписи белым вокруг кабины пилотов?» )))
Чтож... поверьте мне это был один из моих самых первых вопросов обоим участникам операции помогавших мне. Оба ответили что данный образец crew art’a был нарисован мелом и продержался на вертолете от силы неделю. В сентябре/октябре 1993 г этих рисунков на борту небыло определенно...
Готовая модель была отснята как раз к 3-му октября на местном аэродроме
Из афтермаркета было использовано:
- фототравление Эдуард
32067 UH-60 Black Hawk Exterior
32071 UH-60 Black Hawk Interior
- Кобра Ко.
35007 Black Hawk Weapons Set
- CAM
32-A001 Glow in the Dark Formation Lights
6. Источники информации для работы
- “Walk Around #19 UH-60 Black Hawk”
Squadron/signal publications
- “UH-60 Black Hawk In Detail #1”
Wings and Wheels Publications
- TM 1-1520-253-10 “Operator’s Manual for UH-60Q Helicopter”
- “Black Hawk”
Enthusiast Color Series
- “Night Stalkers 160th Special Operations Aviation Regiment (Airborne)”
by Fred J. Pushies
- Различные волкэраунды и отдельные фотографии в электронном виде найденные в Интернете
- х/ф «Падение Черного Ястреба» (Black Hawk Down. 2001)
От начала до конца работа заняла около 9 месяцев - наверняка реальные Ястребы строятся быстрее раза в два)))), но я получил море удовольствия как от процесса поиска информации, так и от постройки модели.
P.S. Спасибо за внимание. С удовольствием отвечу на любые вопросы по модели.
Intruder_bass
Андрей