САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
27  июля  2020 г.    Международная онлайн-выставка "МИНИ-МАКС. Дороги Победы-2020" завершена. Благодарим всех участников. Диплом участника можно скачать здесь. До новых встреч.
опубликовано 2019-12-09
другие работы автора  |  обсуждение  
Sd.Kfz. 184 Elefant (2/sPzJgAbt 653, Галиция, лето 1944г.)
Tamiya 1:35
Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
Каждый Элефант когда-то был Фердинандом,
но не каждому Фердинанду было суждено стать Элефантом.
   Фердинанд, он же Элефант, он же несостоявшийся Тигр, как один из самых ярких представителей «Бронированного зверинца Третьего Рейха» давно входит в сферу моих интересов. Впервые этого монстра я увидел на страницах журнала Техника Молодежи в конце 80ых годов. Помню, что тогда он меня очень впечатлил. Неудивительно - мало какой образец БТТ вермахта столь точно олицетворяет сумрачный тевтонский гений второй половины войны. По крайней мере, общепринятое субъективное впечатление в полной мере воплощено в данной машине: толстенная броня, мощное длинное орудие с массивным дульным тормозом, широкие гусеницы, малое количество выпущенных машин, относительная бесполезность в бою, ну и конечно нездоровый ажиотаж вокруг истории создания и применения…
   
   

   Кто-то считает, что Фердинанды и Элефанты – это одно и то же (многие моделисты их даже путают), кто-то напротив, уверен, что это совершенно разные машины. Можно сказать, что правы и те и другие! С одной стороны, в девичестве каждый Элефант был Фердинандом, но, при этом, различий у них так много, что это действительно уже разные боевые машины. Кстати, большинство различий мы разбирали в рамках рубрики "В перископе Восточного Фронта" на нашем YouTube-канале. Посмотреть это видео можно ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.
   Как же произошла эволюция? Как Фердинанды превратились в слонов? Все довольно прозаично, Фердинанды несмотря на всю свою грозность, не очень удачно дебютировали, понеся серьезные потери в ходе Курской битвы. Говорят, что выжившие экземпляры, не в силах стерпеть позор неудачи отказались от имени своего создателя и решили превратиться в слонов, направившись на процедуры к пластическим хирургам с газорезками из Нибелунгенверке. После ряда косметических процедур миру явились Элефанты. Название оказалось подходящим – большая масса, некоторая неуклюжесть и медлительность, толстая шкура-броня, широченные ноги-гусеницы и длинный смертоносный хобот орудия – действительно самый настоящий боевой слон современности, только вместо погонщика механик-водитель, а вместо лучников наводчик и заряжающие. Согласитесь, интересная аналогия!
    Впрочем, в Красной армии никто особой разницы и не заметил и Элефантов продолжали звать Фердинандами, а заодно и добрую половину прочих самоходок Вермахта. Что интересно, часть Элефантов отправили в Италию – оно и понятно, слонам в теплом средиземноморском климате дышится легче! По задумке командования, они, будто боевые слоны Ганнибала должны были сметать силы союзников в окресностях Рима, правда не получилось. Кстати, об античности… один из Элефантов в Италии был потерян, преодолевая старинный мост времен Римской империи. Конструкция не выдержала и слоник провалился. При этом командир орудия погиб, травмированный огромной казенной частью орудия. Такое бывало и в древности, когда животное, получив ранение и взбесившись от боли могло случайно убить своего погонщика.
   

Фото прототипа моего Элефанта. Машина #232 из 2ой роты sPzJgAbt 653.
   ПРОТОТИП
   В один прекрасный день в нашу студию поступил заказ на постройку серии техники 653 тяжелого батальона истребителей танков. В данном подразделении в 1944 году скопилось очень много эксклюзивных боевых машин. Кроме Элефанта, который к слову, был пожалуй самым банальным представителем подразделения, там были замечены: Тигр Порше, Бергетигры, Бергепантера с башней от Pz IV, а также Т-34 и Пантера с четрехствольными зенитками. Начать предстояло с Элефанта, Тигра Порше и Бергетигра и я с большим интересом взялся за постройку этой троицы. Довольно долго выбирал прототип Элефанта, сначала хотелось что-то под Италию, но в итоге выбрал машину с номером 232, которая была запечатлена летом 1944 года в Галиции при попытке вытащить другого Элефанта…проломившего мост. Как видите, с мостами у них отношения не складывались.
   

