Шильда с характеристиками и номером мотора.
Уважаемые коллеги! Наверное, рано или поздно каждый из нас, собирающих модели, начинает от простой сборки интересоваться и историей того или иного создаваемого прототипа, а иногда и судьбой его экипажа. Затем хочется увидеть хотя бы фрагменты настоящего самолета или бронетехники, прикоснуться к истории. Помимо «чисто модельного хобби» я, в составе отряда «Северо-Запад», занимаюсь поиском и подъемом самолетов, установлением личностей и судьбы экипажей, преданию земле погибших… Предлагаемая вашему вниманию статья-обзор посвящена уникальной находке, сделанной нашим отрядом летом 2006 года. Это останки самолета ДБ-3, погибшего на начальном этапе зимней войны 1939-1940 г.
Хотелось бы сразу же выразить огромную благодарность Константину Чиркину за помощь в указании места катастрофы и предварительную разведку, Алексееву Олегу Борисовичу за предоставленные фотографии и всем, кто принимал участие в раскопках самолета.
Итак, после предварительной разведки и обнаружения места гибели самолета, сразу же стало понятно, что найден именно ДБ-3 или Ил-4. Самолет лежал кабиной вниз, практически на поверхности, под слоем мха на глубине 1-1,5 метра, надо мхом выступали стойки шасси, сорвавшиеся при ударе с замков, левая мотогондола, изрядно ободранная металлоломщиками, центроплан, а также обрывки задней части фюзеляжа, точнее, верхней его части. Летом 2006 года нашим поисковым объединением была проведена первая 3-дневная экспедиция, в ходе которой сразу же были обнаружены останки штурмана в исковерканной кабине.
При летчике были обнаружены личные вещи и документы: партийный билет на имя Денисенко Демьяна Ананьевича, а также прекрасно сохранившаяся, написанная от руки автобиография, авиационная буденовка, наушники от шлемофона, судя по всему, импортные, так как на одном сохранилась пуговица-кнопка с надписью «Real Nappa», парашют, пистолет ТТ, ракетница, штурманская линейка, карты аэродромов в Финляндии (очевидно, основная и запасная цели), конспекты, листок задания с упражнениями по бомбометанию, талон на ужин в честь 7 ноября 1939 года. Во время проведенных работ удалось расчистить место падения самолета, вытащить обе мотогондолы, причем левая сохранилась с большим куском крыла, сделать предварительное захоронение штурмана.
Из сохранившейся задней части фюзеляжа вытащили запас – 11 банок тушенки 1938 года выпуска…
В области центроплана были обнаружены, извлечены и обезврежены 5 бомб ФАБ-50 довоенного образца – каплевидной формы.
Во время второй экспедиции после долгого вычерпывания грязи из воронки совместными усилиями достали мотор M-87 в хорошем состоянии, а весной 2007 года – кок винта с согнутыми лопастями и редуктором. Стало понятно, что при падении самолета, по крайней мере, один из моторов не работал. Все эти экспонаты, представляющие историческую ценность, привезены в музей нашего отряда в Санкт-Петербург, большая часть их отреставрирована и представлена в экспозиции.
Остатки центроплана и левая стойка шасси.
|
Остатки задней части фюзеляжа (самолет лежал кабиной вниз)
|
Остатки правой мотогондолы с вырезом для колеса.
|
Остатки правой мотогондолы… Над ней хорошо потрудились любители поживиться металлом...
|
Разъединенный мародерами-металлоломщиками лонжерон в районе центраплана...
|
Остатки правого крыла в районе мотогондолы.
|
Лампочка освещения фюзеляжа.
|
Запасная ручка управления, была вставлена в гнездо, но не закреплена. Найдена в смятой кабине штурмана рядом с телом, очевидно он пытался посадить самолет.
|
Маслобак , прикрепленный к лонжерону над левой мотогондолой.
|
Левая мотогондола и задний лонжерон крыла – очевидно, была сделана попытка вытащить его, так как левый узел крепления был разъединен.
|
Бомбы ФАБ -50 образца 1939 года – каплевидной формы со сварным корпусом.
|
|
Судя по всему, кран аварийного слива топлива?
|
Стабилизатор бомбы ФАБ-50 - бомбы покрашены в серо-зеленый цвет, похожий на темный немецкий RLM 02
|
Раздавленная при ударе стенка фюзеляжа в районе кабины пилота.
