САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
25 февраля 2021 г.    15 лет тому назад, 25 февраля 2006 года, в результате несчастного случая при военно-исторической реконструкции на полигоне Кубинка погиб наш друг, один из основателей нашего сайта, Дмитрий Шумаков. Помолчим и вспомним друга.
22 февраля 2021 г.    Первыми у нас отсудилось авиационное жюри. А поскольку в некоторых несостоявшихся номинациях присутствуют модели авиатехники, большое жюри, удовлетворив просьбу малого, публикует результаты и по этим номинациям. Дополнительно (несколько вопреки нашим правилам) номинация "What if..." и картон.

Смотреть здесь.

10 ноября 2020 г.    


опубликовано 2020-11-13
другие работы автора  |  обсуждение  
Ла-5 ранний
Clearprop 1:72
Александр Счастный
aka AC87
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 2  оценка: 9.5)
   Этот Ла-5 - новинка начала 2020 года, и первая модель советского самолета от молодой украинской фирмы.
   Если говорить о проработке деталей этого набора и о качестве литья, но очень сложно поверить, что эта модель отлита под низким давлением. Никаких традиционных признаков этого метода обнаружено не было. Разве что, слегка толстые кромки крыла и оперения. В остальном отливки вызвали огромный восторг и мысли из разряда «это модель будущего!». Тончайшая масштабная расшивка и заклепки, поверхность модели без единой царапинки, подробнейший рельеф на деталях круглого и прямоугольного сечения – все это присутствует на всех без исключения элементах. Облой не замечен вовсе, следы от толкателей, конечно, есть, но они спроектированы в таких местах, где их совсем не будет видно. Смещение половин пресс-формы было замечено только на стойках шасси и нескольких деталях кабины, но оно такое незначительное, что убрать его кончиком острого ножа – дело нескольких минут. Фототравленые детали выполнены из листа тонкой меди, а не латуни, как это часто бывает. Тем не менее, работать с ними оказалось удобно, материал мягкий и при этом прочный, хорошо гнется. Смоляные детали в виде колес шасси и выхлопных патрубков, которые были у меня, можно было и не использовать – эти детали выполнены из пластика очень хорошо, разве что, в патрубках необходимо было сделать отверстия. В наборе есть пара бомб калибра 100 кг, и пилоны для их подвески, которые выполнены на таком же очень высоком уровне.
   Если попытаться проанализировать «похожесть» модели на настоящий Ла-5, то можно понять, что не все так хорошо. Общие линейные размеры самолета выдержаны хорошо – в сравнении с чертежом из книги Воронина и Колесникова погрешности минимальны. Главным недостатком оказался высокий козырек фонаря кабины. При варианте с закрытым фонарем это не так бросается в глаза, а вот когда сдвижная часть убрана – это очень сильно портит картину. К сожалению, устранить этот недостаток сложно, так как козырек выполнен зацело с частью обшивки фюзеляжа. Странно, что таким же образом не сделана деталь с «ушами» - задними окошками остекления. Впрочем, их установка не вызвала трудностей. Вопросы вызвал поперечный угол стоек шасси. В модели сделаны четкие отверстия под стойки, однако, после их монтажа угол кажется чрезмерно большим, и стойки неплохо бы «вывернуть» наружу. К условному минусу можно отнести очень грубо изображенный мотор АШ-82, но эту деталь плохо видно даже при открытых жалюзях охлаждения, так что это не является весомым недостатком. К расшивке и заклепкам вопросов нет – все это почти точно копирует чертеж. Я заметил только отсутствующие дренажные отверстия на нижней поверхности стабилизатора, но это легко сделать самому. Крыло стыкуется с фюзеляжем так, что все стыки являются технологическими и зашкуриваются после сборки. Кабина пилота на модели изобилует мелкими деталями из пластика и фототравления и очень точно изображает все ее устройство. Я добавил лишь тяги к рукояткам управления мотором, а также хорошо заметные кислородные магистрали синего цвета на правом борту.
