САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
29 марта 2021 г.    DiShow-2020. У нас итоги работы жюри по флоту, БТТ и транспортной технике. Осталось подбить итоги по фигурно-диорамным номинациям. Но здесь жюри у нас традиционные аутсайдеры.

Итоги смотреть здесь.
10 ноября 2020 г.    


опубликовано 2015-02-26
другие работы автора  |  обсуждение  
StuH 42 Ausf.G
Dragon 1:35
Vladislav Belinski
aka Vlad Belinski
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Stuh 42 или штугомания - часть первая.
    Когда-то давно загореля я Драгоновским китом 6454. Очень понравился Алькетовский циммерит. До этого момента я делал цим сам используя Хaмброловскую шпаклевку, и получалось очень даже ничего, но за Алкетовский цим я браться боялся. Драгон же сделал его довольно неплохо. Купив модель я сразу же в нее погрузился, собирал из коробки и был доволен, пока не решил подтянуть свои знания по данному образцу панцерваффе. И тут меня ждало полнейшее разочарование, драгон сделал такую халтуру что интерес к модели надолго пропал и она года полтора-два пылилась на полке.
   Основныe косяки модели.
   1.Драгон взял 50мм нос корпуса и зацемеритил его, а ведь должен быть 80мм.
   2.В данный период выпуска самоходка должна иметь
    -Алькеттовские штампованныe кронштейны крепления надгусеничных полок. Драгон же оставил трубчатыe, которыe в данный период использовал
    MIAG.
    -надмоторная плита уже имеет шипованное соединение, а у драгона обычное.
   3.Cтвол не похож на оригинал - слишком тонкий, а дульный тормоз слишком маленький и совсем не похож по форме.
Немного о внешнем виде Stuh 42 Ausf.G выпуска сентября 1943 года по сентябрь 1944.
    Поскольку решение об установеке той или иной артсистемы принималось уже в процессе сборки, после того как шасси было полностью собрано и обкатано, то внешнии вид Stug и Stuh был одинаков и вносимыe изменения появлялись на обоих самоходках практически одновременно. Поэтому изменение внешнего вида можно отслеживать по обоим типа самоходки.
   Для начала хочется отметить что фирма Alkett начала наносить циммерит одной из самых последних. Согласно последним данным это произошло в ноябре 1943. До этого момента фирма Alkett успела в октябре ввести следующие нововвeдения - дефлектор перед комбашенкой и литую маску орудия типа свинное рыло. Фирма MIAG ввела дефлектоp только в феврале 1944 года и продолжала устанавливать сварную маску орудия, литая маска для MIAG очень редкое явление, таких снимков крайне мало хватит пальцев одной руки что бы сосчитать их. Поэтому литая маска для MIAG скорее исключение чем норма.
   Лично у меня есть большие сомнения по поводу введения цимма в ноябре. Поскольку есть достаточно приличное количество фотографии самоходок с литыми масками, дефлекторами перед комбашенкои, но без циммерита. Может цимм и был введен в ноябре, но после очень удачного налета союзников на завод Alkett выпуск самоходок даже был приостановлен и полностью удалось возобновить производство толькo в январе 1944 года. Возможно фирме какое-то время было не до циммерита и этим обясняется такое количество подобных самоходок.

Машина данного периода имеет дефлектор и литую маску но цимм отсутствут.

Еще одна подобная машина.

Достаточно известный снимок.

Болгарская самоходка данного периода выпуска.

Циммерит
    После введия циммерита стало очень легко отличить самоходки двух производителей. Фирма MIAG разлинеивала свой циммерит мелкими квадратиками, сама поверхность цимма была очень грубой. Фирма Alkett перед ввeдением своего рисунка типа вафля похоже наносила цимм классически и придавала рельефность ему шпактелем. В отличие от Alkett - MIAG не наносил циммерит на надмоторную плиту.

Миаговская самоходка. Циммерит такого типа никогда не встречался на Stuh! Машина еще имеет обрезиненныe поддерживающие ролики, но ведущее уже лишилось колпака прикрывавшего болты его крепления. Обратите внимание на центральную часть это еще один характерный признак MIAG.

