САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2021-05-31
другие работы автора  |  обсуждение  
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 3  оценка: 10.0)
Советский ударный вертолет Ми-24В

1/48 Звезда
Анатолий Величко aka VelAn
Крокодил... Он такой "Крокодил"...
   Право, говорить много о ударном вертолете советских, а затем и российских вооруженных сил занятие бессмысленное. Это грозная боевая машина, прекрасно проявившая себя во множестве конфликтов. Вертолет стал наряду с американским AH-64 "Apache" первым в мире специализированным ударным вертолетом. Но в отличии от американца имеет десантную кабину на 8 человек. В этом году исполняется 50 лет с начала его серийного производства. Многие любители авиации знают и уважают эту машину, под обаяние и несомненную харизму которой в свое время попал и я.

   Впервые информация о этом вертолете попалась мне на глаза в конце 70-х годов прошлого века. Это была вырезка из какого-то журнала, и если не ошибаюсь то был журнал "Военное обозрение". С тех пор я удовольствием впитывал всю информацию, которая попадалась на глаза. Тем более что начался Афганистан, информации стало побольше. И так уж распорядилась её величество судьба, что мой свояк (правда в то время еще совсем не свояк) молодым летёхой, практически сразу после окончания училища попал в Афганистан. И полтора года, практически весь 1981 год и половину 1982-го участвовал в боевых действиях на Ми-24. Ну а я позднее получил возможность из первых рук узнать много чего интересного. Особо распространяться о том периоде он, как и многие участники БД, не очень любит, но технические подробности помнит хорошо. По большому счету это как раз то, что и нужно моделисту.

   С конца девяностых после возвращения в активный моделизм меня ни на секунду не покидала мысль собрать 24-ку. В то время я перебрался в 48-й масштаб, а кроме модели Монограма и позднее ее китайских клонов на рынке не было ничего. Очень скоро выяснилось, что эта модель сделана хорошо "по мотивам", и чтобы привести ее в чувство требовались ну совсем неадекватные усилия. Оставалось только ждать и надеяться. А пока собрал в 72-м "Звезду", еще первого поколения. Наконец весной 20-го года "Звезда" выпустила в 48-м масштабе модель Ми-24В. По традиции решил особо не торопиться, от третьих фирм ожидалось много вкусных дополнений. В итоге только к концу апреля - началу мая 21-го года модель была закончена.
   Итак, "Звезда", 48-й. Сразу после анонсов на модельных форумах началось бурное обсуждение грядущего события, строились всяческие предложения и догадки. А после появления тестовых отливок и первых обзоров пошел поток претензий, основной смысл которых сводился к отсутствию клёпки и расшивки в отличии, например, от выпущенной в 2015 году той же "Звездой" модели бомбардировщика Пе-2. Причем на этом фоне практически совсем терялись доводы о копийности, уровне детализации и прочем. А ведь "Звезда" успешно реализовала и "фирменную" фишку вертолета - несимметричный фюзеляж из-за наклонённого вправо на 2,5° вала несущего винта. Ну и позвольте: что значит нет расшивки? Она есть, едва заметная, но есть. Причем процентов на 95 если не больше правильная. Взять в руки скрайбер и просто углубить ее - задача конечно совсем непосильная...
   
   Клёпки - да, точно нет. Но "крокодил" - он такой "крокодил", что проклёпан как внешней клёпкой (силовые элементы планера), так и клёпкой впотай (броненакладки на кабине экипажа, защита двигателей, редуктора, некоторые панели оборудования, наконец крылья за исключением концевых пилонов). Оставим за скобками резоны производителя, а с тем что есть каждый волен поступать как ему угодно. Основная масса любителей соберет модель как есть и будут иметь вполне адекватную модель известного вертолета. А продвинутые моделисты поворчат, тряхнут мошной приобретя все что необходимо, и будут строить модель сообразуясь со своими представлениями об итоговом результате. Собственно, последнее относится и к любой другой модели. Конечно трудоемкость и затраты на постройку при приведении в порядок расшивки и клёпки возрастают, но опять же все зависит от выбора моделиста.
   
