САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2016-09-27
другие работы автора  |  обсуждение  
Линкор "Генерал Алексеев"
самоделка 1:350
Алексей Лежнев
aka ПиЛя
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
……Почему я называю эскадру Императорской? Потому что до 1924 года на ее кораблях поднимались Андреевские флаги, символ Русской империи. А ведь они были отменены еще в 17-м году Временным правительством Керенского! Оно первым нанесло удар по традициям флота Петра Первого. А на эскадре в Бизерте сохранялись все традиции Российского Императорского флота и даже его морская форма. Кроме того, большинство офицеров, включая моего отца, никогда не присягали ни «временным», ни большевикам. Офицер присягает один раз в жизни, вы знаете это?

Выдержка из воспоминаний Анастасии Александровны ШИРИНСКОЙ-МАНШТЕЙН.
   Последний корабль под флагом Империи.
   
   14 ноября 1920 года – Южный берег Крыма.
   Огромный караван из одного дредноута, одного старого броненосца, двух крейсеров, десяти эсминцев, четырех подводных лодок, двенадцати тральщиков, 119 транспортов и вспомогательных судов. На них были вывезены 145 693 человека (не считая судовых команд), из которых 116 758 человек были военными и 28 935 – гражданскими (121 судно, 130-150 тысяч человек) уходил от этих берегов в неизвестность.
   В ходе эвакуации пропал без вести эсминец «Живой», на котором погибли 257 человек, в основном офицеры Донского полка.
   Команда тральщика «Язон», шедшего на буксире транспорта «Эльпидифор», ночью обрубила буксирный канат и увела судно к красным в Севастополь.
   Любопытно, что мирное население эвакуировалось даже на подводных лодках. Так, с подводной лодки «Утка» в Севастополе перед отходом в Константинополь ушли 12 матросов, зато были приняты 17 женщин и двое детей.
   
   И возглавлял этот караван линейный корабль "Генерал Алексеев".
   Именно на этот временной период я и задумал сделать модель.
   
   Но сначала позвольте вкратце рассказать Вам удивительную его историю.
   
   Линейный корабль "Император Александр III" (с 29 апреля 1917 года - "Воля", с 17 октября 1919 года - "Генерал Алексеев") 11 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 17 октября 1911 года заложен на заводе "Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 2 апреля 1914 года, вступил в строй 15 июня 1917 года.
   16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота.
   30 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вновь вернулся в Севастополь, где был захвачен германскими войсками и 1 октября 1918 года включен в состав их ВМС на Черном море.
   24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими интервентами и вскоре уведен в порт Измид на Мраморном море.
   С октября 1919 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920 года интернирован французскими властями в Бизерте (Тунис).
   29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был. В конце 1920-х годов продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1936 году разделан в Бресте (Франция) на металл.
   
   Водоизмещение: 23400 тонн
   Размеры: 168x27,43x8,36 м
   Вооружение: 4х3 - 305/52, 18 - 130/55, 4 - 76 мм зенит., 4 ПТА 457 мм
   Бронирование: пояс крупповской брони 262,5 мм, верхний пояс - 75-100 мм, башни главного калибра от 125 - 250 мм, боевая рубка 100-254 мм, палубы - 12-50 мм, скосы 25-50 мм
   Механизмы: 4 турбины Парсонса по 28957 л.с., 20 котлов Ярроу. 4 винта
   Скорость: 21 узел
   Дальность плавания 1400 миль на 12 узлах.
   Экипаж 32 офицера и 1158 нижних чинов
   