   Согласно инструкции сборка начинается с кабины, ей посвящены почти половина пунктов. Инструкция очень понятная и четкая, и при сборке крайне сложно что-то не понять или забыть. Касаемо кабины хотел бы отметить пару моментов. Первое – это длина осей, на которые «насаживаются» круглые колесики-рукоятки управления заслонками радиатора и триммерами. В инструкции указаны четкие размеры этих осей, а сами оси предложено сделать самостоятельно. Я бы посоветовал слегка уменьшить эти оси, иначе все эти органы управления не позволят установить кресло пилота на свое место. И второй момент, который явился вообще главной сложностью всей сборки – это установка кабины в фюзеляж и соединение этих самых половинок. Дело в том, что ширина пола кабины и приборной доски значительно больше, чем предназначенное для них пространство. К сожалению, это сложно заранее понять, и я буду рад предостеречь всех, кто прочитает эту статью перед сборкой своего Ла-5. Пол кабины следует срезать примерно по 1 мм с каждой стороны, а приборную доску уменьшить по ширине примерно на 1,5 мм. Соответственно, тем, кто использует фототравленую доску (а в наборе есть и вариант без нее), требуется сточить и медную деталь тоже. Только после выполнения этих процедур фюзеляж идеально смыкается. Никаких других сложностей при сборке планера не возникло, все соединяется «на щелчке» и требует минимальной обработки после высыхания.
   Сборка шасси также не вызвала трудностей. Детали створок шасси можно взять с платы травления (важно не забыть «выдавить» выштамповки на них по инструкции), а можно использовать пластиковые элементы. Жалюзи капота сделаны как в открытом, так и закрытом положении, причем для первого есть вариант из фототравления. Ленты закрепления створок капота решил сделать из самоклеящейся фольги, чтобы сделать их рельеф более выразительным. Стойки шасси снабжаются изящными двузвенниками, а маслорадиатор – совком. Я все-таки заменил патрубки и колеса на смоляные, чтобы не тратить время на обработку швов. Из тонкого припоя смонтировал тормозные шланги на основных стоках шасси. Очень понравилось, как сделана посадочная фара в наборе – ее стеклышко тонкое, очень прозрачное, и позволяет установить внутри отражатель, что я и сделал. Мачта антенны и штанга ПВД сделаны настолько тонко, что даже для масштаба 1/72 не требуют замены. Навигационные огни, отлитые на поверхности крыла, я удалил и поставил вместо них прозрачные огоньки фирмы «Эльф». Сдвижную секцию фонаря решил сделать из пленки, так как пластиковую невозможно без деформации установить на гаргрот. Указатели шасси сделал из тонкой проволоки и установил уже в самом конце, как и натяжную антенну из мононити фирмы «Аврора Хобби».
   Набор предлагает моделисту три варианта окраски. Это немного странно, учитывая многообразие окрасок раннего Ла-5. Например, нет ни одного зимнего варианта, хотя самолетов в окраске зимы 1942-43 годов было предостаточно. Первый предложенный вариант – самолет из 240 ИАП с надписью «Бауманцы герою Лукьянову», Сталинградский фронт, август 1942 г. В интернете можно найти несколько фотографий этого самолета, в том числе процесс передачи его в полк. Известно, что несколько таких машин, с одинаковой эмблемой и надписью, летали в звене лейтенанта Патока в 240 ИАП. Имя пилота, который летал на машине с номером 24, неизвестно. Второй вариант – это самолет младшего лейтенанта Сенина из 263 ИАП, Ленинградский фронт, с надписью «За Супруна». Фотография этой машины с левого борта легко находится в Интернете. Третьим в списке вариантов модели Clear Prop стал некий абстрактный самолет из неизвестного подразделения с бортовым номером 6. В наше время можно приобрести дополнительные декали на самолет Ла-5, поэтому каждый сможет разнообразить выбор вариантов окраски по собственному желанию.
   Я остановился на варианте «За Супруна», тем более я никогда еще его не встречал в виде модели в каком-либо масштабе. В инструкции указаны краски фирмы AMMO Mig, но свою модель я красил красками фирмы Gunze – Mr.Color. В качестве цвета низа (АМТ-7) использовал цвет RLM76 с небольшим добавлением синего цвета. Верхний зеленый АМТ-4– это почти чистый 4БО (MR Color 511), а в качестве черного АМТ-6 я взял номер 92, высветленный процентов на 10. Металлические накладки накрашены Супер-металликом от той же Gunze. Для выравнивания слоев задул модель тонким слоем глянцевого лака, перевел отличного качества декали, сделал смывку специальной химией от AMMO. Затем настал черед потертостей и сколов, которые сделаны тонкой кистью акриловой краской. Нагар накрашен аэрографом. В завершении модель покрыта полуматовым лаком Mr.Color.
   Модель Ла-5 все равно удалась. В любом случае, фирма Clear Prop задает новый уровень в изготовлении моделей самолетов, а также их упаковке и подаче на рынок. Надеюсь, что она подарит нам еще много нужных, интересных и очень качественных разработок.