Самолёт без аэродрома, что птица без гнезда.
Продолжая линию расширения аэродрома «Домашний», решил обзавестись одним из брутальнейших образцом архитектурного оснащения аэродрома – Арочным защитным укрытием (АЗУ).
История прототипа.
Арочные укрытия были разработаны в конце 1960-х годов. Встречаются утверждения, что толчком к строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмовыми и бомбовыми кассетами. В 1968-1984 годах построено около 3800 арочных укрытий.
АЗУ представляет собой железобетонное укрытие, сооружение из полуарок с рёбрами, обсыпанное снаружи землёй и покрытое дёрном, что одновременно является и неплохой маскировкой.
Спереди арка перекрывается передней торцевой стеной из железобетонных блоков с металлическими воротами, которые могут быть двух типов:
• откатные;
• распашные.
Распашные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки. Довольно быстро проявились недостатки: проявление перекоса створок; протирание тросовых вставок; подверженность электролебёдок, расположенных снаружи, воздействиям внешней среды; проникание осадков в щели между створками и торцевыми стенами. И от этого варианта отказались.
Сзади арка перекрыта торцевой стеной (она, как правило, полностью покрыта обсыпкой, но существуют и исключения) с отверстием газохода.
Газоход (газоходный канал) — «тоннель» с отдельными воротами, предназначен для отвода газов из сопел самолёта в случае запуска его двигателей в арочном укрытии.
С боков и сзади — между торцевой стеной и газоходным каналом, поворачивающим на 90°, к арке пристроены ниши вспомогательного назначения со входами снаружи.
На отдельных арочных укрытиях сверху могут быть установлены лёгкие сооружения, используемые на разных аэродромах по-разному: домик дежурного по эскадрилье, дежурного по зоне рассредоточения; вышка или «грибок» для часового и т.п.
За период строительства ЖБУ, было спроектировано 4-е типоразмера АЗУ. Связано это с увеличением размеров самолётов, для которых они предназначались:
• 2А11 – МиГ-21, допустимо МиГ-23 в макс. стреловидности;
• 2А13 – Су-7/17, МиГ-23/27;
• 2А16 – МиГ-25, МиГ-29; Як-25/27;
• 2А19 – для самолётов последних поколений.
В линейке 2А16 существовало и экзотическое АЗУ с тропецевидной арочной системой и внутренними дополнительными опорами. Данные ЖБУ, как мне известно, возводились на территории ГСВГ. И широкого распространения не получили.
О модели.
Мне приглянулся вариант 2А16 из полуарочных сегментов. Из-за размеров моей стояночной площадки, АЗУ выполнен не в полный профиль длины. (Если кому-то интересно АЗУ полностью, проработка имеется.) Для изготовления использовался переплётный картон. Мне показалось, что его фактура ближе к бетону. Технология позволяет сделать детали и из пластика.
Поскольку мне не довелось посещать действующие сооружения, деталировка внутреннего интерьера воспроизводилась по рассказам профи. Присутствуют:
- светильники с лампами ДРЛ;
- электрический щиток с кабелями;
- пожарный щит и ящик с песком;
- карта местности зоны полётов.
Имеется и скарб, не принадлежащей конкретному АЗУ, но наличествующий как таковой: стремянки – подмостки для обслуживания аэроплана.
В качестве слоя земляной обсыпки применёна нетканая салфетка для мытья посуды на каркасе.
Окраска эмалями Revell. Финишная обработка: масляные краски «Сонет», сухие смеси «Wilder».
В конце фоторяда представлены 3Д - ренды полного профиля модели АЗУ типа 2А16 и вариантов модели АЗУ типа 2А13.
Наборы доступны для покупки.