   Возникает вопрос: а почему в вышеприведённой справке указано 18 130-мм орудий противоминной артиллерии, хотя во всех технических документах линкоры серии "Императрица Мария" вооружались двадцатью такими орудиями?
   Ответ довольно прост: все линейные корабли типа «Императрица Мария» страдали одним большим конструктивным недостатком – их носовая оконечность была перетяжелена. Особенно это касалось головного линкора. Как говорят моряки – в воде корабль сидел свиньей. И поэтому на ходу, даже при малом волнении он зарывался носом в волны и плохо на них всходил, при этом он черпал воду носом, а она, разбиваясь о переднюю башню, вздымалась фонтанами и заливала боевую рубку и мостик. Еще предыдущий командующий Черноморским флотом предпринял попытку по уменьшению дифферента на «Императрице Марии», он приказал уменьшить боезапас двух первых башен главного калибра и носовой группы противоминной артиллерии, больше загрузив кормовые отсеки, перетасовав грузы. Но все эти мероприятия мало помогли с дифферентом. Бахирев после своего первого боевого недельного похода на «Императрице Марии» обратился к адмиралу Григоровичу с просьбой – для уменьшения дифферента на нос у линейного корабля «Императрица Мария» дать разрешение на снятие из переднего каземата двух 130-мм орудий, остальных будет вполне достаточно для защиты от атак эсминцев противника, а амбразуры заделать. На "Императрице Марии" этого сделать не успели. А вот с "Императором Александром III" эти мероприятия предусмотрели ещё при постройке. На корабле был сокращён бое¬запас двух носовых башен главного калибра (со 100 до 70 выстре¬лов) и носовой группы 130-мм пушек (с 245 до 100 выстрелов). А также, Технический совет Главного управления корабле-строения в июне 1916 года согласиться снять на линкоре «Император Александр III» две носовые 130-мм пушки (их основания следовало оставить на месте) с заделкой амбразур броневыми листами на бол¬тах, упразднить их погреба, перенеся в них подшки¬перскую, а также уменьшить длину одной из якорных цепей на 137,3 м.
   Все эти мероприятия давали воз¬можность уменьшить дифферент на нос на 0,406 м.
   
   Несколько по другому решили этот вопрос и с более благополучной в этом отношении «Екатериной Великой».
   
   Это краткая и сухая справка. Но судьба этого корабля настолько уникальна, что позволю себе раскрыть некоторые подробности из его жизни более развёрнуто.
   
   Почему столько имён у одного корабля?
   А дело в том, что 29 апреля 1917 года Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак издал приказ о переименовании кораблей, называвшихся именами царей. Так, линкоры "Императрица Екатерина Великая", "Император Александр III", "Император Николай I" получили названия "Свободная Россия", "Воля", "Демократия" ("Императрицу Марию" это нововведение не коснулось - уже полгода её не было в строю….).
   И получается, что корабль ни одного дня не ходил под своим первоначальным именем, ведь он вступил в строй только 15 июня 1917 года.
   
   А вот дальше пошла полная катавасия….. под какими только флагами пришлось походить этому многострадальному кораблю, сколько хозяев поменять….
   
   Н.А.Монастырев в "Записках морского офицера" писал, что весной 1917 г. в Севастополе матросами использовались и Андреевский и красные флаги, он же сообщал, что "весь флот поднял вместо Андреевского флага красные, в честь Третьего интернационала. Он же писал: "Успевший окончить свою постройку дредноут "Воля", переименованный из "Императора Александра III", ушел в Севастополь. На нем всего характерней выразился весь тот сумбур, который творился в головах команды. Он уходил под Андреевским флагом, но на каждой из орудийных башен было поднято по флагу сообразно сепаратистским тенденциям команды. На одной красный флаг, на другой украинский, на третьей черный, на четвертой еще какой-то".
   
   1918 год. В условиях германского наступления Андреевский флаг на гафеле "Воли" сменил украинский (Украинская Держава просуществовала с 29 апреля по 14 декабря 1918 года).
   30 апреля, чтобы не достаться врагу, под огнем артиллерии противника часть судов эвакуировалась из Севастополя в Новороссийск. 3 мая после захвата Севастопольской морской базы по приказу германского командования на оставшихся в Севастополе кораблях украинские флаги были заменены германскими.
   
