САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2022-03-21
другие работы автора  |  обсуждение  
Jagdpanzer 38 Starr
UM 1:72
Александр Герасименко
aka Don_Galax
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
    Приветствую, уважаемые коллеги!
   
   Представляю Jagdpanzer 38 starr от UM. Работа предполагает в качестве прототипа машину из Kampfgruppe Milowitz, окрестности Праги, май 1945.
   
   UM плотно окучивает тему машин на базе LT vz.38, зачастую ставя количество выше качества. Этот кит не исключение. В основе его лежит корпус от Hetzer этого же производителя, выпущенный ранее. Сам базовый набор изобилует ошибками, а с учетом существенных отличий Starr от Hetzer, число косяков возросло. Но обо всем по порядку.
   Jagdpanzer 38 starr (starr [нем.] – жесткий) предполагал установку безоткатного орудия 7,5см L/48 и 8-цилиндровый дизель Tatra 928, что потребовало изменений в компоновке моторного отсека. Всего Starr насчитывают 14 штук. Из них один прототип, три опытных машины и нулевая партия из 10 штук. Нулевая партия была построена в период с декабря 1944 по январь 1945. Сырость технологического решения и необходимость устранения проблем с орудием отправили машины в учебный центр истребителей танков в Миловице (50-60 км от Праги на северо-восток), а не в строевые части. В Миловице отправлены были 7 машин. Эти машины комплектовались бензиновым двигателем. Прототип в марте 1945-го наконец-то получил штатный по проекту двигатель Tatra 928 и после демонстрации 22-го марта тоже устремился в Миловице. Еще один Starr был 31 марта 1945 года включен в состав спешно формируемой Panzer Kompanie Berka. Но в тот же день был отдан приказ на уничтожение машины, чтобы техника не досталась наступающей Красной Армии. О судьбе остальных машин не известно. Есть предположение что они могли быть отправлены для перевооружения длинноствольными орудиями KwK42/StuK42 на завод, где и встретили конец войны.

Starr на заводском дворе.

Starr на заводском дворе.

   
    Starr приняли участие в боях в Праге, в мае 1945 года, при подавлении чешского восстания. Машины использовались пражским гарнизоном Вермахта и KG Milowitz. Kampfgruppe Milowitz была сформирована 5 мая из личного состава школы истребителей танков в Миловице, включая и инструкторов, и их учеников. 8 мая стало известно о подходе советской армии к Праге с востока, после чего немцами было принято решение сдаться американцам, приближавшимся к Rokochany в Западной Богемии. Вечером начался вывод войск. Самоходы использовались как транспортное средство. Starr с татровским дизелем был брошен в рабочем состоянии в пригородном районе Brevnov, видимо из-за отсутствия топлива.

Starr с дизельным двигателем , брошенный в пригороде Праги.

     
    После войны 9 машин достались чехам в рабочем состоянии, были переоборудованы обычными орудиями и использовались в качестве учебных.
   
   Работа над моделью началась с исправления основной ошибки всех Hetzer от UM,- неправильные борта корпуса в кормовой части. Излом бортов находится не на своем месте и необходимо его сдвинуть вперед. На фото красными стрелками показано изначальное неправильное положение, зелеными – место, куда нужно сдвигать излом.
   
    Некоторые коллеги исправляют это путем стачивания кормовой части бортов, т.к. толщина пластика довольно велика и позволяет применить такой подход. Я же удалил кормовые части полностью и изготовил новые из листового пластика. Такое решение, имхо, позволяет сделать угол излома более четким и ровным, а сам метод показался менее трудозатратным, поскольку конфигурация бортов не сложная и вырезать детали с помощью линейки и модельного ножа не составляет труда.
     
    Следующей коррекции подверглись лобовые проекции. Переделан стык ВЛД с НЛД. То, что изобразил производитель, выглядит странно. Вылет бортов ванны удален, т.к. у starr он другой формы, а толщина пластика больше соответствует толщине лобовой брони Jagdtiger. Чтобы не морочить голову с выравниванием поверхности и шпаклевкой стыков на НЛД, всю деталь выкроил из тонкого «дошипласта». Из проволоки изготовлены буксирные устройства, а картеры бортовых редукторов «прикручены» к вылетам продукцией MasterClub.
     