   
   
   
   
    На что только не пойдешь из-за любви к искусству. Памятуя об этом, решил вложится в модель по максимуму. Для начала вместе моделью были приобретены наборы травления от Микродизайн МД-048242 и МД-048243 на экстерьер и интерьер десантного отсека. Для кокпита был приобретен набор от Quinta Studio QD48026. О продукции Квинты только превосходные эпитеты. Сильно облегчает жизнь, да и результат просто превосходный. Напрягает только цена, сравнимая с ценой всей модели. Травление на экстерьер также абсолютно показано, многочисленные лючки-замки-решетки и прочее сильно оживляют модель. А вот с десантной кабиной не все так однозначно. По большому счету там мало что видно, а если не делать кабину открытой, то и смысла в наборе нет. В общем все на выбор пользователя. Знаю некоторых коллег, которые относятся к этому по принципу: суслика не видно, но он там есть и это меня греет :)
   
   Главный ротор и редуктор от Reskit RS480127. Не скажу что ротор прямо сильно лучше штатного, если немного доработать штатный, то выглядит он вполне нормально. Но вот главный редуктор очень хорош, и если открывать отсек, то он крайне желателен. Главный минус - также совсем негуманный ценник. Из мелочевки были колеса от A-Resin и ПВД от Imodelist. Ну и вишенкой на торте стали две фигурки пилотов от Imodelist.
   
   

Черные заклёпки хорошо видны на фоне светлого грунта и позволяют четко их позиционировать.

Ну вот модель на полке. Правда еще не на своем законном месте, но уже на полке.

Съемные лопасти. Использовались стальные трубки диаметром 1 мм. За счет плотной посадки уверенно держатся в роторе.

    Отдельно хочу остановиться на клёпке. Некоторое время назад на пробу были приобретены три набора различной клёпки от чешской фирмы HGW Models. Любви и дружбы с этим продуктом не случилось. Надеюсь, пока... Несмотря на практически точное соблюдение инструкции заклёпки не захотели приобретать объем и подниматься над грунтом (вместо рекомендованного ганзовского сурфейсера, который пропал из моих ближайших хоббишопов использовался грунт от Тамии). Да и сама процедура нанесения какая-то замороченная. Больше всего напрягает необходимость выдерживать нанесенную клёпку несколько часов. Что при большом объеме работы сильно увеличивает время постройки.
   
   Пришлось искать альтернативу. Много времени не понадобилось, альтернатива известна довольно давно. Тем более что в 2018 году фирма Archer обновила линейку продукции существенно улучшив качество. Но поначалу ценник мягко скажем озадачил. В конце-концов пресловутая жаба была задушена и я поимел два набора с ровными рядами заклёпок. Кстати на лепестке к наборам напечатано, что ребята гарантируют стопроцентное удовлетворение результатом. И не обманули. Качество великолепное. Тонкая и очень прочная подложка, наносится как обычная декаль с закрепляющими жидкостями. После слоя лака и грунта подложка просто исчезает. А процент потерь заклёпок при последующих окраске и обработке совсем мизерный. Но и его легко восстановить. В общем продукт стОит своих немалых денег. И да, это отнюдь не реклама :) Про продукт от Arma-Models знаю, но сказать ничего не могу - познакомиться не довелось. Хотя ценник там очень вкусный.
   
   Оклейка производилась в несколько приемов и, естественно, после основной сборки. О самой сборке сказать особо нечего. Хорошая сходимость, без всяких сюрпризов, все по делу. Так как и должно быть у приличного производителя. Из моих замечаний по модели: немного сильно обжаты основные стойки шасси. Из-за чего модель на мой взгляд несколько просела на хвост. Лечится увеличением длины гидроцилиндра уборки. И в завершении отмечу, что для удобства транспортировки модели лопасти главного ротора сделаны съемными. Как это сделать есть подсказка в самой конструкции как штатного так и альтернативного ротора.
   
   Надеюсь вам понравится моя новая работа. Всем удачи.
А.Величко
май 2021