САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
29 марта 2021 г.    DiShow-2020. У нас итоги работы жюри по флоту, БТТ и транспортной технике. Осталось подбить итоги по фигурно-диорамным номинациям. Но здесь жюри у нас традиционные аутсайдеры.

Итоги смотреть здесь.
10 ноября 2020 г.    


опубликовано 2015-02-16
другие работы автора  |  обсуждение  
P-38G-13-LO Lightning. "Miss Virginia"
Hasegawa 1:48
Евгений Евтушенко
aka dora
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
«Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего..."
Гибель Ямамото
   Ранним утром 18 апреля 1943 года с аэродрома Хендерсон Филд (Henderson Field) на Гуадалканале в воздух поднялись две группы «лайтнингов» 339-й истребительной эскадрильи 347-й истребительной группы 13-й воздушной армии.
   
   На перехват самолета, перевозившего адмирала Ямамото (данные о полете были получены в результате разведывательной операции под кодовым названием «Мэджик»)послали все имевшиеся на авиабазе исправные «лайтнинги» - всего 18 машин. Нанести удар предстояло группе из четырех самолетов под командой капитана Томаса Ланфира, опытного пилота, одержавшего уже шесть побед в воздухе, а прикрытие обеспечивали 14 «лайтнингов» майора Джона Митчелла (на его счету числилось восемь сбитых самолетов противника). Но при рулежке один из самолетов ударной группы был поврежден, и Ланфиру пришлось взлететь всего с двумя ведомыми. Пару минут спустя еще один самолет сообщил об отказе бензосистемы. Итого В «нападении» оказалось в два раза меньше истребителей. Несмотря на строго соблюдавшийся в течение всего полета режим радиомолчания, Митчеллу все же удалось передать указание двум своим летчикам перейти в группу Ланфира. Таким образом, баланс между ударными силами и прикрытием был восстановлен.
    Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по Токио, группы встретились, и завязался воздушный бой…
    Американцы заметили японский эскорт первыми. Как потом шутили летчики, не обошлось без вмешательства высших сил. Ведь на активную фазу операции у пилотов было чуть больше 9 минут. За это время надо было обнаружить и уничтожить противника, не попав при этом под удар средств ПВО. После чего тем, кому повезет, предстояло вернуться домой и сесть «с ложкой бензина в баках».
   Все складывалось удачно, за исключением одного: эскорт летел выше на полтора километра, поэтому атаковать пришлось с набором высоты, то есть теряя скорость. Японцы не ожидали нападения и заметили уже заходящие в атаку «лайтнинги». Но было слишком поздно, хотя реакция японских пилотов была мгновенной: тройка «зеро» немедленно пошла в лоб, а другое звено набрало высоту, прикрывая транспортники G4M «Бетти» с ценными пассажирами.
    Решающую роль сыграла мощь вооружения «лайтнинга»: четыре пулемета калибра 12,7 миллиметра и 20-миллиметровая пушка; короткий залп - и японский истребитель буквально разлетелся на куски, освобождая дорогу к главной цели. Транспортники с важными персонами на борту круто ушли вниз, прижимаясь к земле и стараясь «раствориться» на фоне тропического леса.
   Лейтенант Рекс Т. Барбер (англ. Rex T. Barber) атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пулемётов, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер повернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли.
   На следующий день японский спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны, нашёл вджунглях место крушения и тело адмирала Ямамото, к северу от бывшей австралийской береговой заставы Буин. По словам Хамасуны, Ямамото был выброшен из фюзеляжа самолёта под дерево, тело сидело прямо, пристёгнутое к сидению, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его катаны. Хамасуна сказал, что опознать Ямамото было довольно легко, его голова наклонена, как если бы он задумался. Аутопсия показала, что Ямамото получил два пулевых ранения, одно в заднюю часть левого плеча, другое в нижнюю часть нижней челюсти, с выходным отверстием над правым глазом.
   Капитан Ватанабе и его сопровождение кремировали останки Ямамото в Буине, пепел был возвращён в Токио на борту линкора «Мусаси» — последнего флагмана Ямамото. Ямамото был почётно похоронен 3 июня 1943 года, и получил звание Адмирала флота и орден Хризантемы (первого класса) посмертно. Немецкое правительство также наградило его Рыцарским Орденом Железного Креста с дубовыми листьями и мечами. Часть его праха была погребена на общем кладбище в Таме, а остаток - на его древнем семейном кладбище у храма Тюко-дзи, в Нагаоке.