    В отличие от серийных Hetzer, Starr имел надгусеничные полки по всей длине корпуса, а не только в кормовой части. Это, как и многое другое, производитель проигнорировал. Полки выкроены из «дошипласта», а изкоробочные кормовые части расширены на 1мм. Грязевые щитки с полок срезал, очень уж они толстые. Проболтил крышу МТО, в том числе добавлены недостающие элементы членения корпуса и болты. Удалил буксировочные устройства и механизмы натяжения гусениц,- и то, и то неправильное.
   
    Буферно-сцепное устройство производитель дает не на всю ширину кормы,- переделал из полосок пластика. Грязевые щитки изготовлены из «дошипласта». Неправильные вылеты бортов ванны и буксирные устройства были удалены, в замен из «дошипласта» и проволоки изготовлены соответствующие прототипу элементы. Надгусеничные полки сточены по толщине, а из тонкого пластика сформированы законцовки. Установлен колпак на крыше МТО, прорезан зазор воздухопритока и вклеена травленная решетка. Корпуса механизмов натяжения гусениц приведены к более правильной форме.
   
    Переделан выхлоп: патрубки спаял из проволоки, крепления выполнил из «дошипласта». Изготовлены из «дошипласта» кормовые крепления надгусеничных полок,- производитель дает их фототравлением и предполагает поперечное крепление, но у штарра эти крепления идут по диагонали на угол полки, так что исходники банально коротки. Установил зап. траки и изобразил их крепления, схематично, но все равно лучше того, что дает производитель. Из платы фототравления сделал упор для откидывающейся части люка. Сделал механизмы натяжения гусениц. Изготовил конвойник и установил ручки, скобы, крюки под трос.
   
    Орудие, по хорошему, надо менять, но не на что. Привел к более-менее человеческому облику ствол, хотя полностью от овала избавиться не удалось, и рассверлил дульный срез. Грязевые щитки изготовил самостоятельно, исходник не верен по ряду нюансов и зело немасштабен по толщине. Заморочился на продольные выштамповки щитков, стыки с полками и загнутые кромки, приболтил все мастерклабом. Ввиду того что толщина грязевых щитков сильно уменьшилась, подошли штатные травленые крепления, не смотря на выросшую ширину самого щитка. Ну хоть с этим не пришлось возиться. Из проволоки сделал крепления для маскировочных элементов. Крепления для тента очень уж мелкие, по этому имитировал их просто тянутым литником. Ножку нотека заменил на проволоку, проводка, само собой, из проволочки, кабельввод из мастерклабовской заклепки.
   
    Переболтил крышу боевого отделения, восстановив утраченные и добавив недостающие болты, на бортах из проволоки выполнил крепления маскировки и тянутым литником обозначил скобы для тента, добавил недостающих болтов и соорудил антенный ввод. На полках изготовил кронштейны крепления бортовых экранов.
 
    Колесная часть оставлена без изменений, хотя, конечно, качеством особо не блещет. Использован пулемет от MiniWorld.
    Красилось все акрилами и лаками Gunze Mr.Hobby с помощью масок из канцелярского пластилина. Этапы покраски не стану показывать, все достаточно стандартно. Использовал в работе: смывка ХоМа, фильтры маслом на пинене, художественное масло разных производителей, химия для везеринга от AK и Gunze, пигменты ХоМа и Wilder, фиксатор пигментов ХоМа, пудреницы Tamiya.
   В качестве растительности использован яванский мох из своего аквариума. Стабилизировал в спиртовом растворе глицерина с пищевым красителем и высушил. Подкрасил акрилом и задул матовым лаком. Канистры - 3d печать (не моя). Трос свит из проволоки, коуши из мед. игл. На этом, пожалуй, все.
   
   С уважением и наилучшими пожеланиями!