САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Наша почта
Наша группа в FaceBook. Присоединяйтесь.
Наша группа в ВК. Присоединяйтесь.
Выбор темы
опубликовано 2024-02-05
другие работы автора  |  обсуждение  
Zetor 25
Planet Models 1:72
Александр Счастный
aka AC87
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 2  оценка: 8.0)
   Компания Zbrojovka Brno появилась еще после Первой мировой войны и производила в основном различное немецкое оборудование по лицензии, а также оружие – винтовки, как немецкие, так и собственной разработки. В 1930-е годы на заводе было запущено производство тракторов фирмы Skoda. Во время Второй мировой войны город Брно был захвачен, а завод использовался в целях Вермахта и строил для него оружие. После окончания войны и освобождения города завод вернулся к производству мирной продукции. В 1946 году сотрудник отдела экономики предприятия Ростислав Салак предложил создать свою торговую марку и начать производить новый трактор, опираясь на довоенный опыт в строительстве машин Skoda. Название Zetor появилось тогда же, а буква Z означала первую букву названия предприятия.
   В конце 1946 года с конвейера сошел первый трактор Zetor 15. При разработке этой машины инженеры фирмы активно использовали чертежи немецких довоенных тракторов. Новый трактор оснащался дизельным мотором воздушного охлаждения объемом 1,5 л. Практически сразу начал разрабатываться новый трактор, отличавшийся от предыдущего увеличенными размерами и более мощным двухлитровым мотором. Кроме того, был улучшен передний мост, коробка передач и еще ряд элементов. Zetor 25 стал первым в мире трактором, на который установили закрытую кабину (версия Z-25H). Новый трактор был признан успешным и был произведен в количестве 160 тысяч экземпляров, а производство всех модификаций велось аж до конца 60-х годов. В связи с успешностью 25-й модели, Zetor 15 был снят с производства в 1949 году, было построено всего 2000 машин. В настоящий момент данный трактор является большой редкостью и находится лишь в нескольких музеях и частных коллекциях, в отличии от Zetor 25, активно «бороздящих просторы» и по сей день. Сама торговая марка Zetor также вполне успешна и существует поныне, производя огромное количество тракторов для всей Восточной Европы и других стран.
   Модели от Planet Models я собирал впервые. Первое, что бросилось в глаза – это гораздо более плотная и твердая смола, чем у наших фирм. Это несколько усложнило отделение крупных деталей от питателя, но есть и несомненный плюс – тонкие элементы не такие хрупкие и не норовят сломаться. В каждом из тракторов чуть более 30 деталей, поэтому снятие их с литника и последующая обработка не заняла много времени. Очень понравилось литье и проработка – все на уровне лучших производителей нашего времени. Очень понравились колеса, на которых отлиты все винты и гайки, а протектор четкий и копийный. Стыкуемость смоляных элементов очень хорошая, никакой подгонки не потребовалось. Фототравление в обоих наборах небольшое, но вполне достаточное – все нужные детали на нем есть. Особой аккуратности потребовала приклейка крыльев, так как узла стыковки как такового там нет – пришлось клеить тонкой гранью к полу. Никаких других трудностей в сборке замечено не было, и буквально через пару дней модели можно было окрашивать.
   Инструкция предлагает по одному варианту оформления каждого трактора, при этом схемы окраски Zetor 15 как таковой вообще нет, на бесцветном «боковике» показаны лишь места нанесения изображений. В инструкции к Zetor 25 трактор показан красно-синим. Таких машин на фото в Интернете я не нашел, и решил сделать его серо-синим (одна из наиболее распространенных типовых окрасок). Как окрашивалась 15-я машина в 40-е годы, я не смог найти. Музейные тракторы окрашены по-разному, но наиболее всего мне понравился зеленый окрас с красной решеткой радиатора и колесами – смотрится очень гармонично. Для окраски использовал химию Mr.Color. После нанесения «базы» и высветлений кисточкой были окрашены детали, а затем модели покрыта промежуточным слоем лака. Далее последовали декали, которые традиционно у чешских производителей очень хорошие. Тонировка включала в себя смывку и сухие пигменты. «Пачкать» тракторы по полной программе я не захотел, слишком уж яркие и аккуратные они получились. Поэтому ограничился запылением ходовой части и заполнением протектора «имитацией земли».
   Фигуры от СМК, "заточенные" именно под эту модель, расписал Павел Спиридонов.
   Спасибо за внимание.