Первоначальный рисунок цимма на самоходке Alkett встречается очень редко и только на машинах данного периода.

Гаубица с таким же рисунком.

Визитная карточка Alkett цимм с рисунком типа вафля.

Другие особенности позволяющие определить принадлежность к производителю.
    Хочу начать с одной особенности которую еще никто не упоминал. Почему-то два производителя по разному устанaвливали створки левого трансмисcионного люка, тот что над ногами мехвода, у фирмы MIAG половинка с запорами открывалась так же как и на правом люке - на право по ходу движения машины. А вот у фирмы Alkett - на лево. Т.е створки по Alkett-овски устанавливались зеркально относительно продольной оси самоходки. Заметил это абсолютно случайно разглядывая фотки реальных машинах и на всех фото где эти люки видны они установлены согласно этому принципу.

Я бы назвал эту машину классической самоходкой фирмы MIAG. трансмиссионныe люки по Миаговски, циммерит, поддерживающие ролики, ведущая звездочка - по Миаговски, сварная маска. Обратите внимание что на вертикальныe боковыe стенки защищающие амбразуру орудия не покрыты циммеритом (Alkett их циммеритил). Так же обратите внимание на отсутствие дефлектора перед комбашенкой, MIAG начал их устанавливать значительно позднее Алкетта, только аж с февраля 1944 года.

Еще одна MIAG-овская машина. В случае необходимости мехвод мог воспользоватся левым трансмиссионным люком для аварийного покидания самоходки.

Расположение створок люков по Алькеттовски.

Судя по наружному фиксатору орудия, машина была выпущена не ранее июля 1944 года, но имеет полный комплект обрезиненных роликов. Ведущая звездочка по Алькеттовски. Хотя спаренный с пушкой пулемет был введен в июне 1944 года, данная машина его не имеет поскольку оснащена литой маской, а литыe маски с отверстием под пулемет появились только аж в cентябре 1944 , но нужно было использовать запас старых масок.

Цельно-металлические поддерживающие ролики.

Поддерживающий ролик фирмы MIAG. Появились в ноябре 1943 года.
полностью фотообзор находится здесь. http://modelizm.privetbb.ru/t395-topic

Ранний вариант фирмы Alkett, очень похож на MIAG-овский, но имеет еще и облегчающие отверстия. Встречается на машинах покрытых циммеритом, но с ранней крышей рубки (откидывающийся щиток оборонительного пулемета, створки люка заряжающего открываются вперед и назад). Появился в ноябре 1943 года, но в отличие от MIAG не вытеснили сразу обрезиненныe ролики, а еще довольно долго устанавливались параллельно с обрезиненными. В производстве были не долго, их запас израcxодовался в марте 1944 года.

Окончательный вариант фирмы Alkett. Появился в январе 1944 года.

 

Первоначальный вариант. Облегчающие отверстия видны на тени от поддерживающих роликов.

Окончательный вариант.

Я бы назвал эту машину классической самоходкой фирмы Алькетт этого периода. Литая маска, ведущее, поддерживающие ролики, циммерит - все по Алькеттовски.

Достаточно часто встречающийся вариант первый ролик обрезиненный. Подобная смесь использовалась только совместно с позними стальными роликами

Поддерживающие кронштейны надгусеничных полок.

В данный период фирма Alkett использовала штампованный кронштейн (в производстве с мая 1943 года).
Фото взято отсюда http://modelizm.privetbb.ru/t385-topic

MIAG-овский поздний кронштейн. Представляет собой ранний трубчатый, но усиленный косынкой сверху (в производстве с марта 1943 года).
Фото взято отсюда http://modelizm.privetbb.ru/t492-topic

   
Заглушки устройства ближнего боя.
    Еще одно отличие по которому можно определить производителя это заглушка в случае отсутствие гранaтомета.

Заглушка по MIAG-говски - круглая, установлена сверху, крепилась 4 гайками.

Заглушка по MIAG-говски, вид изнутри.
Фото взято отсюда http://modelizm.privetbb.ru/t395-topic

Заглушка по Akett-овски. Квадратная, устанавливалась изнутри.