Miss Virginia- самолет, за штурвалом которого сидел лейтенант Рекс Т. Барбер во время рокового для Ямамото вылета...

 

Отметки о победах на носу "Виржинии". Силуэт корабля- предположительно потопленный эсминец (на самом деле сильно поврежден, но не затонул). Два японских флага- за сбитые A6M2-N Rufе. Все победы одержал лейтенант Роберт Петти, основной пилот машины (Барбер совершал на ней лишь эпизодические вылеты)

 
Постройка модели
    На момент начала работы над "Мисс Виржинией" имелись модели Hasegawa и Eduard. Эдуард перепаковывает академовский "лайтнинг", который сильно уступает хасегаве, но комплектует набор травлением, смоляными кокпитом, колесами, покрасочными масками и большой декалью от "картографа", в которой был искомый "борт"... После небольших раздумий решено было вживлять эдуардовские "вкусняшки" в пластик хасегавы, попутно дорабатывая модель самодельными деталями.
   
    Как обычно, работа началась с кокпита. Смоляной кокпит, предназначенный для модели Академии, пришлось увеличивать по длине и высоте, чтобы он встал в корпус хасегавы. Приборная панель была приклеена немного выше (сказалась разница в размерах моделей). А в остальном- качество смолы от Эдуарда выше всяких похвал - просто собрал и покрасил.
    Одной из самых трудоемких операций по доработке модели стали ниши шасси. Если с носовой было все более-менее просто: травление Эдуарда для модели академии уменьшил по высоте, добавил трубопроводы и кое-какую мелочевку - и все, то с основными пришлось повозиться прилично. Верхняя часть дана в травлении, а вот передняяи задние стенки пришлось дорабатывать самостоятельно. Существует, правда, травление того же Эдуарда для ниш, но в нем интересующие меня детали практически плоские. На реальных самолетах стенки напоминают стиральную доску. Поэтому, поразмыслив, решил изготовить их самостоятельно. Делал это так: из медной фольги вырезал детали, отжег их на огне, а затем продавил с обратной стороны необходимое количество параллельных бороздочек. Получилось, конечно, не с первого раза... Затем были сделаны механизмы уборки створок, проложены трубопроводы, и добавлена различная мелочевка. Все это делал, сверяясь с фотографиями реальных машин.

Нишу носовой стойки доработал травлением и проволокой. Брезентовый чехол на задней стенке имитирован малярной лентой.

Верхняя часть ниши- травление Эдуард. Остальное- самодельные детали.

Доработки окончены, ниша готова к покраске!

Ниша "настоящего" самолета.)

    Створки ниш основного шасси доработал той же медной фольгой. Сделал это так: вырезал из фольги детали по размеру пластиковых, ожег их, затем с обратной стороны ревитером накатал имитацию наружной клепки. После приклеивания деталей на место, из фольги самоклейки пробоем нарубил энное количество кругляшков, которыми заклеил перфорацию на створках. На современных фотографиях они (отверстия перфорации) не заклеены, но на фото тех лет они заклеены (скорее всего перкалью - от влаги, грязи, и т.д.). Долго думал над вопросом, из чего сделать кронштейны крепления створок..? Случайно, перебирая загашники, наткнулся на травление для FW-200. Свечная проводка на цилиндры, сделанная фототравлением, выглядит плоско, а вот для кронштейнов- самое "оно"! Получалось похоже не всегда, но: у "кондора" четыре двигателя, поэтому, даже если был брак, я был уверен, что мне хватит нужных деталей! )

В дело пошли медная фольга, фольга-самоклейка...