   СБОРКА
    Качество литья и стыкуемость у Тамии, как и всегда выше всяких похвал! Откровенно говоря, я могу бесконечно петь дифирамбы этому производителю. Tamiya - моя любимая фирма с тех самых пор как мне довелось собирать Ferrari Найджела Мэнселла в 20м масштабе в далеком 1994 году! Это была любовь с первого взгляда, которая не проходит и поныне. Но вернемся к Элефанту. Про модели этого японского производителя ходит любопытная байка: говорят, что достаточно открыть коробку с моделью Tamiya, положить туда бутылек клея, закрыть и хорошенько потрясти и вуаля, модель собрана! Признаюсь, я в очередной раз был готов в это поверить! Стыкуемость, собираемость, литье и качество пластика на высочайшем уровне. Очень порадовала фактура бронелистов. Они и не чрезмерно гладкие, как у Звезды или Драгона на Фердинанде, но и не столь грубые как у Фердинанда от Амьюзинга. Та самая золотая середина за что мы все и любим Тамию. Сборка была измногокоробочная. Использовал травленку Voyager, точеный ствол орудия, металлический пулемет и точеную антенну от ABER. Траки были заменены на металл Friulmodel, а тросы на замечательные металло-смоляные творения от Eureka. Кое-какие мелочи изготовил самостоятельно – в частности пружинки предкрылков были свиты из провлоки 0,2 мм. Ну и конечно не обошлось без циммерита. Ведь Элефантов без циммерита попросту не было. Я не стал наносить его самостоятельно, а взял смоляной от фирмы Атак. Он вполне похож на себя. Изначально, планировался циммерит от Тамии, но он, честно сказать, очень далек от действительности – фактура совершенно недостаточна и выглядит довольно убого. Циммерит этот, прямо скажем – отстой. Видимо, это следствие японской философии – надо было чем-то уравновесить шикарную по качеству модель Элефанта )))
   
Идеальная стыкуемость, толкатели в незаметных местах и разумное членение - залог наиприятнейшей сборки! В компании с моделью от Тамии время проводишь столь же приятно, как с умной и привлекательной девушкой!

Идеальная стыкуемость, толкатели в незаметных местах и разумное членение - залог наиприятнейшей сборки! В компании с моделью от Тамии время проводишь столь же приятно, как с умной и привлекательной девушкой!

Очень порадовала фактура бронелистов, следы резки на торцах и сварные швы. Пэрсик! Заботливитые японцы даже дали насечку ганицы циммеритного покрытия. Правда, у моего прототипа она идет заметны выше, по верхнему краю пробки, зарывающей бойницу ))

Очень порадовала фактура бронелистов, следы резки на торцах и сварные швы. Пэрсик! Заботливитые японцы даже дали насечку ганицы циммеритного покрытия. Правда, у моего прототипа она идет заметны выше, по верхнему краю пробки, зарывающей бойницу ))

Циммерит от Атак встает на модель отлично! Обратите внимание, что лобовые бронеплиты с болтами целиком меняются на смоляные с циммеритом.

Циммерит от Атак встает на модель отлично! Обратите внимание, что лобовые бронеплиты с болтами целиком меняются на смоляные с циммеритом.

Приклеиваю смоляной циммерит с помощью тамиевского супержидкого клея, запуская его в стык циммерита и пластиковой детали. Пластик подплавляется и держит лист циммерита. Для надежности, по краям прихватываю несколькими капельками цианоакрилового клея.

Приклеиваю смоляной циммерит с помощью тамиевского супержидкого клея, запуская его в стык циммерита и пластиковой детали. Пластик подплавляется и держит лист циммерита. Для надежности, по краям прихватываю несколькими капельками цианоакрилового клея.

Ствол заменил на точеный от Aber. Этот элемент сразу делает вид модели более зверистым и мощным. Аберовский стволик очень хорош и требует лишь небольшой зачиски дульника после склеивания деталей.

Ствол заменил на точеный от Aber. Этот элемент сразу делает вид модели более зверистым и мощным. Аберовский стволик очень хорош и требует лишь небольшой зачиски дульника после склеивания деталей.

На корму прикреплен сегмент запасных траков, согласно фото прототипа. Запасные траки от Masterclub.

На корму прикреплен сегмент запасных траков, согласно фото прототипа. Запасные траки от Masterclub.

На ходовую обуты траки от Friulmodel.

На ходовую обуты траки от Friulmodel.

Крепеж кувалды и замки-лягушки ящика зип заменены на травленку. Края надгусеничных полок сточены ножом, чтобы придать масштабную толщину.

Крепеж кувалды и замки-лягушки ящика зип заменены на травленку. Края надгусеничных полок сточены ножом, чтобы придать масштабную толщину.



Фото Элефанта до окраски


Вид с другой стороны.

    ОКРАСКА
   Загрунтовал слоника из баллона тамиевским грунтом. Затем нанес прешейдинги. Красить решил ганзовскими акрилами из специального тематического набора для немцев. Он выпускался в небольшой картонной коробочке с тремя бутыльками и несколько лет назад был припасен специально для такого случая. Ну как бутылочка хорошего вина. Что интересно, дункельгельб в этом наборе не такой светлый, как сейчас принято и модно стараниями гишпанцев, а напротив, немного темноват, что, по мне смотрится очень даже достоверно, ведь лютой «всезатемняющей» тонировки не предусматривалось. Напротив, подход к везерингу был скорее консервативным: сначала оранжевый фильтр от MiG Productions, затем масляные точки желтых и коричневых тонов от Wilder, коричневая и темная смывки и MiG Productions. Затем все блюдо было приправлено порошками-пигментами пылевых тонов от Wilder. Сколы наносил красками ARM.PNT. Траки сначала окрасил в коричневый, потом обработал пигментами грязе-пылевых тонов и натер грунтозацепы и гребни до металла мелкой наждачкой.
   
