САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
26 ноября 2022 г.    DiShow-2022

До начала конкурса осталось 5 дней.
21 ноября 2022 г.    DiShow-2022

Сегодня у нас последний новостной выпуск перед началом очередного, двадцатого, а потому в некотором смысле - юбилейного, виртуального конкурса стендовых моделей DiShow-2022. Напоминаем, что конкурс стартует 1 декабря 2022 года и продлится до 31 января 2023 года включительно. Работы, уже опубликованные в галерее до начала конкурса можно заявить на него, проставив признак участия в конкурсе. Для этого вызовите работу на корректировку в своем личном кабинете. Во избежании лишних вопросов также напоминаем, что заявленные на конкурс и опубликованные в галерее до начала конкурса работы будут обязательно анонсированы в новостных выпусках еще раз. До начала конкурса осталось 10 дней.

опубликовано 2007-06-13
другие работы автора  |  обсуждение  
КВ-1. Советский тяжёлый танк. (Звезда, кат.№3539)
Звезда 1:35
Олег Рожков
aka Олег Рожков
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
КВ-1 от Звезды. Десять лет ожидания.
    Производитель: Звезда (Россия, Москва)
   Наименование: КВ-1 Советский тяжёлый танк
   Масштаб: 1:35
   Каталожный номер: 3539
   Количество деталей: 233
   Цена: (Ижевск) - 310 руб. (Клуб-ТМ)
   
    Эту модель ждали так давно, что многие наверное уже забыли о её анонсах, датируемых прошлым веком. За это время великий восточный сосед разродился серией тяжёлых танков, успел кануть в лету «Восточный Экспресс», и вот только в мае 2007 года «Звезда» наконец-то запустила в продажу давно обещанный набор.
    Итак, коробка с КВ-1 у меня в руках. Со времени моего последнего знакомства с продукцией «Звезды» минуло много времени и положительные сдвиги налицо. Нижняя часть коробки выполнена из жёсткого картона, верх более мягкий. Рисунок выполнен достаточно хорошо, но вот с него и начались вопросы. «Звезда» никак не привязывает свою модель к конкретному этапу производства танка. Всё лаконично и просто - «КВ-1 Советский тяжёлый танк». Ну ладно, танк, так танк. Если основываться на рисунке коробки, то внутри должны лежать отливки, соответствующие КВ-1 с пушкой ЗИС-5 производства ЧКЗ (КВ-1, стоящий в ЦМВС). Открываем коробку – внутри 10 литников, выполненных из знакомого ещё по Т-34 зелёного пластика. Как и ожидалось, пластик достаточно твердый. На первый взгляд литьё качественное и чёткое, практически без утяжин и облоя. Смещение половинок пресс-форм (п/ф) слабо заметно. Обрадовало то, что стекло фары выполнено из прозрачного пластика, который лежал в отдельном пакетике вместе с декалью.
   Инструкция отпечатана на качественной бумаге, алгоритм сборки изложен просто и понятно.
   Будем считать, что первое впечатление складывалось положительным, но вот дальше… Впрочем, обо всём по порядку.
    При сборке танка я часто сравнивал детали "Звезды" с набором Trumpeter № 00356 "KV-1 Small Turret". На приведённых фото пластик от "Звезды" зелёного цвета, от Трампа - серого.
ФОТО ЛИТНИКОВ.
 