...полистирол, и травление для "Кондора"

 
    Различной степенью доработок подвергались следующие узлы на модели:
   -коки винтов;
   -стойки шасси;
   -радиаторы (вклеены сетки, в передней части сделаны внутренние стенки из полистирола);
   -створки радиаторов;
   -пилоны подвесных баков;
   - выхлопные коллекторы;
   - посадочные фары ( отражатель выдавлен из фольги, лампочка- прозрачный литник).

Коки винтов увеличил, используя 0,5 мм полистирол.

Створки радиаторов доработал полистиролом и проволокой.

Воздухозаборник обогрева кабины на выхлопном коллекторе заменил отрезком медной трубки.

В радиаторах были вклеены сеточки подходящие по размеру.

Пилоны от Академии доработаны фольгой, полистиролом, отрезками медицинских игл и остатками травления.

Носовая стойка- Академия, основные- Хасегава. Двузвенники - травление, штоки- отрезки стальных трубок; полистирол, фольга, медная проволока...

Турбокомпрессор(пришлось подпиливать) и воздухозаборники- "брассин".

    Просматривая фотографии "лайтнингов", обратил внимание на наличие хлопунов. Носовая часть (панели оружейных отсеков) на некоторых фото выглядит достаточно сильно помятой. Всю эту "красоту" я попытался воспроизвести на модели. Сделал это так: на носовой части гондолы были процарапаны бороздочки, поверх которых наклеил фольгу (попутно из фольги были сделаны люки снизу хвостовых балок , панели вокруг пулеметных портов и отверстий гильзосбросов). После укатывания фольги и нос приобре достаточно "помятый" вид. Хлопуны на центроплане и корнях крыла сделал так: разметил скрайбером, затем мини-стаместкой углубил канавки, ну а потом - обработка наждачной бумагой различной зерности. После получения удовлетворившего меня результата, накатал клепку.

На реальных машинах хорошо видна "помятость" носовой части.

Оклейка фольгой.

"Хлопуны"...

...и клепка.

Покраска
Цветное фото "живой" машины. Выглядит впечатляюще...
   Вот так вот,неспешно, работа над моделью подошла к самой интересной части- окраске.
    Небольшая ремарка. Чтобы понять, почему "лайтнинги" с тихоокеанского ТВД имеют такой...своеобразный вид, провел небольшое исследование. Вот к каким выводам пришел... Самолеты на тихоокеанские острова доставлялись из материковой части США на палубах авианосцев. Для защиты от воздействия агрессивной соленой воды стыки панелей заклеивали пластырем. Снимался он иногда с краской, обдирая поверхность до грунтовки, а местами до металла (на время пути поверхность была защищена от действия солнца -один оттенок краски). Вокруг пластыря собиралась соль, частично закрывая поверхность от воздействия ультрафиолета- второй оттенок. Панели, незакрытые пластырем и налетом соли, больше всего выгорали на солнце - третий оттенок. Ну, а в процессе эксплуатации нещадное тропическое солнце и влажный климат завершали работу над своеобразным внешним видом машин...)
    Сначала частично задул модель "серебром", на которое нанес лак для волос. После просушки - цвет грунтовки и еще слой лака для волос. Для верха и низа были намешано по три оттенка NG и OD.
   Процесс покраски происходил в следующей последовательности:
   - окраска стыков панелей наиболее светлым оттенком Neytral Grey ( Oliv Drab);
   - заклейка стыков полосками малярной ленты шириной 1,5-2 мм;
   - окрашивание мест вокруг ленты наиболее темным цветом;
   - нанесение соляных масок;
   - покраска внутри панелей- средний оттенок;
   - снятие соляных масок жесткой кистью под струей воды и удаление полосок скотча;
   - корректировка/сглаживание переходов оттенков - тонкий слой жидко разведенной краски.
   Процесс, мягко говоря, не самый быстрый, но результат того стоил...)