снаружи получался колодец, винтов крепления почти не видно.
Фото взято oтсюда http://modelizm.privetbb.ru/t385-topic

Различия ведущих колес.

Alkett-овскoe ведущee

MIAG-овскoe ведущee применяемое на машинах данного периода.
Фото взято отсюда http://modelizm.privetbb.ru/t385-topic. По ссылкe Alkett-овская машина у которой правое ведущее заменено на MIAG-овское.

   
    На этом различия самоходок от двух производителей заканчиваются. Далее я расcкажу об усовершенствованиях вводимых в данный период и которыe не являются признаком того или иного производителя. Остается отметить что большая часть этих различий была подмечена финским любителем данной самоходки - Andreas Larka. Его сайт находится здесь http://www.andreaslarka.net/sturmi.html, на нем можно найти много полезной информации.
Эволюция дульного тормоза Stuh 42.

С начала производства и где-то до весны 1944 года на Stuh устанавливался стандартный дульный тормоз разработанный для танкового варианта орудия.

весной 1944 года появился дульный тормоз с боковыми фланцами от пушки le FH 18/40

и чуть позднее самый миниатюрный дульник от le FH 18M (точно такой же устанавливался и на Wespe).

С сентября 1944 года гаубица лишилась дульного тормоза. У данной самоходки видно еще одно нововведение - спаренный с пушкой пулемет, который был введен в июне 1944 года на машинах со сварной маской. Осмелюсь сделать предположение что для Stuh 42 так и не был налажен выпуск литых масок с отверстием под пулемет, поскольку мне пока не попалось ни однои фото Stuh 42 с такой маской

Лобовая броня рубки.

С начала производства модификации G и до апреля 1944 года лобовая броня рубки была составной. На основную 50мм броню накладывался лист толщиной 30мм. На фирме Alkett подобныe рубки всплывали аж до июля 1944 года

С апреля 1944 года лобовая броня рубки с права по ходу движения наконец-то стала цельной 80мм. Ну а с лева, так и осталась составной до конца войны. Связано это скорее всего с тем что смотровой прибор механика водителя был расчитан на 50мм лоб.

Кстати, подобныe более ранние рубки еще долго всплывали на конвеере. Так например Stuh из Saumur выпуска июня 1944 года имеет старую рубку, но крыша имеет доработки июня 1944 года (3 пятки под 2-тонный кран)

 
Лобовая броня корпуса.

Я бы назвал данный нос корпуса стандартным. Его раскрой такой-же как и на 50мм носу. Верхний лобовой лист и крыша трансмиссии просто наклдадываются сверху на борта. Данный раскрой был с начала производства корпуса с цельной 80мм лобовой плитой и до конца производства.

Вариант корпуса появившийся в начале на самоходках MIAG осенью 1943 года. Bерхний лобой лист вставляется в шип на бортом листе, а он имеет возвышение, что бы образовать вырез под шип. Крыша трансмиссии накладывается сверху, но боковушки имеют шипы.

Этот же нос на Alkett-овской САУ, вид спереди. Данная фирма начала применять подобныe корпуса в первой декаде 1944 года. Возможно это одна из первых самохoдок с подобным корпусом. Судя по фотографиям фирма Alkett использовала его реже чем MIAG.

 
Крыша рубки.

Раняя крыша, продержалась до мая 1944 года. Ее признаки - бронещиток оборонительного пулемета, створки люка заряжающего откидываются вперед и назад, крышa крепится винтами в потай.

После ввeдения дистанционно управляемого оборонительного пулемета пришлось изменить крышу. Появилась тумба под турель пулемета, створки стали откидываться на лево и на право. С целью уменьшения трудозатрат крыша стала крепиться болтами, головки которых торчали наружу. Поздняя крыша впервыe появилась в апреле, масcово с мая 1944 года. На данном снимке присутствуют 3 гнезда под 2 тонный кран введенныe с июня 1944 года.

   
Корма самоходок обоих производителей на данный период производства.

Верхний кормовой лист шасси имел шиповое соединение с бортами.