   После ухода германцев из Севастополя, некоторое время корабли Черноморской эскадры снова поднимали на мачтах Андреевский флаг, затем - английский и снова Андреевский (именно под этим флагом корабль вернулся из Турции в 17 октября 1919г., куда его угнали англичане). Причём, было ещё и беспорядочное чередование вышеперечисленных флагов.... часть Черноморского флота поднимала одни флаги, часть - была несогласна, и ходила под другими..... ой, смутное времечко было....
   *) см. Примечание в конце статьи.
   
   Переименованный 17 октября 1919 года в «Генерал Алексеев» (в честь М. В. Алексеева) корабль (командир — капитан 1 ранга В.А.Григорков) возглавил морские силы белых в Черном море.
   До конца 1920 года корабль оставался флагманом белого флота на Черном море, и именно под Андреевскими флагами эскадра ушла сначала в Стамбул, а затем в Бизерту.
   Где и произошёл спуск Андреевского флага на кораблях эскадры в 17 часов 25 минут 29 октября 1924 года, когда прозвучала последняя команда: «На Флаг и Гюйс!» и спустя минуту: «Флаг и Гюйс спустить!».
   
   Вот как сменялись флаги различных государств на гафеле этого корабля.
   - Россия
   - УНР (с 29 апреля 1918 года по 3 мая 1918 года)
   - РСФСР (с 3 мая 1918 года по ………….)
   - Украинская Держава
   - Германская империя (с 1 октября 1918 года по 24 ноября 1918 года)
   - Британская империя (с 24 ноября 1918 года до 17 октября 1919 года)
   - Россия (ВСЮР) Вооружённые силы Юга России
   
   
   Кратко об участии корабля в боевых действиях.
   
   Линкор участвовал в боевых операциях Добровольческой армии против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вел артиллерийские дуэли с очаковскими батареями Красной армии, отражал атаки их самолетов.
   
   А потом была эвакуация……
   По прибытии в Константинополь приказом Врангеля 21 ноября 1920 г. Черноморский флот был реорганизован в Русскую эскадру. Правда, над кораблями этой эскадры развевались французские флаги.
   
   
   "Приказ Главнокомандующего Русской армией. № 4187 Крейсер "Генерал Корнилов"
   21 ноября 1920 г. (новый стиль)
   Тяжелая обстановка, сложившаяся в конце октября, для русской армии, вынудили меня решить вопрос об эвакуации Крыма, дабы не довести до гибели истекающие кровью войска, в неравной борьбе с наседавшим врагом. Вся тяжесть ответственности за успех предстоявшей работы ложилась на доблестный наш флот, бок о бок с армией разделявший труд и лишения Крымского периода борьбы с угнетателями и насильниками нашей родины. Трудность задачи, возлагавшейся на флот, усугублялась возможностью осенней непогоды, и тем обстоятельством, что несмотря на мои предупреждения о предстоявших лишениях и тяжелом будущем, 120 тысяч русских воинов, рядовых граждан, женщин и детей, не пожелали подчиниться насилию и неправде, предпочтя исход в неизвестность.
   Самоотверженная работа флота обеспечила каждому возможность выполнить принятое им решение. Было мобилизовано все, что не только могло двигаться по морю, но даже лишь держаться на нем. Стройно и в порядке, прикрываемые боевой частью флота, отрывались один за другим от Русской земли перегруженные пароходы и суда, кто самостоятельно, кто на буксире, направляясь к дальним берегам Царьграда.
   И вот перед нами невиданное в истории человечества зрелище: на рейде Босфора сосредоточилось свыше ста российских вымпелов, вывезшие огромные тысячи российских патриотов, коих готовилась уже залить смертоносным огнем красная лавина.
   Спасены тысячи людей, кои вновь объединены горячим стремлением выйти на новый смертный бой с насильниками Земли Русской... Великое дело это выполнено Российским флотом, под доблестным водительством его контр-адмирала Кедрова.
   Прошу принять Его Превосходительство и всех чинов военного флота, от старшего до младшего, мою сердечную благодарность за самоотверженную работу, коей еще раз поддержана доблесть и слава Российского Андреевского флага.
   От души благодарю также всех служащих коммерческого флота, способствовавших своими трудами и энергией благополучному завершению всей операции по эвакуации армии и населения Крыма.
   Генерал Врангель".
   
