САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2008-01-31
другие работы автора  |  обсуждение  
North American F-107A Ultra Sabre
Collect-Aire Models 1:48
Геннадий Касяненко
aka Г.К.
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Ода "суперклею"
Глаза боятся - руки делают
(народная мудрость)

    Так получилось, что это - первая моя модель, детали которой на 90% отлиты из смолы. Увидев содержимое коробки, ужаснулся. В голове был единственный вопрос: "И что теперь со всем этим делать?". Но, "если Родина скажет "надо"...." Делать нечего, пришлось собирать, попутно изучая и изобретая на ходу новые приёмы сборки. А может, и не новые, а хорошо забытые за давностью лет. Впрочем, обо всём по порядку.
Оценка степени запущенности
    Окинув взглядом заготовки для фюзеляжа и оценив их массу, понял, что эту самую массу нужно уменьшать, и уменьшать радикально. Иначе постепенный (а может, и моментальный) прогиб стоек (материал - white metal) с оседанием на "пятую точку" обеспечен.
   Самое обидное то, что в бедной и малоинфрмативной инструкции половины фюзеляжа показаны в виде "скорлупы". Наводит на мысль: были времена, когда фюзель отливался полым. Всё проходит...
Фюзеляж до обработки...
   Вспомнил, что совсем недавно Дима Глазов ака Hedgehog восторженно рассказывал об универсальном мини-станке, недавно им приобретённом. "Ну вот, нашлась работа для станка",- подумал я, и без колебаний обратился за помощью к товарищу. К сожалению, процесс шёл не так гладко, как хотелось бы, отняв добрый кусок времени, а также денег на нормальный режущий инструмент.
... и после
   В итоге нутро фюзеляжа было значительно облегчено, попутно появилась возможность сформировать канал воздухозаборника и видимую часть первой ступени компрессора реактивного двигателя.
   
   Для последней донором стал "Харриер" от "НОВО" в 1/72. Конус слепил из части какого-то ПТБ, тоже в 1/72. Для "обечайки" использовал полстирол из крышки от лапши "доширак".
    После длительного процесса шпаклёвки/вышкуривания/покраски внутри фюзеляжа сформировалась вот такая картина:
    Передняя часть перегородки канала аккуратно отпилена, чтобы не мешала установке "обшивки" передней части воздухозаборника.
Кабинет
    Вот, где простор, так простор для беспокойных рук! Изначально интерьер так беден и непохож на "живой", что прям не знаешь, с чего начинать. Немного успокоившись, принялся за приборку. Сточил до минимума, покрасил саму панель, с тыла прилепил выкрашенный в чёрное "доширак", процарапал стрелочки, залил глянцевым лаком "приборы". Стандартный набор работ, в общем-то. Половинки "козырька" над приборкой срезал, чтобы склеивать его отдельно от всего фюзеляжа, так и удобнее, и аккуратнее получается. И сойдётся гарантированно.
   В "ванной" доработал пространство между педалями (всё тот же "доширак"), а сами педали сточил до приемлемой толщины, чтобы ажурнее выглядели. "Напрасный труд, всё равно не видно", - скажут многие, но я с ними не соглашусь. Для того и существуют фотки в процессе, чтобы показывать детальки, впоследствии упрятанные в глубины фюзеляжа.
   
    Пространство за головой пилота довёл до ума, как мог, сверяясь с многочисленными фото из "мурзилки" (см. список литературы). Получилось или нет, не знаю, но результат мне понравился гораздо больше, чем исходный, совсем голый, вариант. При этом использовал подручные средства: ручка от "чупа-чупса" (диаметр подошёл), фольга-самоклейка (почти "скатерть-самобранка"), проволока разнообразная, куски литников.
   Кресло собирается из нескольких частей. Если тыльная часть в итоге получается хоть немного похожей, то "чашка" - "по мотивам", что называется. Тех подушек, которые изобразил производитель, на реальном кресле нет. Кардинально переделывать было лень, оставил, как есть, добавив ремни из какого-то набора ФТД, валявшегося в загашнике.
   Кресло в сборе. Подушки лишние, конечно. Но их удаление грозило выпиливанием "чаши" с нуля и затягиванием работы на неопределённый срок.