|
Для любителей поспорить по поводу преимуществ внутренней расшивки и ее тонирования на модели ;) – обломок левого крыла у стыка с фюзеляжем – сохранилась серебристая краска, под ней грунтовка(?) желто-зеленого цвета
|
Шильда на масло- или бензобаке…
|
Цилиндры мотора М-87. Крышки головок цилиндров сняты при проведении очистки мотора. Видны толкатели и свечи в цилиндрах
|
|
Головка цилиндра крупным планом со снятой крышкой – крепилась на витом стальном тросике, охватывающим головку петлей. Тросик натягивался с помощью защелки, закрепленной на передней поверхности цилиндра у крышки. Витой тросик после затягивания ложился в прорезь на крышке цилиндра.
|
Правый мотор M-87 с винтом. Мотор при падении самолета не работал, поэтому лопасти практически не пострадали… Лопасти изнутри были выкрашены в черный матовый цвет на ¾ длины – в верхнем левом углу фотографии видна граница окраски.
|
|
Еще одна фотография мотора М-87 крупным планом.
|
Вид сбоку мотора М-87 Хорошо видна граница окраски лопасти винта изнутри. Выхлопные патрубки, несмотря на 63 года, проведенные в болоте, цвета полированной стали и блестят. Изнутри - тонкий слой копоти.
|
После работы с архивными документами, а также по номеру мотора установлена судьба экипажа найденного самолета. Несомненно, большой удачей является и находка документов у штурмана, позволяющая практически сразу же определить состав экипажа погибшего самолета.
По данным финского историка Карла Фридриха Геуста, самолет ДБ-3 № 2306 4 АЭ 53 ДБАП потерпел катастрофу 21 декабря 1939 года в районе Сяйние (сейчас Черкасово). Экипаж самолета: летчик – командир АЭ майор Дрянин Виталий Филиппович - выпрыгнул с парашютом, вернулся в полк, штурман - старший лейтенант Денисенко Демьян Ананьевич - погиб, стрелок-радист - старшина Карпов Василий Федорович – погиб.
Удалось найти упоминание о летном происшествии в статье из журнала "Авиация и космонавтика" за май – июнь 2005 г. "Дальний бомбардировщик ДБ-3/Ил-4": "…21 декабря лишились сразу четырех ДБ-3. Раненый капитан М. А. Брусницын на поврежденной машине совершил вынужденную посадку у погранстолба № 237. Экипаж капитана А. С. Светелкина пропал без вести. Два самолета из 53-го полка столкнулись над целью, железнодорожной станцией Сяйние. Пилот Кузьмин ударил впереди идущую машину и отбил стабилизатор. Кузьмин дотянул до базы, а экипаж другого ДБ-3 погиб, за исключением летчика - майора Дрянина, успевшего выпрыгнуть с парашютом…".
Экипаж самолета ДБ-3 № 1803, таранивший самолет Дрянина (летчик - лейтенант Кузьмин Владимир Николаевич, штурман - лейтенант Вепринцев С. В., стрелок-радист - младший командир Иванов Ф. М.), после столкновения вернулись на аэродром Борки.
Командир экипажа ДРЯНИН Виталий Филиппович, генерал-майор авиации с 18.09.1943 (из списков присвоения званий), прошел всю Великую Отечественную войну, которую начал уже в звании полковника. В 42-м бомбил Норвегию, обеспечивал конвои, в 44-м командовал 36адДД, бомбил Таллин. В 45-м бомбил Кенигсберг, на своих любимых ДБ-3…
Уважаемые коллеги, не хотелось бы утомлять Ваше внимание техподробностями по подъему самолета и моторов, поэтому предлагаю Вашему вниманию фотоотчет, думаю, он будет интересен не только любителям авиации, но и всем, интересующимся военной историей. Если возникнут какие-либо вопросы, пишите на пейджер.
Ракетница и штурманская линейка.
|
Пистолет ТТ образца 1938 года, найденный рядом с телом штурмана
|
Воротник гимнастерки с петлицами старшего лейтенанта ВВС - виден ремешок от ручных часов, находившихся в нагрудном кармане
|
Рукав гимнастерки с нашивкой
|
Карта, очевидно, с полетным заданием - красным карандашом обведен район бомбометания - аэродром Суур-Мериоки (на территории Финляндии). Один из наиболее крупных аэродромов на момент начала Зимней войны.
|
Парашют наблюдателя обр. 1934 года в сумке.
|
Сумка открыта, начинаем осторожно извлекать парашют…
|
Клеймо на парашютной ткани
|
C уважением, Петров Андрей aka Pathfinder.