   
   
   В Бизерту же в декабре 1920 года пришло только 33 вымпела. А куда подевались остальные?
   Увы, их попросту продали. Разумеется, с согласия господ адмиралов и барона Петра Врангеля. Немного позже та же участь постигла и половину судов, пришедших в Бизерту.
   
   28 октября 1924 г. Франция установила дипломатические отношения с СССР. Париж предложил Москве вернуть Бизертскую эскадру, считая, что это будет одним из аргументов для признания Советами царских долгов.
   Через два дня после этого Военно-морской префект Бизерты адмирал Эксельманс приказал всем офицерам и гардемаринам эскадры собраться на борту эсминца «Дерзкий». Его приказание было кратким: спустить Андреевские флаги, передать корабли французским уполномоченным, а самим сойти на берег.
   А 29 декабря на судне «Удже» в Бизерту из Марселя прибыла советская комиссия по приемке русских кораблей. Комиссию возглавлял Евгений Андреевич Беренс. Главным же консультантом по судостроительной части был академик А.Н. Крылов.
   Евгений Беренс, на октябрь 1917 г. будучи в чине капитана 1 ранга, с ноября 1918 г. по апрель 1919 г. служил у большевиков начальником Морского генштаба.
   Самое же зловещее в этой истории то, что Евгений Беренс приехал в Бизерту принимать эскадру у своего родного брата контр-адмирала Михаила Андреевича Беренса. Первый командующий Русской эскадрой вице-адмирал Кедров в начале 1921 г. убыл по делам в Париж и больше в Бизерте не появился.
   Ситуация оказалась более чем щекотливая и для советской делегации, и для моряков эскадры, и для французов. Последние порекомендовали Михаилу Андреевичу куда-нибудь удалиться, и тот благоразумно отбыл на неделю в город Тунис.
   Советская комиссия констатировала, что корабли эскадры находятся в недееспособном состоянии, многие месяцы их ремонтом никто не занимался. Значительная часть механизмов, содержавших цветные металлы, похищена. Крылов заявил, что целесообразно забирать лишь линкор «Генерал Алексеев». Своим ходом он идти не мог. По «дипломатическим проблемам» буксировка его советским кораблем, например, ледоколом «Ермак», была невозможна, частные фирмы взяли бы очень дорого. Наконец, застраховать линкор на время перехода было крайне сложно. Страховать его по цене металлолома невыгодно. Застраховать по реальной цене около 40 миллионов фунтов стерлингов – значит заплатить огромные деньги, а страховая компания в случае гибели корабля не заплатит ни одного пенса. Мол, большевики вывели в море старое корыто, чтобы затопить его и получить страховку.
   А тут еще выяснилось, что французская делегация связывает возвращение кораблей с признанием царских долгов. В итоге 6 января 1925 г. советская делегация покинула Бизерту, а вопрос о возвращении эскадры остался нерешенным.
   
   Братья так и не встретились.
   
    А в 1936 линкор был разобран на металл.
   
   Орудия главного калибра
   Орудия в Финляндии
   Двенадцать 305-мм орудий линкора хранились в арсенале в Бизерте и в 1940 году были предложены Финляндии, а после проведения переговоров просто подарены. Но финны получили только восемь орудий, которые были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Макилуото и Куйвисаари. В конце Великой Отечественной войны некоторые из этих орудий были переданы Советскому Союзу и использованы для оборудования советских береговых батарей. В настоящее время одно из орудий находится в в железнодорожном музее в Санкт-Петербурге, а другое, поставленное на специальное железнодорожное шасси, экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве.
   