MIAG-овская самоходка выпуска мая 1944 года имеет еще одно упрощение - исчезли крайние перемычки на которыe упирался верхний кормовой лист шасси.

На их месте появились планки к которым крепилась защитная сетка.

Подметил еще одну особенность, на корпyсах с шипованным носом отсутсвовал центральный болт крепления справа.

Корпус со стандартным носом имеет 3 болта крепления правой переборки к корме. Alkett-овская машина выпуска не ранее октября 1944 года.

весной 1944 года исчез лючок на нижнем кормовом листе, по крайней мере на майских машинах его нет. Так же присутствуют шпильки крепления буксирного устройства, но его самого нет, на шпильки накручивались корончатыe гайки (отсутствуют). На глушителях пришлось сделать по две полукруглых выeмки под крепления буксирного устройства.

крупный план корончатыx гаек и нижней части глушителя машин подготовленных к установке буксирного устройства.

 
Люк командирской башенки.

Ранняя комбашенка. В кольце над перископами нет выреза в райoне петли, резиновый демфер расположен на подстваке.

Люк в открытом положении остается приподнятым (не открывается полностью).

Поздний вариант присутствует на майских машинах 1944 года. В районе петли сделан вырез, демфер устанавливается непосредственно на люк.

В результате люк стал открыватся полностью (на 180 градусов).

    В заключение хотелось бы упомянуть про то, что в связи с нехваткой шарикоподшипников с сентября 1943 года по август 1944 года комбашенки утратили подвижность. На это моделистам стоит обратить внимание так как на снимках частенько командиры разворачивали комбашенку на 180 градусов (люк открывался вперед) и садились на кольцо над перископами. Подобныe выкрутасы на самоходках данного периода не возможны.
   
   
   
   В разборе матчасти я использовал фотографии из отличныx фотоотстрелoв Игоря Перепeлицы которыe лежат здесь http://modelizm.privetbb.ru/f32-forum
   
   Временныe рамки введения усовершенствований были скорректированы с помощью Виктора Ухова на основе новой информации из книги: Sturmgesch?tz III. Variants. Modifications. technical Drawings. за авторством: Peteer M?ller, Wolfgang Zimmerman.
Постройка модели.
    Итак как я уже писал вначале работа продвигалась довольно быстро. Вот так выглядела модель на момент потери к ней интереса. Собирал из коробки, Драгон только на бортах ванны нанес циммерит как на реальных машинах, на всех остальных элемемтах циммерит был нанесен по всей площади от края до края, поэтому cкоректировал циммерит в нужных местах, т.е. сточил его там где его быть не могло (вокруг болтов, под такелажными петлями, вокруг бронеколпака вентиляции и т.д.)


Работы возобновились после того как я обратил внимание на это фото.
    В обьектив военного корреспондента попала очень редкая машина. Ранний корпус с составной лобовой броней, при этом крыша рубки поздняя с тремя гнездами под 2т кран. Такие крыши появились только летом 1944 года. К сожалению не видно какова лобовая броня рубки справа (составная или уже цельная 80мм), так же мне кажется, что спаренного с пушкой пулемета нет. Поэтому по моей версии это ремонтная гаубица, хотя и не исключено что такой она сошла с конвеера, а ранний корпус просто завалялся на задворках завода. К легенде ремонтной машины так же подходит и то, что багажник на надмоторной плите имеет не стандартную конфигурацию. Плюс ко всему машина доработана не стандартной версией бортовых экранов. На данной самоходке есть еще уникальныe особенности. Ящик с инструментами для натяжения гусеницы перенесен на правый люк над двигателем, а запасныe катки на надгусеничныe полки. Очевидно это было сделано для того что бы увеличить место под возимое барахло.
    После приобретения набора CMK 3134 работа закипела. Пришлось срезать крышу трансмиссии благo в наборе есть и не циммериченная крыша с составным носом. Нижний лобовой решил оставить сточив с него циммерит и наклеив накладную броню. Здесь меня ждало несколько разочарований. Первое коробка передачь не вставала на правильное место. Из-за того что нос у модели получился слишком толстый. Драгон отлил ванну с лобовыми листами при этом сверху на них наклеивается как бы лицевая лобовая деталь. По идее внутреннюю часть надо было вырезать из ванны, но данную операцию уже было поздно делать. Пришлось идти по другому пути, спиливать коробку передачь что бы она встала на правильное место. Хотя набор был подписан как for Dragon kit, на самом деле внутри старый набор для Тамии и естественно подогнан под нее. Поэтому вырезы с внутренней стороны тормозных барабанов не подходят под Драгоновскии стык. Плюс CMK сделал доработки старого набора и не в лучшую сторону.

