САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Наша почта
Наша группа в FaceBook. Присоединяйтесь.
Наша группа в ВК. Присоединяйтесь.
Выбор темы
опубликовано 2021-08-04
другие работы автора  |  обсуждение  
Арочное защитное укрытие для самолёта 2А16
ССМ 1:72
Сергей Стасенко
aka Kubancat
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 4  оценка: 8.3)
Самолёт без аэродрома, что птица без гнезда.
   Продолжая линию расширения аэродрома «Домашний», решил обзавестись одним из брутальнейших образцом архитектурного оснащения аэродрома – Арочным защитным укрытием (АЗУ).
   История прототипа.
   Арочные укрытия были разработаны в конце 1960-х годов. Встречаются утверждения, что толчком к строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмовыми и бомбовыми кассетами. В 1968-1984 годах построено около 3800 арочных укрытий.
   АЗУ представляет собой железобетонное укрытие, сооружение из полуарок с рёбрами, обсыпанное снаружи землёй и покрытое дёрном, что одновременно является и неплохой маскировкой.
   Спереди арка перекрывается передней торцевой стеной из железобетонных блоков с металлическими воротами, которые могут быть двух типов:
   • откатные;
   • распашные.
   Распашные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки. Довольно быстро проявились недостатки: проявление перекоса створок; протирание тросовых вставок; подверженность электролебёдок, расположенных снаружи, воздействиям внешней среды; проникание осадков в щели между створками и торцевыми стенами. И от этого варианта отказались.
   Сзади арка перекрыта торцевой стеной (она, как правило, полностью покрыта обсыпкой, но существуют и исключения) с отверстием газохода.
   Газоход (газоходный канал) — «тоннель» с отдельными воротами, предназначен для отвода газов из сопел самолёта в случае запуска его двигателей в арочном укрытии.
   С боков и сзади — между торцевой стеной и газоходным каналом, поворачивающим на 90°, к арке пристроены ниши вспомогательного назначения со входами снаружи.
   На отдельных арочных укрытиях сверху могут быть установлены лёгкие сооружения, используемые на разных аэродромах по-разному: домик дежурного по эскадрилье, дежурного по зоне рассредоточения; вышка или «грибок» для часового и т.п.
   За период строительства ЖБУ, было спроектировано 4-е типоразмера АЗУ. Связано это с увеличением размеров самолётов, для которых они предназначались:
   • 2А11 – МиГ-21, допустимо МиГ-23 в макс. стреловидности;
   • 2А13 – Су-7/17, МиГ-23/27;
   • 2А16 – МиГ-25, МиГ-29; Як-25/27;
   • 2А19 – для самолётов последних поколений.
   В линейке 2А16 существовало и экзотическое АЗУ с тропецевидной арочной системой и внутренними дополнительными опорами. Данные ЖБУ, как мне известно, возводились на территории ГСВГ. И широкого распространения не получили.
   
   О модели.
   Мне приглянулся вариант 2А16 из полуарочных сегментов. Из-за размеров моей стояночной площадки, АЗУ выполнен не в полный профиль длины. (Если кому-то интересно АЗУ полностью, проработка имеется.) Для изготовления использовался переплётный картон. Мне показалось, что его фактура ближе к бетону. Технология позволяет сделать детали и из пластика.
   Поскольку мне не довелось посещать действующие сооружения, деталировка внутреннего интерьера воспроизводилась по рассказам профи. Присутствуют:
   - светильники с лампами ДРЛ;
   - электрический щиток с кабелями;
   - пожарный щит и ящик с песком;
   - карта местности зоны полётов.
   Имеется и скарб, не принадлежащей конкретному АЗУ, но наличествующий как таковой: стремянки – подмостки для обслуживания аэроплана.
   В качестве слоя земляной обсыпки применёна нетканая салфетка для мытья посуды на каркасе.
   Окраска эмалями Revell. Финишная обработка: масляные краски «Сонет», сухие смеси «Wilder».
   В конце фоторяда представлены 3Д - ренды полного профиля модели АЗУ типа 2А16 и вариантов модели АЗУ типа 2А13.
   Наборы доступны для покупки.