В окрашенном виде закабинное пространство выглядит привлекательнее.

   Сопло. Мне его осталось только покрасить. Конечно, в реале выглядит не совсем так, но в собранном фюзеляже смотрится достаточно похоже. Окраску производил металликами Humbrol, Testors MM
Фюзеляж
    В принципе, главные труды описаны выше. Единственное, о чём я забыл сказать: ещё до начала каких-либо работ по фюзеляжу, его половины были подогнаны по плоскости соединения. Делать это нужно на листе наждачной бумаги, расстеленном на абсолютно ровной плоской поверхности. Ну, а дальше, наверное, стОит поведать о проблемах с установкой внутреннего наполнения. На фото, продемонстрированных выше, видно, как сильно пришлось порезать интерьер в местах прилегания к толстенным стенкам фюзеля. О канале в/з уже всё сказано. Сопло, равно, как и стабилизатор пламени, перед вклейкой я фиксировал на одной из боковин, примерял, и только потом приклеивал окончательно. Перед установкой продольной перегородки канала в/з от неё отпилена передняя часть по линии отделения верхней детали обтекателя (фото см. выше). В противном случае, установке последней на место мешали бы "жабры", отлитые наверху перегородки. Центральные положения внутренностей приходилось буквально ловить, как птицу удачи.
   Склейка половин производилась поэтапно, чтобы всё чётко совпало. Сначала гелевым циакрином нанёс несколько точек, выбрал оптимальное взаимное расположение и соединил части в целое. Шёл от хвоста к носу, поскольку задняя часть гораздо массивнее передка. После схватывания гелевого циакрина залил щели циакрином супер-жидким. Использовал Done-Deal, а до этого работал с продуктами Great Planes (зелёный) - упаковка оказалась непрактичной; Zap (розовый) - за ним (банально) далеко ехать не хотелось.
   Фюзеляж собран, но это - только начало дела. Дальше следует дефектоскопия поверхности на предмет выявления каверн, сколов литьевой формы и прочих гадостей. Все недочёты (мелкие, но много)были прокапаны жидким циакрином, самым дешёвым ("Монолит", "Секунда"), сдобрены активатором Done Deal, после чего поверхность тщательно вышкурена.
   На боковины воздухозаборника приладил U-образные датчики измерения параметров воздушного потока, легко согнутые из тонкой (0,3 мм) алюминиевой проволоки.
   Под фюзеляжем в качестве «подвески» использованы конформный топливный бак и контейнер с измерительной аппаратурой TX-28.
   
   
   Нос крупным планом. Маркером отмечена часть стыка, требовавшая шпаклевки. В роли последней - циакрин "Момент" гелевый. Просто замазать шов и сбрызнуть активатором DoneDeal (см. фото ниже)
   Прелесть подобного метода заделки швов в том, что материал модели и "сварной шов" имеют одинаковые механические свойства, благодаря чему легко обрабатываются.
Пушечные порты с правого борта.
   На выходах пушечных портов приладил кожухи стволов, свёрнутые из алюминиевой фольги на оправке (сверло).
Инструмент для восстановления расшивки (слева направо): пилка Tritool, резак Tamiya, кустарный резак, приобретенный на клубе МКСМ.
   Читать не устали? Тогда перейдём к расшивке. Её местами нужно изменить, а местами дорезать. Я сверялся с фото оригинала из "мурзилки" и музейными фото, любезно предоставленными заказчиком. Конечно, неплохо было бы изобразить заклёпочные швы, которых хватает по контурам панелей. К сожалению, я не придумал, как это сделать на данном материале с минимальными трудозатратами. Может, подскажете? Сверление не предлагать!
Фонарь