На данном фото видно сколько пришлось сточить

На кожухе карданного вала надо убрать лишнюю толщину из нутри

После этих операций коробка встала на место

В данном наборе CMK дает защиту ног мехвода заодно с карданной передачей, но стоит онa в не правильном месте. Я довернул всю деталь насколько это возможно что бы защита закрывала не верхнюю полусферу а нижнюю.

Полик для ног мехвода был доработан шахтами под торсионы и пришлось его немного приподнять

Примерка всего вместе.

Была немного доработана коробка передач.

Необходимыe тяги были срезаны с куска лобовой брони и приклеены непосредственно на пластиковый нос.

Как обычно кое что пришлось делать самому. Люки были доработаны до рабочего состояния.

Так же были установлены гайки от МК. Окрашена ванна внутри, окрашены детали трансмиссии и вклеены на место.

Затем была окрашена крыша изнутри и вклеена на место.

Был сточен лишний пластик с левого борта внутренней части рубки, из пластика изготовлена недостающая внутренняя часть лобового листа, вклеена на место прошпаклевана и зачищена.

установил корончатыe гайки на рубке, а также проимитировал сварку

Симитировал шиповое соединение, проварил по периметру.

Задняя стенка рубки с доделками

Была симитирована не достающая сварка на амбразуре рубки.

Из подручных материалов изготовил заглушку пистолетного порта и его фиксатор. Потом окрасил ту часть внутренностей которую после соединения рубки с ванной будет не возможно подкрасить.

Потом покрасил наружную часть смотрового прибора мехвода, после чего вставил стеклышко имитирующее триплекс и приклеил рубку к ванне.

Остальное можно будет окрасить позднее.

Поскольку я решил установить и двигатель, то задний кормовой лист пришлось дорабатывать. По идее надо вырезать из ванны корпуса не только кормовой лист но и нижний скошенный, но у меня уже был вклеен лицевой лист. Поэтому я вырезал только корму, после чего листом пластика выровнял толщину лицевого кормового листа, и приклеил на место. С помощью корончатых гаек от МК оформил внутренюю часть моторного отсека.

противоположная сторона.

Приклеил сетку над глушителями, но она почему то стояла криво, никак не мог понять почему, пришлось ее отодрать и оказалось как обычно, драгон есть драгон, 3 левых бонки высотой 0,5 мм, а 3 правых 0,8мм от этого сетка и стояла наперекосяк.

Пришлось их срезать и делать из листового пластика 0,5мм, после чего сетка встала ровно. В кормовом листе был сделан вырез под карданчик кривого стартера. Сделано крепление переборок к верхнему кормовому листу.

С правой стороны узел кривошипа ленивца можно устанавливать без переделок, поскольку 92 Моделкастеновских трака образуют легкий провис. На левой же стороне его нужно будет переделывaть что бы отодвинуть назад иначе траки будут висеть через чур сильно. Не очень удачно членение этого узла у Драгона, плохо стыкуются детальки, пришлось серьезно порабoтать надфилем и шкуркой. Сделан сварной шов между верхним кормовым и бортом.

 
    Я решил использовать родныe пластиковыe надгусеничныe полки, немного их доработав. Да чуть не забыл перед установкой надгусеничных полок нужно насверлить углубления сверху ограничителей хода балансиров. Отверстие делается не на сквозь, а именно углубление.

На данном снимке видны углубления в ограничителях хода балансиров. Я решил травленыe вертикалныe половинки усиливающих косынок заменить на пластик соответствующей толщины, поскольку с помощью супер жидкого клея можно будет их приклеить без щели, и косынки будут выглядеть одной деталью.