   

ВАННА КОРПУСА.
    Ванна собирается из 4-х деталей - днища, 2-х бортовых листов и НКД (нижней кормовой детали). Собираемость хорошая. К вопросу о точности - ширина корпуса КВ-1 составляет 1880 мм (М1:35 = 53,7 мм) и «Звезда» практически "попала" в размер – 54,0 мм.
    Днище
   На первый взгляд днище один в один скопировано с чертежа С. Орешина на КВ-8С из М-Х № 5/2000. Т.е. в первом приближении можно было сказать, что оно соответствует КВ-1 производства ЧКЗ (средние производственные серии). Таким образом, «Звезда» повторила все ошибки Трампа. Дополнительно в глаза бросилась лишь ещё одна неточность - пробки сливных горловин очень сильно утоплены в днище, обычно они были установлены заподлицо.
    Вопросы появились сразу же после того, как к днищу были приклеены борта. Расположение клёпки под крепление осей балансиров на днище абсолютно не сопрягается с осями балансиров, расположенными на бортах. Сравнение «рисунка» днища модели с чертежом КВ-1 средних производственных серий было неутешительным. Вывод - всё днище надо сошкуривать в «ноль» и восстанавливать заново.
    В это время и возник впервые вопрос об определении модификации танка. Если основываться на косвенных признаках модели (пушка Ф-32, «полукруглая» задняя часть погона башни, длинная кормовая ниша башни, усиленные катки с внутренней амортизацией), то можно сделать вывод о том, что Звезда представила нам в наборе версию КВ-1 производства ЛКЗ с неукороченной башней. Однако данной версии КВ-1 должно соответствовать раннее днище (КВ-1 экранированный из Парола, КВ-1 из Марьино, КВ-2 ЦМВС), следовательно, доработки днища должны быть более существенными – изменение расположения сливных горловин, стачивание в горизонт нижней части НКД и т.д. и т.п. Подробнее смотри - http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=791 .
    Борта
   - по правому борту сразу бросилась в глаза ошибка, которую «Звезда» выявила уже в процессе изготовления пресс-формы. Первоначально, расположение осей балансиров (торсионов) по правому борту совпадало с левым бортом, пришлось «Звезде» глушить отверстия (что теперь заметно на бортовом листе) и восстанавливать правильное расположение осей. Впрочем, этот дефект вполне устраним легким сошкуриванием.
   - круглые фланцы крепления оси балансира по бортам даны очень упрощено. Головки болтов на фланцах даны не с плоской торцевой поверхностью, а с каким-то возвышением. Трамп тут на порядок выше.
   - на креплениях поддерживающих катков и на ограничителях хода балансира должны быть установлены пулестойкие головки болтов. На «Звезде» же имеем лишь их жалкое подобие. У ограничителя хода балансира под болты ставилась контрящая пластина - Трамп и ВЭ её сымитировали, а вот «Звезда» не удосужилась.
   - пяту опоры ограничителя хода балансира без хирургического вмешательства на место не установить. Да и сам ограничитель в сборе выглядит каким-то худым и вытянутым в длину.
   - на опоре механизма регулировки натяжения гусянки присутствует стандартная ошибка – три верхних болта д.б. с головками, выполненными «заподлицо».
   - опора ведущего колеса дана без углублений, в которые загибались контрящие пластинки. Нет 2-х болтов крепления бортовых редукторов.
   

Ошибки днища.

Результат «лечения» пресс-форм.

Фланцы оси балансира.

 

ХОДОВАЯ.
    Опорные катки
   Унификация литников при производстве моделей одного танка - дело, конечно, хорошее. Но «Звезда» в этом деле, похоже, пошла на рекорд. В наборе мы видим половинки катков 2-х типов:
   Вариант 1 - каток с внутренней амортизацией, усиленный треугольными косынками.
   Вариант 2 - каток с внутренней амортизацией без отверстий.
   И тех и других дано по 6 шт на литнике (в наборе два литника с деталями ходовой, так что в сумме - по 12 штук катков каждого типа). Конструкция их такова, что воедино можно собрать только разносортные половинки. Т.е. снаружи один тип, изнутри другой (или наоборот). Вдобавок, производитель вернулся к древнему способу фиксации катков на балансире с помощью резиновой втулки. Реализм катка от этого пострадал (большИй диаметр внутренней части катка), да и как поведет себя звездинская резинка в соприкосновении с пластиком - одному богу известно.
   На примере этих катков можно сделать вывод о том, что какой бы навороченной не была в руках конструкторов «Звезды» программа проектирования, главное всё же остаётся за мозгами. А вот с этим там видимо всё гораздо сложнее.
   