Готовый фонарь на штатном месте.
    В этой модели фонарь - деталь особая. Дело в том, что в наборе его остекление дано в 2-х вариантах: выдавленное целиком и без переплёта, а также разделённое на детали. Кроме этого, рама фонаря выполнена отдельной деталью, отлитой из "белого металла". Надо было принимать решение, и я выбрал компромиссный вариант, поскольку ясное дело, что, выдавленные каждое в отдельности, стёкла на места свои ни за что не встанут.
   В итоге боковые окошки в фюзеляже (за спиной пилота) я вырезал из какой-то блистерной упаковки. Остальные детали вычленил из остекления, которое отформовано сплошняком. Чтобы с максимальной точностью вырезать боковины для открываемой части фонаря, сначала наклеил на его металлическую "раму" матовый скотч от 3М. Вырезал максимально точно по месту маски и наклеил их на отформованное остекление. После этого с небольшим припуском к контуру масок вырезал нужные детали. Процесс подгонки "стёкол" к "раме" занял ещё какое-то время. В итоге осталось вклеить стёкла в проёмы супер-жидким циакрином. Результат, должен сказать, стоил этих трудов! Последний штрих - оснащение фонаря зеркалами из набора ФТД от Eduard.
   Присовокупив открываемую часть фонаря, доводим до ума задний его стык с фюзеляжем. С лобовым "козырьком" немного проще: прирезаем по месту и вклеиваем. Процесс длительный и требует максимум терпения. Примерять нужно не 7, а 77 раз перед каждым новым резом. Конечно, право на ошибку есть, в запасе ещё 3 лобовых части. Как ни странно, получилось с первого захода, очень уж не хотелось повторять процедуру. Желательно изобразить тут переплёт из фольги-самоклейки, но можно обойтись и без неё, положившись на достаточную толщину слоя краски.
   Рама фонаря. Материал - "белый металл", проще говоря - оловянно-свинцовый сплав, если не ошибаюсь. Перед вклейкой остекления окрашена в чёрный цвет. Зеркала - из набора от Eduard.

На раму наклеен скотч матовый от 3М, ...

...из которого вырезаны маски и приклеены на остекление.

Каждое стекло вырезал с небольшим припуском, примерял по месту ...надцать раз ...

... и вклеивал. Техника проста: вставляем стекло в проём и заполняем клеем из капилляра, заблаговременно вытянутого из пустого гелевого стержня.

   Лобовое остекление вклеивается последней из деталей фонаря. После тщательнейшей подгонки. Переплёт нарисую, наверное. В смысле, накрашу :-)
Шасси
    Стойки шасси отлиты из белого металла. Отлиты упрощённо, если не сказать "примитивно". Отсутствуют по одному подкосу на каждой из основных стоек, не говоря уже о паре гидроцилиндров, обязанных находиться в нишах. Подкосы сделал из скрепок. Это укрепит стойки и, возможно, они не так сильно будут пытаться разъехаться. Добавит зрелищности проводка всевозможных шлангов/кабелей, коих достаточно как в нишах, так и на самих стойках. Не помешает оснастить их также посадочными фарами от "Эльф". Я же использовал фары, оставшиеся от уже законченных китов.
   На передних створках основных ниш присутствуют наплывы, которые надо срезать - на прототипе их нет, колесо и без того прекрасно умещается в нише. В передней створке носовой ниши нужно вырезать квадратное окно, хорошо видимое на фотографиях, но забытое производителем набора.
   Основные колёса я использовал из набора, для носового шасси использовал те, что нарыл в запасах - они больше походят на прототип.

Створки ниши основного шасси: справа - с наплывом (неправильно); слева - наплыв срезан (правильно)

Правая "нога". Задний подкос - скрепка, фара - из запасников.