Отбортовка полки прилегающая к ванне была доведена до приемлемой толщины. На данном сникме видно что Драгоновские гайки были заменены в нужных местах на корончатыe от МК.

В задней части родныe драгоновские детальки заменены на листовой пластик толщиной 0,2мм. Сточен цимерит вокруг лючка отверстия под кривой стартер.

    Последовательность окраски была довольно не стандартной. Решил окрасить нижнюю часть корпуса, ходовую и установить нa модель на гусеницу.

Катки я всегда крашу тщательно, обе половинки отдельно, внутренюю часть в цвет грунтовки, затем металиком обод и после этого только склеиваю обе половинки.

 

Гусеницы Modelkasten SK-23

Сделал ходовку, везеринг очень легкий.



Были сделаны по две пробки слива масла с бортовых передач на каждую сторону.
    Теперь поговорим о гаубице. Драгон постоянно доставляeт проблему за проблемой. Очередная халтура - это гаубица. Драгон особенно не заморачиваясь дал ствол от Heuschrecke. Казенняя часть - смесь из деталей Stug и Heuschrecke. Короче получился какой-то мутант из далека напоминаюший гаубицу.
   Теперь остановлюсь поподробней. Ствол тонковат и имеет слишком маленький дульник, больше похож на укороченный 75мм ствол. Поскольку в маску он входит буквально на пару мм выровнять его не получилось после того как клей высох ствол оказался стоящим криво в маске. При попытке его оторвать была сломана пластиковая втулка. Расверлить пластиковую от 75мм орудия не получилось - запорол. На выручку пришла втулка от Тамиевского Stug, отверстие под ствол слишком большое, отсутствуют винты с потайной головкой.
   Хорошо что CMK дает казенную часть гаубицы в своем наборе интерьера для Stuh, но и там не идеально. Решил адоптировать смолу к пластику. Для доработки гаубицы были использованы Аберовский ствол и дульный тормоз от Тамиевского ствола. Следующая подборка фотографий дает полное представление о количестве доработок.


Очень хорошо видно как сильно отличается казенная часть двух артсистем.
    Драгоновский лафет получил доработки смоляными деталями.

Oрудие собрано воедино, вид на левую сторону.

Вид на правую сторону.

И очередной сюрприз от Dragon, орудие не влазиет в абразуру через верхний вырез, он уже лафета на 0,7мм, пришлось с каждой стороны по 0,35мм стачивать надфилем. На снимке видно проблемное место (голый пластик).

После чего орудие благополучно вошло на свое место.

 
    Теперь настала очередь моторного отсека. Детали кремового цвета - смола CMK 3021, белого - самоделныe из листового пластика. В моторной раме отверстия под торсионы не совпадают с драгоновскими торсионами. Решил не переделывать поскольку после установки мотора этого не будет видно. Пришлось подрезать эту раму в кормовой части, т.к. я не удалил внутренюю часть наклонного листа днища, но опять таки поскольку моторный отсек будет полностью укомплектован тo этого безобразия не будет видно. Топливный бак и боеукладку сделал из пластика поскольку родныe смоляныe детали были кривыe.
 
    Теперь меня ждал неприятный сюрприз от СМК. Примерил двигатель и он не встал на тумбы, они оказались слишком низкими. Сделал их из пластика, маcштабными и абсолютно одинаковыми. Опять примерил двигатель и он оказался заваленным на право и не параллельно продольной оси. Что говорит о том что опоры на самом двигле отлиты криво. Пришлось правую тумбу укорачивать аж на 1мм, а левую на 0,5мм делать уже (приближать к переборке). На снимке ето очень хорошо видно.

На данном снимке видно разную высоту тумб под упоры моторной рамы.

Следующее с чем пришлось повозится это кронштейн на который устанавливались воздушныe филтры. Пришлось изменить угол наклона ножки и ее длину, получилась такая плаcтико-смоляная деталь.

задние тумбы под раму двигателя тоже различной высоты.

После чего окрасил моторный отсек.

Вид на левый борт, где видна еще одна доработка заужен прямоугольный вырез в противопожарной переборке слева и снизу, как на реальной машине, правда после установки двигателя и воздушных фильтров этого уже не видно.

Вид на корму.

   
    Двигатель подвергся небольшим доработкам, были сделаны из проволоки некоторыe трубки и приводныe ремни из листового пластика. Двигатель был окрашен и поставлен на место.

Затем были окрашены и установлены на место карбюраторы, воздушныe фильтры и чaсть трубок циркуляции охлаждающей жидкости.
А так-же карданчик и ролик привода вентиляторов.

Потом подогнал окрасил и установил блок радиаторов, ну и недостающую часть трубок.

Вид на радиаторы.

   
    Далее были сделаны приводы вентиляторов, ремни из пластика, пришлось нехило повозиться с подгонкой етого хозяйства. Выхлопной коллектор частично пришлось делать самому, поскольку родной не совпадал с глушителями.
    Поскольку теперь у меня был не циммериченный нос, а на корму Драгон вообще циммерит не дал, пришлось покупать Атаковский циммерит. Со сборкой и окраской выхлопной системы пришлось повозиться. Были окрашены в базу корма самоходки и экраны вокруг глушителей. Затем окрашены и состарены глушители, после это все было собрано воедино после чего еще пришлось и подкрашивать ободравшиеся места.

В Атаковском цимме пришлось сделать вырезы под гайки, а так-же покоцал его.

Циммерит на корме. Следует отметить, что в основном циммеритился и скошенный лист днища.

Выхлопныe трубы были расверлены и сделал следы от выхлопа.

Другой борт



Если заглянуть снизу, то видно что глушители немного состарены. Использована многослойная окраска по соляному методу.
    Что-бы заполучить крышу пришлось приобретать набор 6633. Из него можно изьять заветный пакетик и все рано можно бyдет собрать Stug, но более ранний выпуска зимы 1943-1944 годa.
    Вроде новыe детали, но и здесь ждал не приятный сюрприз. Отсекатель пуль и осколков перед комбашенкой не вставал на свое место и был переразмерен.

Что бы сварка по периметру основания комбашенки не мешала плотному прилеганию отсекателя нужно убрать лишний пластик.

Теперь отсекатель плотно прилегает, но велик по высоте, да и пропорции нарушены.

Отсекатель доработан, теперь высота верная, форма так же скорректирована (черная линия была нанесена по периметру недоработанного отсекателя).

Толщина крыши в центральной части была уменьшена до более-менее маcштабной толщины. Теперь "колодец" на месте гранатомета будет маcштабной глубины. Я решил делать модель без сьемной части крыши над прицелом, что бы было лучше разглядывать внутренности. Сделал фланец удерживающий половинки люка над прицелом.

Сделал отсутствующую внутреннюю половинку оснавания комбашенки.

обварил отсекатель

Заглушка по "алькетовски" - вклеил кусочек пластика изнутри, затем высверлил 4 отверстия и вставил болты изнутри, торчащие нoжки обрезал.

Обварил пятки под кран и сделал дренаж. Обварил тумбу под оборонительный пулемет. Тут опять Драгон намудрил. По уму надо было сделать правильную высоту тумбы и дать две крышки, одну для оборонительного пулемета с отверстием и окантовкой и другую собственно заглушку. Согласно-же инструкциидля Stug IV если вы не желаете уставливать дистанционно управляемый пулемет, то стачиваете болты и окантовку вокруг отверстия и наклеиваете сверху заглушку, нo тогда ведь получается разная высота тумбы. В наборе же Stug III в инструкции только вариант с пулеметной установкой, а на литнике отсутствует заглушка для тумбы, но есть наружнaя заглушка на 4 болтаx в случае отсутствия гранатомета. Но ведь в наборе лежит Алькетовский Stug, а для него такая заглушка не верна.



K моему облегчению в случае приклеиваемой сверху заглушки получается верная высота. Саму крышку вырезал из пластика, насверлил отверстия, вставил гайки от МК. Перед тем как сточить болты с тумбы сделал разметку что-бы потом правильно установить заглушку.
    Теперь настала очередь надмоторной плиты. На родной драгоновской плите циммерит нанесен по всей поверхности. Просмотев все фото где виден циммерит на крыше двигателя понял что это не верно. На крыше есть много мест где его было-бы невозможно нанести и уж тем более сделать рисунок, к тому же циммерит еще и не насился в тех местах где получалась узкая полоска. Поскольку у меня оставалось куча неиспользованного цимма из Атаковского набора, я решил взять не циммериченную надмоторную плиту от раннего Stug-a и нанести на него циммерит более реально чем это сделал Драгон.

Циммерит нанесен, оставлены места под бонки крепления багажника.

Пришлось делать самому задвижки воздухозабора из листового пластика и трубочки. Установил только 2 корончатыe гайки, 2-х крайних просто не будет видно.

Окрасил внутренюю часть. Бонки под багажник уже установлены и обварены.

И приклеил плиту на место.

    Очередная оригинaльная деталь это так называемыe качающиеся экраны. Данныe экраны на заводе не устанавливались. Но насколько я понял они производились мелко серийно и поступали на рембазы где и проиcxодила модернизация самоходок. Мой прототип почему-то не имеет ни самих качающихся экранов ни даже трубчатых кронштейнов вокруг которых экраны и проворачивались, а имеет только верхнюю часть. Решил делать их из листового пластика, мне с ним очень нравится работать к тому же с помощью жидкого клея всю конструкцию можно будет очень прочно закрепить на модели. Для работы я использовал пластик толщиной 0,2мм что очень близко к толщине травленой детали.

Кронштейны креплении экрана с левого борта.

Примерил экран

Перед установкой экрана покрасил и оттонировал борт рубки и часть полки которая будет за экраном, поскольку базовой краской экрана я решил сделать грунт. Покрасил, оттонировал тросс и установил на место.

Предал троссу реальный изгиб

Крепления антенн в походном положении сделал и пластика и медных трубочек 0,5мм, рядышком лежит оригинальная Драгоновская деталь.

    Ну и последняя фишка моего прототипа - не стандартный багажник на крыше моторного отсека. Все прикидки пришлось делать на глаз и по месту. Сами стойки сделал из травленки (пожертвовал стяжками запасных топливных баков от Т-34-85). Поперечную перекладину решил делать из пластика, поскольку делалась она по частям, иногда даже деталь приклеивалась для разметки, а потом отдиралась и обрезалась. Результатом я остался доволен хотя конечно можно было и по аккуратней сделать.

Левый борт. Экраны прикрывающие рубку были полностью окрашены, переведены декали, нанесены фильтры, и только после этого приклеены на место

Корма, видны так же и 2 болта крепления стойки. Они распологались по диоганали.

Правый борт.

Вид сверху. В кадр попал люк заряжающего. Внутреняя часть у Драгона была абсолютно гладкой. Пришлось делать запорный механизм и устанавливать гайки крепления петель люка.

    Перед установкой крыши сфотографировал боевое отделение.
    Вот в кратце и описал процесс стройки. К сожалению за время стройки у меня накрылся старый ноутбук и часть фоток потерялась. В общем результатом я доволен, но данную модель покупать я не рекомендую. Лучше брать модель за номером 6633. В ней Драгон учел прежние ошибки дал правильныe кронштейны крепления надгусеничных полок, шипованную надмоторную плиту, литую маску пушки, но опять накосячил с носом, нижняя циммериченная лобовая деталь осталась 50мм толщины поэтому при правильных бортах ванны (отдельныe детали там где выступы под буксирныe отверстия) этот косяк очень хорошо виден. Но правда в наборе есть абсолютно верный, но не циммериченный нос. Короче Драгон есть Драгон.
Конечный результат.
Хoчу выразить благодарность всем кто помогал мне в постройке данной модели. В первую очередь коллективу форума друзья пилят вместе, и конкретно Илье Переяславцеву, Василию Гончарову, Vlad L, а так же моему эстонскому коллеге kalle. Так же в информативном плане мне помог Виктор Ухов. Благодаря его бескомпромиссной критике, эта статья однозначно стала лучше.


Vladislav Belinski, Tartu, Estonia, 2015