САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
29 марта 2021 г.    DiShow-2020. У нас итоги работы жюри по флоту, БТТ и транспортной технике. Осталось подбить итоги по фигурно-диорамным номинациям. Но здесь жюри у нас традиционные аутсайдеры.

Итоги смотреть здесь.
10 ноября 2020 г.    


опубликовано 2014-10-10
другие работы автора  |  обсуждение  
Opel Admiral Sanitatskraftwagen (машина тылового госпиталя Люфтваффе, Германия 1942 год)
ICM + Leadwarrior 1:35
Владимир Яшин
aka Genscher
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 1  оценка: 10.0)
Адмирал в белом халате.
Посвящаю эту работу памяти своего отца, человека, который отдал себя медицине и на протяжении многих лет ежедневно спасал человеческие жизни, на посту заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии одной из больниц Новосибирска.
    Модель заняла:
   I место в номинации Профессионал - наземная техника на IV Алтайском слете стендовых моделистов в Барнауле, в сентябре 2014 года
   I место в номинации Транспортная Техника 1:35 на Новом Сибирском слете стендовых моделистов Novoslet 2015, проходившем в Новосибирске в марте 2015 года.
   II место в Номинации Статьи (Постройка модели - БТТ) в конкурсе DiSHow 2014
   Диплом за высокое качество и объем работы на на Сибирском слете "Кузница Победы" в Новокузнецке в сентябре 2015 года

    Представляю вашему вниманию свою свежую работу, успевшую стать Королевой моей полки (Shelf Queen) – это довольно экзотичная санитарная версия известного легкового автомобиля Опель Адмирал. Желание построить этот необычный автомобиль сложилось как мозайка, из нескольких слагаемых. Первым стал выпуск модели кабриолета Opel Admiral фирмой ICM в 35ом масштабе. Помню, что у меня сразу появилось желание собрать его. Во-вторых, фирма Leadwarrior вскоре после выхода айсиэмоского Адмирала, выпустила конверсионный набор для его переделки в санитарную версию. Ну а в-третьих, у меня всегда была тяга к постройке не только военной, но и санитарной техники. Несколько лет назад я работал над постройкой санитарного SdKfz 251\8. (Статью о его постройке можно посмотреть ЗДЕСЬ.) Можно сказать, что данные факторы, совпав вместе, как раз и породили проект по постройке этой модели, который растянулся на очень продолжительное время. Хотя, изначально, как это часто у меня водится, планировал построить модель довольно быстро и не заморачиваться, но на деле работа растянулась более, чем на два года и заставила обратиться к немногочисленным фото прототипа и помощи коллег, чтобы постараться сделать модель более достоверной

Историческая справка
    Начнем с небольшой исторической справки. Роль компании Opel во второй половине 1930х гг в Германии, можно в чем-то сравнить с ролью Ford в Америке. Автомобили Опель были надежны, престижны и относительно не дороги. Кроме линейки легковых автомобилей среднего и малого классов, компания выпускала и грузовики. Модель Admiral была запущена в производство в 1937 году и должна была заставить потесниться компании Mercedes-Benz, Horch и Maybach в сегменте дорогих и роскошных автомобилей. Admiral оснащался 3,6 литровым рядным 6-цилиндровым двигателем, который позволял развивать скорость до 132 км\ч. Важно отметить, что двигатель был аналогичен тому, что устанавливался на грузовики Opel Blitz.
    Основными вариантами кузова были 4-дверный седан и 4-дверный кабриолет. Также выпускались и более экзотические версии: 2-дверный кабриолет, пульман лимузин, катафалк, машина скорой помощи, причем эти вариации зачастую производились в очень ограниченном количестве небольшими кузовными мастерскими, что было типично для германского автопрома тех лет.
    С началом Второй мировой войны большинство автопроизводителей были вынуждены переключаться на выпуск продукции военного характера. Естественно это коснулось и компанию Opel, которой пришлось прекратить производство большинства легковых автомобилей, в том числе и модели Admiral. Главную роль в прекращении выпуска сыграла силовая установка, ведь Адмиралы оснащались теми же двигателями, что и армейские грузовики Opel Blitz, а их выпуск стал приоритетным. В период с 1937 по 1939 было выпущено 6404 машины Opel Admiral.
   
    Во время войны Адмиралы чаще всего использовались как личный транспорт высокопоставленных офицеров, причем не только в тылу, но и в прифронтовых районах. Некоторое количество машин было использовано для создания Кюбельвагенов с упрощенным кузовом, а также для конверсии в санитарные машины. К сожалению, невозможно найти точные данные о количестве автомобилей, подвергшихся таким конверсиям и какие фирмы занимались переделкой, но благодаря сохранившимся фотографиям, можно с уверенностью утверждать, что санитарные Адмиралы имели несколько видов конструкции будки.
   