   
   Орудия на «Атлантическом вале»
   Линкор разобрали, а его орудия (12 шт. 305-мм и 18 шт. 130-мм) сняли и отправили в арсенал Сиди-Абдулах в Бизерте. В 1939 году с началом "зимней" войны Финляндия решила купить эти 305-мм орудия. 4 января 1940 года сделка состоялась, и орудия погрузили на три транспорта (по четыре орудия) для отправки в Финляндию. Два транспорта благополучно добрались до места назначения, третий - "Нина" - задержался в Генуе и в конце концов был захвачен немцами. Орудия передали на один из заводов Круппа, где после тщательного исследования были изготовлены новые башенные лафеты. В 1943 году русские 305-мм орудия образовали немецкую батарею "Мирус", которая не один раз успешно обстреливала пути англо-американского снабжения в районе Бреста.
   В 1957 году два из этих 305-мм орудий были использованы при съемках приключенческого фильма «Пушки острова Наварон».
   А первые восемь орудий, которые попали в Финляндию, оказались на финских островах и, в частности, на Макилуото и Куйвисаари. Здесь финны построили по одной двухорудийной башенной установке, вплоть до последнего времени бывшие на вооружении береговой обороны Финляндии.
   В Государственном научно-исследовательском институте реставрации завершилась работа над восстановлением Андреевского флага с линкора «Император Александр III». Ранее реликвия находилась в Австралии, где располагалась кают-компания офицеров бывшего Российского императорского флота (так называлось эмигрантское сообщество офицерского корпуса царской армии).
   В 1975 году флаг был передан на хранение протоиерею Михаилу Протопопову, одному из иерархов Русской православной церкви за рубежом. В 2014 году священнослужитель и потомственный казак, узнав о том, что Севастополь вновь стал частью России, подарил флаг Российскому военно-историческому обществу (РВИО). В октябре 2014 года реликвия передана в морской музей Севастополя.
   
   Рассказ о прототипе моей модели сильно затянулся…… ведь там столько всего интересного!
   
   Но вернусь к теме нашего разговора, а именно – к модели линкора "Генерал Алексеев".
   
   Некоторые из Коллег упрекают меня в том, что я "схватил" эту тему Российских линкоров (фактически однотипных по своей архитектуре кораблей) и - "не развиваюсь"…..
   Возможно, они в чём-то и правы.
   Но "потянув за верёвочку" эту тему, бросить её невозможно, не размотав весь клубок до последней ниточки.
   Именно поэтому приведённое далее описание строительства модели – стандартное, перекачивающееся от одной модели к другой.
   Но его положено приводить, что я и делаю.
   
   Модель.
   Модель строилась с нуля.
   Выкройки для изготовления каркаса корпуса для модели мне любезно предоставил Алексей Коломийцев.
   А при изготовлении всех остальных конструкций пользовался литературой и Интернетом.
   
   При строительстве модели использовалась следующая литература:
   - AJ-Press - Encyklopedia Okretow Wojennych 30 - Pancerniki typu Impieratrica Maria
   - Корабли Отечества, выпуск 02. "Линейные корабли типа "Императрица Мария"" (библиотека Гангут -СПб, 1993)
   - Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Дредноуты Черного моря" (Новороссийск, 1998)
   - Виноградов С.Е. "Последние исполины" (СПб, 1999)
   - Виноградов С.Е. "Линейный корабль 'Императрица Мария"" (СПб, 2000)
   - Виноградов С.Е. "Императрица Мария" - возвращение из глубины (СПб, 2002)
   - Мельников Р.М. "Линкоры типа "Императрица Мария"" (Мидель-шпангоут №81, 2003)
   - Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Линкор "Императрица Мария". Главная тайна Российского флота" (М:Эксмо, 2010)
   
   Также при строительстве модели использовалась информация из открытых источников Интернета, в частности с ресурсов:
   - http://flot.sevastopol.info/ship/linkor/impmariya.htm
   - http://www.nkj.ru/archive/articles/12061/
   - http://kreiser.unoforum.pro/?0-25-0
   - http://www.dogswar.ru/forum/viewforum.php?f=8
   - http://tsushima.su/forums/view