    На мой взгляд, было бы проще и лучше выполнить на отделяемом литнике половинки катков в таком виде:
   - каток с внутренней амортизацией (с бочкой под резиновую ось) - 3 шт.
   - каток с внутренней амортизацией (без бочки) - 3 шт.
   - каток с внутренней амортизацией без отверстий (с бочкой под резиновую ось) - 3 шт.
   - каток с внутренней амортизацией без отверстий (без бочки) - 3 шт.
   В этом случае у моделиста хотя бы появилась возможность легко и просто собрать половинки однотипных катков в пары.
   Да и «Звезда» могла бы продавать эти литники отдельно от модели.
   Однако на этом сюрпризы не заканчились. Представленные катки по сути являются однотипными, ведь у одного (в отличии от раннего) добавлены лишь косынки, у другого нет отверстий. Но и тут «Звезда» накосячила. Если второй вариант выполнен вполне достойно, то у первого варианта (его рельеф внешней стороны опорных катков более достоверен по сравнению с Трампом) отсутствует имитация восьми зубцов на круглой гайке и недостаточна глубина посадочного места под крышку ступицы. Как такое можно было сделать на одном литнике – ума не приложу. Ведь проектировал это скорее всего один и тот же конструктор. Вдобавок, на внутренней стороне всех катков напрочь отсутствует имитация внутренней поверхности катков.
   В итоге зубцы я нарезать не стал, а вот с углублением отверстий пришлось помучиться. Да и длина резинового кольца может помешать совместить половинки катков. Пришлось их подрезать на 0,5 мм.
   
   И немного цифр:
   Диаметр опорного катка КВ – 600 мм. М1:35 – 17,1 мм.
   Опорный каток «Звезда» М1:35 – 16,7 мм.
   Опорный каток «Трамп» М1:35 – 17,2 мм.

Опорный каток, усиленный косынками.

Опорный каток без отверстий.

   
    Поддерживающие катки
   Ну хоть тут всё более-менее нормально. Только по моим ощущениям глубина «стакана» катка д.б. немного побольше.
    Ведущее колесо
   Главная ошибка «Звезды» - это меньший на 1,2 мм диаметр колеса. Но и остальных неточностей хватает – отсутствуют приливы под спринцовочные горловины, упрощено выглядят зубья, усилительные ребра на внутренней поверхности колеса не соответствуют оригиналу. Да и в целом эти рёбра появились только при производстве КВ-1 на ЧКЗ. Очень огорчила крышка колеса, выполненная с некой подштамповкой, я такой ни разу не встречал, а дорабатывать её в полностью сферическую практически бессмысленно.
   
   Диаметр ведущего колеса – 935 мм. М1:35 – 26,7 мм.
   Ведущее колесо «Звезда» М1:35 – 25,5 мм.
   Ведущее колесо «Трамп» М1:35 – 26,5 мм.
    Ленивец
   Выполнен он в целом неплохо, даны внутренние усилительные рёбра. Конечно, остаются некоторые придиразмы, но они легко исправляются.
   
   Диаметр ленивца – 680 мм. М1:35 – 19,4 мм.
   Ленивец «Звезда» М1:35 – 18,9 мм.
   Ленивец «Трамп» М1:35 – 19,5 мм.
   

Поддерживающий каток (Звезда/Трамп).

Ведущее колесо.

Ленивец.

 
    Балансиры
   Ну «Звезда», ну выдала так выдала!!! Балансир (с крышкой ступицы) дан позднего типа, и никак не соответствует всей остальной модели. Это большой ляп.
    Траки
   Пластиковые траки от «Звезды» - это несомненный шаг вперед, однако догнать и перегнать «Трамп» не удалось. «Рисунок» гусеницы дан несколько упрощено. Выполнена она из отдельных траков (для размещения на ленивце и ведущем), а также из 2-х длинных горизонтальных участков - верхнего и нижнего. К сожалению, верхний изготовлен без какой-либо имитации провиса.
   Неприятность ждала меня в тот момент, когда я стал отдельные траки устанавливать на ведущее колесо. Без обработки они никак не ложились на ведущее. Мешал малый шаг зубьев ведущего. Пришлось стачивать шарниры траков, что бы хоть как-то собрать гусянку.
   

Поздний балансир.

Траки (Звезда/Трамп).

Проблемы с установкой траков.

 

БАШНЯ.
    Прежде чем приступить к рассмотрению башни мне захотелось для себя выяснить, действительно ли изменялась длина её кормовой ниши.
   Были сопоставлены башни КВ-1 из Ропши, Марьино, ЦМВС, КВ-1 экранированного из Паролы.
   Если не обращать внимания на тип орудия и нижнюю кормовую часть погона, то башни можно разделить на 2 вида:
   - ранние, с длинной кормой – ЦМВС и Парола.
   - поздние, с укороченной кормой – Ропша и Марьино.
   
   При этом если у ранних крыша крепилась с помощью гужонов и дополнительно обваривалась, то у поздних только обваривалась.
   
     
    Исходя из этого, башню «Звезды» можно идентифицировать как раннюю. На первый взгляд, это соответствует истине. Но ошибок всё равно хватает:
   
   - на лобовом листе отсутствует сварной шов у вертикальных пластин (фиксаторов) бронировки пушки Ф-32.
   - полукруглая подвижная бронировка пушки Ф-32 в реале расположена между 2-мя половинками бронировки цапф. У «Звезды» же она накладывается на них. В итоге пострадала не только достоверность – на модели толщина подвижной бронировки оказалась сильно уменьшенной.
   - пулестойкие головки болтов крепления подвижной бронировки пушки выполнены отвратительно. Расположение их на маске должно быть строго по радиусу маски, на детали же они стоят по горизонтали.
   - лист крыши, по моему мнению, должен заходить на лобовую деталь (так выполнено на Трампе), да и торец ЛД, выступающий по бортам башни должен быть заметно уже.
   - абсолютно не удались «Звезде» пулестойкие головки болтов на бронемаске Ф-32.
   - передняя прорезь бронировки вентилятора должна смотреть либо в левую сторону (КВ-1 экранированный Парола, КВ-1 Марьино, КВ-1 Ропша), либо в правую (башня КВ-1 в КаУР). Однако шесть болтов крепления бронировки «Звезда» установила верно, а вот в расположении прорезей допустила ошибку - прорезь смотрит строго вперёд.
   И только у более поздних КВ (ЦМВС, Абердин, КВ-1 литой Парола) бронировка установлена по другому - впереди, по ходу движения, стоит бронировочная перемычка.
   - 6 головок болтов крепления подвижной бронировки перископов на модели «Звезды» сильно утоплены, а должны быть заподлицо с крышей.
   - крыша люка дана с ошибкой - необходимо нарастить её по контуру с нижней стороны кусочком пластика.
   - нижний погон башенного люка оказался более достоверным у «Звезды», но, к сожалению, он до конца не устанавливается на посадочное место. Пришлось на погоне сточить ободок и углубить посадочное место на башне. В модели погон люка выполнен подвижным. Это неправда. Надо зафиксировать его в любом положении, при котором диаметрально противоположные выпуклые клёпки лягут строго по продольной оси башни.
   - бронировка неподвижных приборов наблюдения сильно сдвинута к центру башни. Для верной её установки приходится вначале стачить сварочные швы (откуда они взялись?), зашпатлевать посадочные места и только затем устанавливать бронировку ближе к краям башни. На мой взгляд габариты бронировки несколько уменьшены, как-то мелковато они выглядят.
   
    Сама сборка башни тоже таила в себе сюрпризы:
   - при сборке лобовая и кормовая детали устанавливаются в пазы бортовых листов. Пазы не очень качественные, приходится их подгонять.
   - крепление ЛД в нижней части башни очень слабое, надо подклеивать кусочки пластика.
   - сама крыша хорошенько поведена, приходится её предварительно изгибать в разных направлениях.
   - крыша устанавливается на соответствующие планочки, при этом на кормовом листе планка задрана слишком высоко. Ещё смешнее выглядит планка на правом борту (её положение по отношению к верхнему срезу борта меняется по высоте от передней части к корме).
   - при стыковке двух половинок бортов башни в нижней части кормового свеса образуется заметная щель, которая подлежит шпатлёвке.
   - кольцо погона башни выполнено с изрядным смещением половинок прессформ. В последующем кольцо не устанавливалось в окно крыши боевого отделения, да и фиксирующие «уши» не входили в свои пазы. Пришлось растачивать окно крыши БО.
   
    Пулемёт ДТ для установки на зенитный станок
   Планка крепления станка на основании люка слишком сильно утоплена, нет крючка крепления станка. В изготовлении зенитного станка масса ошибкок – ручка привода должна находиться слева, а сектор звездочки - справа. Сектор должен быть установлен снизу. Смотрите фото, всё поймёте. Станок правда установлен на чужом основании. Но сами станки одинаковые.
   
   В целом качество изготовления пулемёта произвело на меня приятное впечатление. Однако я не силён в данной матчасти, и от дальнейших комментариев откажусь :-)
    Интерьер
   В интерьере башни присутствуют - казенная часть пушки, боеукладка, приборы наблюдения, сиденья экипажа. Всё это практически не видно через люк, поэтому на деталях интерьера я не стал заострять внимание.

Подвижная бронировка Ф-32.

Брак конусных головок.

Зенитный пулемёт ДТ.

Башня (Звезда/Трамп).

Казённая часть пушки.

Интерьер башни.

Зенитный станок.
Звезда/Факт

 

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ КОРПУСА
    Крыша бронекорпуса танка представлена в модели как крыша КВ-1 раннего типа, что соответствует КВ-1 экранированному из Парола.
   Ошибок и тут хватает:
   - все болты крепления крыши боевого и трансмиссионного отделений должны быть с конусными головками.
   - отсутствуют болты, расположенные сзади по контуру погона башни. При размещении их на модели я немного ошибся, но на фото приведена верная их установка.
   - отсутствует технологический лючок рядом с погоном башни с левой стороны.
   - усилительный уголок, прикрывающий стык ВЛД и НЛД неверен. Если приводить уголок в соответствие с реальными обмерами (на КВ-1 ЦМВС - 200 мм верхняя часть, 175 мм низ), то на ВЛД может образоваться щель, которую надо будет заделывать. Если следовать исторической достоверности, то гужоны крепления уголка должны располагаться на 2-х его сторонах в количестве 2х11 шт.
   - бортовые накладные листы необходимо сточить на 0,5 мм. Иначе они будут мешать повороту башни.
   - по имеющимся фото, дополнительная бронепланка перед люком механика-водителя устанавливалась только при "плоском" люке. Однако в модели люк дан выпуклым.
   - на крышках люков мехвода и крышках люков трансмиссионного отделения необходимо сточить имитацию ручек и сымитировать технологические отверстия и клёпку. Механизм их открывания слишком хлипок, пришлось от подвижных люков отказаться.
   - детали двигателя даны сильно упрощенно.
   - ящики ЗИП собираются из 4 деталей, но достоверности это не прибавляет. Борта крышки ящиков при сборке получаются уже, или вровень с бортами нижней части, что не есть правильно. На внешней части ящика отсутствует граница крышки и ящика, в верхнем углу ящика отсутствует круглые отверстия.
   - дополнительный прямоугольный бак дан в единственном числе, хотя в стандартной комплектации их должно быть не менее трёх, и размещены они должны быть по правому борту.
   
    Ко всему этому можно добавить ещё и то, что в целях унификации моделей Трамп поступил грамотно и дал крыши БО и МТО отдельными деталями.
   А Звезда взяла и изготовила монолит. Представьте себе степень достоверности, если они ещё начнут модификации клепать на основе этой модели!

Усилительный уголок.

Болты на МО.

Крышка люка ТО изнутри.

Двигатель.

Ящик ЗИП.

     

ДЕКАЛЬ
    К качеству изготовления декалей нет никаких претензий. Но вот к каким видам КВ-1 они относятся?
   На подложке даны декали на три танка со следующими бортовыми надписями: «ИСТРЕБИТЕЛЬ», «Суворов 700» и «Беспощадный».
   И ни одна из них не соответствует выпущенному «Звездой» танку!!!
   Первая принадлежит КВ-1 с литой башней, две последующие - КВ-1 с упрощенной сварной башней. Все эти танки выпущены на ЧКЗ и оснащены пушкой ЗИС-5.
   Получается полная чехарда – на коробке рисунок КВ-1 с клепано-сварной башней, в пластике какая-то сборная солянка, а декали вообще для поздних КВ.
   НЕПОРЯДОК !!!

Варианты бортовых надписей.

Декаль.

   

ФОТОГРАФИИ СОБРАННОЙ МОДЕЛИ
    При сборке модели я постарался выполнить все сборочные операции и сохранить тот образ модели, который воплотила «Звезда». Были устранены лишь грубые ошибки (подклеены дополнительные головки болтов, изменено положение бронировок неподвижных приборов наблюдения на башне, добавлены сварочные швы).
 
 
ВЫВОДЫ
    Сама сборка модели (как таковая) в принципе не доставила особых отрицательных эмоций. Детали собирались достаточно просто и точно, мелкие шероховатости не в счёт.
   Но вот копийность модели далека от идеала, и это заметно портит общее впечатление от модели. В целом по модели, как копии реального образца техники, получаем такую смесь:
   - вся верхушка модели (башня и верх корпуса) - это обычный КВ-1 с Ф-32.
   - вся дополнительная бронировка на корпусе, а так же катки - это уже КВ-1 с "укороченными" или "упрощенными" башнями.
   - балансиры и днище - только от КВ-шки производства ЧКЗ.
   К этому добавляются неточности и ошибки в изготовлении мелких деталей.
   
   Итак, моё мнение:
   Если Вы хотите собрать модель "из коробки", то для минимального соответствия желательно провести лишь небольшие косметические операции:
   - подвинуть к краю бронировки приборов наблюдения на башне;
   - сточить имитацию ручек на люках;
   - самостоятельно изготовить плоский люк мехвода;
   - не устанавливать дополнительный прямоугольный бак.
   - использовать стороннюю декаль.
   
   Если же Вы гонитесь за точностью, то данный набор НЕ СЛЕДУЕТ ПОКУПАТЬ !!!
   Ведь наборы КВ от Трампа гораздо тщательнее проработаны, особенно в мелочах.
   Следовательно, будет гораздо проще приобрести Trumpeter № 00356 "KV Small Turret" (с простыми опорными катками с внутренней амортизацией) и собрать аналогичный ранний КВ. Или раздраконить Trumpeter № 00357 "Soviet KV-1 S Ehkranami" и собрать (конечно с доработками) поздний КВ-1 производства ЛКЗ с опорными катками, усиленными косынками.
   
P.S.
   
   При написании обзора использовались материалы и помощь Владимира Шайкина ака IVANOV, Бориса Жулина ака Zh, Олега Царапкина ака Oleg Ts, Юрия Савельева ака sava961, Всеслава Дьяконова и других участников Dish-форума.
   За что всем Вам огромное спасибо !