   
Крыло и оперение.
    С консолями крыла проблем не много. Главное - привести в порядок поверхность, устранив огрехи некачественного литья. Пилонов на крыле делать не собирался, поэтому отверстия под их установку снова заполнил гелевым циакрином и ускорил его застывание активатором. При нарезании расшивки не забываем, что места стыка отклоняемых поверхностей по хордам (закрылки)лучше прорезать насквозь. Габаритные огни сделаны из кусков цветного прозрачного полистирола. Много внимания уделено стыку крыло-фюзеляж, перед воссоединением все потенциальные щели лучше устранить, подогнав детали с максимально возможной точностью.
   Штангу ПВД установил только на правом крыле. Во-первых, потому что есть фото "55119" именно в такой конфигурации; во-вторых, толком склеить металл со смолой, да ещё и встык почти, а потом при покраске сохранить всё в целости - дело не из лёгких.
   Киль вклеивается на место без проблем. На нём только АНО в порядок привести. Огни делаются по известной технологии из прозрачного литника.
   Сложнее обстоит дело со стабилизаторами. Их размах оказался на 8 мм меньше, чем это нужно в масштабе. Надо наращивать. Проще всего это сделать в корневой части. Найдя в своём модельном хламе подходящий литник почти прямоугольного сечения, нарастил им корневые части стабилизаторов, предварительно сделав насечки на торцах для лучшего сцепления пластика со смолой. Срезав лишний пластик, привёл в порядок форму стабилизатора. Благодаря отличным заполняющим свойствам гелевого циакрина, шпаклёвка не понадобилась. Восстановив расшивку, вклеиваем куски проволоки в торцы и устанавливаем цельноповоротные стабилизаторы на место.

Куски цветного прозрачного полистирола вклеены в законцовки консолей крыла.

Удалив лишнее, полируем и получаем имитацию обтекателей габаритных огней.

Куски литника вклеены в корневые части цельноповоротного стабилизатора

Срезаем, стачиваем лишний пластик. На выходе - увеличенный в размахе стабилизатор.

Окраска, деколь.
    Дошло дело до малярных работ. Для основного цвета лучшим из металликов, находившихся в загашнике, оказалась краска JP Hi-Grade Enamel. Зернистость сносная благодаря очень мелкому помолу пигмента, укрывистость тоже на приемлемом уровне. Разведенная качественным уайт-спиритом, сохнет не дольше, чем Хамброл-Ревелл-Тесторс ММ.
   Красные стрелы нарисованы при помощи масок из скотча от Тамии (отбивка границ) и обычного малярного (маскировка больших площадей).
   Главный недостаток деколи - мизерное количество технических надписей, которых на прототипе хоть отбавляй. Альтернативы на рынке не обнаружилось. Думаю, можно было где-то приобрести набор "технички" для F-100, нверняка сильно похожей. К сожалению, заказчик данным вопросом не озадачился, я же ограничился найденными в запаснике похожими элементами (уж сколько нашлось - столько и налепил). Штатные деколи очень привередливы. Чуть водичка подостыла - норовят рассыпаться. Таким образом загублены красные полосы на хвосте. Замену нашёл в остатках от других моделей. Кроме этого, по ОЗ видно, что элементы деки переразмерены. Не критично, но всё же заметно, если есть, с чем сравнивать.
   По окончании оформительских работ осталось приладить антенну и температурный датчик в носовой части.
   
    На всю работу я потратил почти год с небольшими перерывами. А посему совет: не связывайтесь с моделями Collect Air, не убедившись в наличии у себя достаточного количества терпения, опыта, времени и упорства.
   Огромное СПАСИБО Дмитрию Глазову за помощь, оказанную в начале пути!
Благодарю за внимание,
Геннадий Касяненко

Готовая модель - галерея
   1. Air Force Legends #203 North American F-107A ISBN 0-942612-98-1
   2. http://www.primeportal.net/hangar/luc_colin3/f-107a_55-5118/