Прешейдинги нанесены краской XF-69 в швы и углубления. Главная задача, получить в этих местах более темный тон после окраски и избежать случайных непрокрасов.

Прешейдинги нанесены краской XF-69 в швы и углубления. Главная задача, получить в этих местах более темный тон после окраски и избежать случайных непрокрасов.

Особый акцент сделан на рельефе надмоторной плиты и решетках.

Особый акцент сделан на рельефе надмоторной плиты и решетках.

База нанесена краской H403 от Gunze. Немного осветил ее тамиевской XF-57 Buff, благо, по свойствам краски идентичны и великолепно смешиваются.

База нанесена краской H403 от Gunze. Немного осветил ее тамиевской XF-57 Buff, благо, по свойствам краски идентичны и великолепно смешиваются.

Камо нанесен красками  H405 и H406 от Gunze из того же тематического надобра для немецкой БТТ.

Камо нанесен красками H405 и H406 от Gunze из того же тематического надобра для немецкой БТТ.

Декали нанесены на свои места. Использовал средства для приварки от MiG Productions.

Декали нанесены на свои места. Использовал средства для приварки от MiG Productions.

Модель покрыта фильтром P401 Ochre от MiG Productions. Фильтр немного сгладил перепады тонов камуфляжа и слегка выделил рельеф циммерита.

Модель покрыта фильтром P401 Ochre от MiG Productions. Фильтр немного сгладил перепады тонов камуфляжа и слегка выделил рельеф циммерита.

Масляные точки желтых и коричневых оттенков Wilder были растушеваны на плоскостях модели.

Масляные точки желтых и коричневых оттенков Wilder были растушеваны на плоскостях модели.

На поверхностях с циммеритом растушевывались преиущественно коричневые тона, чтобы подчеркнуть углубления и рельеф.

На поверхностях с циммеритом растушевывались преиущественно коричневые тона, чтобы подчеркнуть углубления и рельеф.


    СКАРБ
    Конечно не обошлось и без скарба, который часто встречается на фотографиях Элефантов. Во-первых это бочки. Та, что побольше - с топливом для Элефанта, ведь он был прожорлив аки настоящий слон, горючее приходилось таскать с собой. А та, что поменьше и дубовая - с топливом для экипажа. Сообразят на шестерых при удобном случае ))) Также добавил на крышу рубки и на МТО немного брезента, на лоб и на корму запасные траки, а еще лом. Так, на всякий случай.
   
Пример перевозки бочки с топливом на надмоторной плите. На модели я воплотил примерно то же самое. Здесь же подсмотрел и способ перевозки сегментов с запасными траками.

Пример перевозки бочки с топливом на надмоторной плите. На модели я воплотил примерно то же самое. Здесь же подсмотрел и способ перевозки сегментов с запасными траками.

А на этом фото мы видем бочонок, который экипаж припас для особого случая. Как считаете, в нем красное или белое?

А на этом фото мы видем бочонок, который экипаж припас для особого случая. Как считаете, в нем красное или белое?

Обратите внимание, что крыша рубки накрыта брезентом. Такой кусок брезента я положил на модель, но в свернутом виде, чтобы не лишать себя удовольствия лицезреть люки, комбашенку и прочие элементы.

Обратите внимание, что крыша рубки накрыта брезентом. Такой кусок брезента я положил на модель, но в свернутом виде, чтобы не лишать себя удовольствия лицезреть люки, комбашенку и прочие элементы.

    На этом все. Работа над серией шла с лета 2017 года по январь 2019 и доставила массу позитивных эмоций. Статьи о Тигре Порше и о Бергетигре последуют в самое ближайшее время. Следите за обновлениями! Кроме того, в работе Бергепантера с башней от Pz IV и трофейная 34ка с зениткой Flakvierling. Так что, линейка экзотической техники из sPzJgAbt 653 будет довольно обширной.
   
    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
   Tamiya – Elefant
   Voyager – фототравление
   ATAK - циммерит
   Aber – ствол орудия
   Aber – стволик пулемета
   Aber – антенна
   Eureka – тросы
   Friulmodel – траки
   Plusmodel – боченок и масленка
   Tamiya – топливная бочка
   
    Комментарии, замечания и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются!
   
    Владимир Яшин
    МКС Восточный Фронт
    Новосибирск 2019
    www.genscher-shop.ru
    www.ost-front.ru