Серебро (краска Mr Hobby C8), затем местами лак для волос...

...цвет грунтовки, и снова лак для волос.

Хорошо "подсоленная" модель (не тарань!))

Низ после удаления всех масок.

Колбасками из"патафикса" обозначил границу между верхним и нижним цветами.

Оклейка модели полосками скотча шириной 1,5 мм...

...затем- более темный оттенок OD и соляная маска...

...поверх которой наносим сильно осветленный OD.

После покраски и снятия всех масок.

 
Обдирание, декали, визеринг...
    Закончив покрасочные работы, приступил к обдиранию.
   Жесткой зубной щеткой, под струей воды, обдирал краску в местах, где был нанесен лак для волос. Затем, ориентируясь на фотографии, корректировал сколы кончиком модельного ножа и наждачной бумагой. В различных местах сколы получились до "серебра", а местами до грунтовки, чего, в принципе, и добивался. Излишнюю яркость сколов до металла приглушил акриловой смывкой Dark Gray.

"Лайтнинги" на тихоокеанском ТВД были достаточно сильно "ободраны"...

Сколы до металла и грунтовки подкорректировал острым ножом и наждачной бумагой.

    После слоя глянцевого лака перевел декали, которые приварил жидкостью Mr. Mark Setter. Затем еще пара слоев глянцевого лака и полировка поверхностей модели.

Глянцевая..,

...обдекаленная модель.

 
    Декали "состарил", придав им выгоревший вид, жидко разведенной краской Off white, попутно нанеся ее очень тонкий слой на верхние и боковые поверхности модели. После нанесения слоя полуматового лака занялся визерингом. В ход пошли акриловые смывки Valejo «DarkGrey»,«Oil Earth» и «Sephia», краски для визеринга Hobby Color –«Oil» и «Soot» . После того, как достиг эффекта, который меня устроил, нанес слой матового лака

Имитация выгорания краски - "оффвайт" и сглаживание переходов- очень жидко разведенны OD.

Грязнение низа - смывки Vallejo Oiled Eart и Gray.

Окончательная сборка
    На завершающим этапе работы над моделью были установлены шасси, створки ниш, откидной части фонаря, ПВД, прицела, и другой предварительно окрашенной мелочевки. Вооружение (точеные стволы Master) окрасил металликом Mr Metal Color «Dark Iron». Очень уж мне нравится эта краска - для окраски вооружения я лучше не видел. После высыхания (уже через несколько минут) слегка полируешь (тряпочкой, уховерткой), и эффект оружейной стали обеспечен!
    Изоляторы антенны сделал из тянутой уховертки с вклеенными петельками из тонкой проволоки. Сама антенна- силиконовая нить для бисероплетения.

Имитацию стыков панелей на задней части фонаря(они были составными) сделал скрайбером.

Изолятор антенны- тянутая уховертка, сама антенна- силиконовая нить для бисероплетения.

Вооружение- точеные стволы Master Model:пулеметы Browning и пушка Hispano (для модели "спитфайра").

Выгорание панелей позади турбокомпрессора- "оффвайт" и лак Super Clear Gray Tone, с добавлением в него капельки белого.

Колпаки на правой и носовой стойках прикреплены на одном "болту"и подвижны.

Финальные фотографии
 

Стклышки "светофора" строевых огней окрасил цветными лаками.

 
 
Литература
    При постройке модели пользовался следующей литературой:
   -FAOTW №30
   -In Action №№25,109
   -Muschroom №6109
   -Walk Around №30
   -AofA №14 P-38 «Lightning Aces of the Pacific and CBI»
   -Detail Scale №58 Lightning p.1,2
   -Война в воздухе №103.

   
   Вот, вроде бы и все, что хотел рассказать (и показать)...)

   "...Как говорил Конфуций: «Можно раздавить киноварь, но нельзя лишить её цвета; можно сжечь цветы, но нельзя уничтожить их запах». Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю..."
    Исороку Ямамото, адмирал, Главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи