(голосов: 1 оценка: 10.0)
DC-3. Самолет, который изменил мир.
Есть довольно немного самолетов, оставивших значительный след в истории Авиации, и еще меньше тех, что оставили свой след в истории. DC-3, безусловно, входит в их число.
Нет такого региона, над которым хотя бы однажды не проплыл силуэт Дугласа..
Этот самолет действительно стал символом гражданской авиации. Впервые поднявшись в небо 17 декабря 1935 года в Санта-Монике, DC-3 быстро завоевал популярность и уважение . А его летное долголетие стало легендарным. Один из летающих ныне экземпляров (построен в 1937 году) имеет налет более 90.000 часов! Этот рекорд лишь недавно был побит грузовым Б-747, но среди поршневых самолетов этот рекорд скорее всего останется непревзойденным.
Всего до марта 1947 построили 10655 машин этого семейства. Дуглас и сегодня можно увидеть на стапелях авиазаводов - в США и ЮАР проводят глубокую модернизацию «старичков», удлиняют примерно на 1.5 метра фюзеляж (за кабиной, в районе первого иллюминатора появляется дополнительная секция), меняют оборудование, устанавливают новые укороченные законцовки крыльев, и главное, более мощные и современные турбовинтовые двигатели с пятилопастными реверсивными винтами. Самолет построенный на заре авиации уверенно шагнул в третье тысячелетие, и на пенсию не собирается!
И, понятное дело, и одна коллекция стендовых моделей не будет полноценной без модели такого прославленного самолета. С выбором варианта у меня особых колебаний не было, (изначально была идея построить Ли-2, потом я от нее отказался).
Первое, с чем я столкнулся, это оказалось практически полное отсутствие систематизированной информации по данному аппарату. Даже толковые чертежи нашлись с трудом, и то, когда общие очертания самолета были построены заново с использованием альбома чертежей Ли-2 (там за основу взят как раз не Ли-2, а ранний ПС-84, практически точная копия DC-3A ) Исходя из того, что делая самолет 30-40-х годов определить его модификацию точно будет проблемой, выбор пал на самолеты, дожившие до наших дней. И так, как хотелось делать именно «рабочую лошадку», музейные машины отпали сразу.
фото с сайта AIRLINERS.NET
Прототипом моего Дугласа должен был стать классический самолет, без локатора ( наличие локатора подразумевает пластиковый несколько удлиненный носовой обтекатель), с нормальными зализами на крыле, без уродливых «панорамных» окон, как на некоторых летающих нынче самолетах, с минимумом окрасочных наворотов, и в цвете натурального дюраля.
Основной объем фото информации я нашел на сайте www.airliners.net Поиск выдал более 5600 фото, из которых за время работы скачал наверное, процентов 90..!
Итак: классический, летающий, неокрашенный, фото с нескольких ракурсов - ответ один DC-3C-S1C3G (sn 19999), построен в мае 1945 года, носит регистрацию N437GB (ранее HR-LAD), принадлежит компании “Atlantic Air Cargo” , базируется во Флориде.
Анализ фотографий привел к неутешительным выводам -за 60 лет самолет заимел целый букет «индивидуальных особенностей», не бросающихся в глаза. Но видимых при детальном рассмотрении.. Без особой надежды, на форуме, посвященному DC-3, я разместил просьбу помочь информацией по этому самолету. И моей радости не было предела, когда откликнулся пилот этого самолета! И согласился помочь!
По десяткам фотографий был восстановлен расклеп, раскрой листов обшивки, расположение антенн, и многие другие мелочи.
Итак, характерные отличия:
-новые лобовые стекла, цельные, без передней сдвижной форточки,
-полностью новый комплект антенн,
-демонтированный и зашитый астролюк,
-сняты маленькие воздухозаборники вентиляции салона,
-грузовая дверь на момент постройки модели имела нестандартную переднюю створку без открываемой внутрь двери,
-винты с узкими лопастями,
-на верхней части мотогондол -остатки крепления фильтров воздухозаборников карбюраторов,
-задняя кромка крыла подвергалась ремонту, снизу на центроплане имеются ряды лючков, через которые производилась клепка.
-сняты зализы в месте пристыковки отъемных частей крыла и установки баковых панелей.
-законцовки крыла с разным раскроем, и следами ремонта.
-отверстия под крепления пневматической ПОС на передних кромках,
-современные колеса. Тормоза и диски колес с улучшенным охлаждением,
-в нишах шасси-маслобаки с несколько несимметричными трубопроводами. Установлены огнетушители, добавлены дополнительные бензонасосы, демонтированы трубопроводы ПОС.
-на хвостовой стойке шасси отсутствует обтекатель,
-латки, помятости, и иже с ними..
И такие сюрпризы есть на всех современных Дакотах… Да и есть такое мнение, что на сегодняшний день не осталось двух одинаковых DC-3.
Теперь о моделях
Выбор, как и ожидалось, невелик…Старый “Revell”, “Airfix”, “Italeri”. У меня была Ревелльная модель, перепакованная “ESCI”, продавалась в варианте Дугласа в окраске ВВС СССР.
Эйрфикс видел только в сборе, на глаз страшен, как ночь в лесу. Италери- крыло хорошее, жесткое, крой дубовый, внутренний. Фюзеляж и все остальное -никуда не годиться.. Абсолютно не исправляемо по сечениям. Мелочевка -неплохая. Сейчас эту модель пакует и продает “Revell”.
За основу был взят фюзеляж, оперение и капоты от старого Ревелла, и крыло от Итала. Родное -тоже правильное, но очень мягкое и даже несмотря на армирование провисло бы (как у товарища на заказной модели, рисковать не захотелось..)
ФЮЗЕЛЯЖ
Так сказать, начало большого
пути.. Жаль, до этого момента
фото нет.
Фюзеляж неплох, за исключением носовой части. Она сильно заужена и приподнята (погрешность до 2 мм) до шп.7 (стенка пилотской кабины) и занижена до шп.10. Кабина была отрезана по шп.7, половинки собраны, пролиты цианоакрилатом по шву, снаружи доведены по шаблонам тамиевской шпатлевкой. По фото смоделирован полностью интерьер кабины( но его теперь не видать почти, можно и не напрягаться было ) Из набора как заготовки взяты кресла (Итал) и штурвалы (Ревелл).
Окна фюзеляжа -не на своих местах. Вырезана полоска целиком, изготовлена новая, на нее наклеена ацетатная пленка, и этот сэндвич заподлицо вставлен в проем фюзеляжа. Внимание! Окна должны быть плоскими!
Кабина продута воздухом от мусора, загерметизирована и пристыкована к фюзеляжу через примерно 2 мм вставку. Внутренности салона на прототипе зашиты дюралевыми листами, сиденья сняты. Все окрашено темно-зеленой краской, вдоль борта лежат несколько швартовочных сеток.
В хвостовой части между шп 43-46 сделан вырез под конус хвостовой опоры. Крыла в наличии на тот момент не было, поэтому была начата обклейка фюзеляжа фольгой. Материалы -полиуретановый клей, клей «Момент», фольга от конфет «Стрела», и крышек от авиационного бортпитания. К фюзеляжу пристыкован стабилизатор, хвостовой кок удлинен на 2,5 мм. Все рулевые поверхности отрезаны. На торцах киля и стабилизатора сделаны отверстия облегчения, заклеены потом окрашенной декалью, местами прорваны, имитируя послужившую перкаль.
Стабилизатор и киль. Насверлены отверстия облегчения. На стабилизаторе они еще не заклеены.
|
Хвостовая стойка шасси. Было 2 типа конусов,на ранних машинах он из 2-х листов, без вертикальных рифтов.
|
|
|
КРЫЛО и МОТОГОНДОЛЫ
Миниатюрный R-1830 от AIRES выглядит весьма правдоподобно..
Были приобретены два смоляных набора AIRES R-1830 . С картеров двигателей удалены магнето, установка их в этом месте характерна для поздних версий этого двигателя. Несколько сточены клапанные крышки для установки моторов в капоты. От капотов отрезаны жалюзи охлаждения, изнутри сделан силовой набор. Следует заметить, что клепка на Дугласе выполнена чечевицеобразными заклепками, лишь на передних кромках крыла и капотах двигателей клепка впотай.
Винты перепилены и доработаны из широких Италовских. Обтекатели механизма изменения шага отрезаны, винты просверлены насквозь, вставлены новые втулки, точеные из алюминия.
Армирован центроплан. Начальная стадия начинки ниш шасси.
Далее была начата работа над центропланом. Удалено подобие интерьера ниш шасси, снята толщина пластика, вклеены мощные лонжероны. От верхних частей крыла отрезаны верхние части центроплана. Центроплан собран, выведен профиль, согнаны кромки. Исправлена форма горбатых и толстых мотогондол, они были несколько занижены, и заужены. Изготовлен интерьер ниш шасси, использовался листовой пластик, профили из фольги, вытяжка. Маслобаки размножены переформовкой и отливкой из смолы.
В лонжероне крыла высверлены отверстия под крепление стоек шасси.
Силовой набор из гнутых профилей (фольга) и вытяжки. Посередине-крепление гидроцилиндра уборки-выпуска и концевик сигнализации положения шасси.
|
Основа готова, начинаем фаршировать!
|
"Мастер" и готовая смоляная отливка. Перед установкой на модель левый и правый маслобаки приобретут небольшие отличия.
|
Противопожарная переборка. На ней монтируется часть электрооборудования, есть отверстия для тяг и трубопровобов к двигателю.
|
Левая ниша шасси. На борту-дополнительная бензопомпа, к ней оранжевые труботроводы, через ролики идут тяги управления жалюзи, двигателем, винтом и стоп-кранами.
|
Несмотря на то, что на этом самолете укороченные патрубки, канал для них остался, зашит он только снаружи. Над ним установлен круглый огнетушитель.
|
Предварительная тонировка сухой кистью.
|
Окраска агрегатов в правой нише шасси несколько отличается. они сняты с другого самолета.
|
"Силовой набор" консоли крыла.
Далее консоли крыла армированы лонжеронами, собраны, исправлены форма законцовок, размах крыла и угол стреловидности, вырезаны в нужных местах места под фары и элероны. У Итала они были ну совсем не на месте!
Консоли пристыкованы к центроплану, заделаны щели. Участок центроплана в месте стыковки с фюзеляжем снизу образует характерную дугу, и это часть была вырезана из Ревельной модели (участок шп.12-17). Подготовлены места стыковки центроплана и зализов крыла.
Слева-исправленная мотогондола, справа-исходный вариант.
|
При стыковке Ревельного фюзеляжа с италовским крылом имеет место быть изрядная щель..
|
Крыло в сборе. Можно начинать "ковать железо"!
|
|
Потом мотогондола получит
крепежные ленты на "болтах"
по периметру, центроплан-
"ремонтную" заднюю кромку.
Остатки расшивки залиты цианоакрилатом, все вышкурено шкуркой на бруске, и оклеено фольгой. Следует заметить, что на Дугласе имеют место заклепки разного размера и с разным шагом. 3 осноных вида также выполнены и на модели. Крыло (кроме участка за 3-м лонжероном и перед 1-м лонжероном) проклепано только вдоль, с довольно большим шагом. К лонжеронам обшивка крепится на винтах. Посадочные щитки навешены на рояльных петлях. Это тоже отражено на модели.
Обшивка из фольги наклеена начиная от задней кромки, с легкой имитацией нахлеста.
На этот момент о том, как точно выглядела задняя кромка на N437GB инфо еще нету..
|
Фрагмент центроплана вперед от 1-го лонжерона вырезан из модели Ревелл.
|
Пристыковано крыло. Щели залиты циакрином и сверху тамиевская шпатлевка пополам с пластиком на р647.
|
Практически зашитый центроплан.
|
Рефлекторы фар выдавлены из фольги, по центру стоят лампочки из прозрачной вытяжки. Лампы закрыты колпаками, выдавленными из ацетатной пленки, по диаметру -тонкая окантовка из фольги. Все это в сборе установлено в крыло, закрыто выгнутой по форме передней кромки ацетатной пленкой, зашпатлевано и зашкурено.
После сборки планера доделаны зализы, усиливающие накладки, фитинговые соединения.
Изготовлены передние части мотогондол. Маслорадиаторы изготовлены из пластиковой трубочки, шпатлевкой выведена форма, из фольги обжимкой и вальцовкой изготовлены корпуса радиаторов. После оврезки заготовки и последующей правки задние части трубочек срезаны, на их место под корпус из фольги стали видимые части радиаторов с креплениями.
Установлены двигатели, изготовлены из фольги жалюзи охлаждения.
РУЛИ ВЫСОТЫ и ЭЛЕРОНЫ
Рули высоты и элероны изготовлены самостоятельно, родные неправильны по форме, имитация перкалевой обшивки просто ужасна.. Элероны выпилены из листового пластика, к крылу крепятся на шести штифтах из медной проволоки. Рули высоты из подходящих по размеру кусков пластика из авиамодельного «супового набора». Вырезаны и оклеены фольгой триммеры, «провешена» перкаль, на задних кромках добавлены стекатели статического электричества.
Вверху-заготовка, из стабилизатора фроговского "Уитли" (..R.I.P..)
|
Огромной длины элерон подвешен на 6 узлах крепления. Триммер- только с правой стороны.
|
|
|
ШАССИ
Вверху-исходник. Снизу-левая
и правая части колеса.
Вес у модели получился довольно приличный, а конструкция шасси на Дугласе -довольно ажурная. Так что с выбором материала для стоек особого выбора не было: только металл.
Стойки шасси набраны из медных и стальных трубочек, с элементами пайки, наклеены колечки из фольги, пластика. Колеса -доработанные из Ревелльного набора, полностью переделаны диски, изготовлены тормоза.
Готовые стойки до окраски. Игла-от капельницы.
|
Вильчатый подкос. Имеет довольно-таки хитрую форму в сечении "зубьев вилки".
|
Шасси в сборе. Стойка в шарнире была подвижна, гидроцилиндр и подкос держат ее от складывания и проворота.
|
Можно сравнить хвостовые опоры от "Italery", "то что надо" и "Revell".
|
Макросъемка-страшная штука..
|
Вид на тормозную колодку и немного в нишу.
|
|
|
МЕЛОЧЕВКА
Фонарь кабины. Вокруг окон
и по крыше размазан
"герметик"... Несколько
неэстетично, но реализм
тебует жертв..
Установлены антенны, дворники на лобовом стекле, замок на грузовой двери, ручки на аварийных выходах, , проблесковые и аэронавигационные огни. Регистрация накрашена через трафарет. Трафареты резаные на плоттере. Под теперешней регистрацией -следы от старой, смытой надписи. Техничка, Лого компании распечатаны на лазерном принтере на обрезках гуммированной бумаги, задуты поверх лаком.
Модель тонирована нитро и масляными красками, акварелью, с максимальным подобием по отношению к прототипу.
Вся работа заняла примерно полтора года, с некоторыми перерывами. Этап после сборки планера оказался морально самым тяжелым. Сказывалось отсутствие видимого прогресса. Но ни разу не жалел о том, что ввязался в постройку этой модели, и получил огромное удовольствие от работы над моделью такого замечательного и красивого самолета. ;)))
P.S. К сожалению, какие-то моменты наверняка остались в тени, всего не опишешь. Про многие нюансы и приемы я рассказывал в процессе постройки, многое общеизвестно. В любом случае, я почти всегда на связи . На все поставленные вопросы постараюсь ответить возможно более полно!
Enjoy!
С уважением,
Алексей (aka Shaitan737)