    Я бы условно выделил два основных типа будок: с двумя носилками и с четырьмя. Внешне их легко распознать по количеству окон. У будки с двумя носилками по одному окну с каждого борта, а с четырьмя носилками по два окна, расположенных одно над другим. Количество и расположение окон обуславливалось количеством носилок и обеспечивало источник света у каждого пациента. Это упрощало осуществление перевязок и других манипуляций с больными. Каждый из типов также можно разделить два подвида. Будки на двое носилок имели два вида конструкции: с горизонтальным стыком с перекладиной по борту (как на моем прототипе) и без перекладины с гладкими бортами. Будка на четверо носилок могла выпускаться, либо обшитой жестью, как и у двухместного варианта, либо в упрощенном дощатом варианте. Такими же будками оснащались санитарные Хорьх 830 (Kfz 31).
    Кроме того, есть фотография очень интересного санитарного Адмирала с упрощенной кабиной и будкой, который, видимо был переделан из Kubelwagen`а, о чем свидетельствуют упрощенные плоские двери и ветровое стекло кабины.
   Все особенности и нюансы санитарных версий Opel Admiral видны на фотографиях. Это все снимки, которые мне известны. Если у вас есть что добавить, буду очень признателен.
   
   

Фото 01. Фотография санитарного Адмирала, который стал прототипом моей модели. Будка на двое носилок с продольной балкой вдоль борта. Вероятно, это был самый распространенный тип санитарного Адмирала.

Фото 02. Другой снимок этой машины. Здесь хорошо видна номерная табличка, а также правая створка будки. Обращает на себя внимание теплый чехол на радиаторной решетке а также светомаскировка фар.

Фото 03. Маркировка крупным планом. если с прямоугольником все понятно, то что расположено рядом с ним правее почте не разобрать. Предпологаю, что это может быть порядковый номер машины, например "3".

Фото 04. Было предположение, что маркировка может выглядеть примерно так, но лично я склоняюсь именно к порядковому номеру, как на передних стенках будок у Адмиралов на Фото 12.

Фото 05. Аналогичный Адмирал с такой же будкой и тактической маркировкой на левом крыле. Интересно смотрятся белые полосы на крыльях для движения в колонне ночью. Фотка ценна тем, что здесь хорошо видно как срез выхлопной трубы крепится под номерной табличкой, которая расположена слева, а не справа как предлагает Leadwarrior.

Фото 06. Здесь такая же будка на двое носилок с продольной балкой . На этом снимке хорошо видна проводка к флажкам-индикаторам поворотов, а также форма брызговиков под передними крыльями.

Фото 07. На этом снимке будка на двое носилок с гладким бортом. Главное, что здесь видна форма колодки для крепления запаски на крыше кабины, а также значение давления в передних покрышках, нанесенное на крыльях над колесами 2,5 atu (2,5 атмосферы). Кстати, у обычного легкового Адмирала было просто 2 atu.

Фото 08. Еще один Адмирал с гладкой будкой под двое носилок. Обратите внимание, что перед задним крылом, на поверхности стенки будки есть небольшая вентиляционная решеточка, а на левом переднем крыле установлен Нотек.

Фото 09. Здесь, видна такая же "гладкая" конструкция будки. Видны швы стыков листов жести, которой обшивалась будка в районе креста над кабиной. Кстати, хорошо заметна колодка под запаской. Нотек также присутствует.

Фото 10. Здесь представлен Адмирал с будкой под четверо носилок. Это следует из того, что здесь по два окна на борт, что говорит о том, что носилки с пациентами располагались в два яруса. Также видны скобы крепления шанцевого инструмента на лицевой стороне будки. Обратите внимание, что машины несут темно-желтый окрас. Похоже единственный подобный снимок.

Фото 11. А на этом фото будка под четверо носилок в наиболее упрощенном варианте, сделана из досок и аналогична тем, что устанавливались на шасси Horch 830 Kfz 31. Обратите внимание на изящные крылья, прикрывающие задние колеса.

Фото 12. Несколько Адмиралов сфотографированы сверху в одном из госпиталей в оккупированном Львове. Будки упрощенной конструкции под четверо носилок. Этот снимок доказывает наличие крестов на крыше и позволил мне понять их общий вид и размеры.

Фото 13. А это как раз Horch 830 Kfz 31, который и являлся основным носителем таких "упрощенных" будок.

Фото 14. Внутреннее устройство будки Kfz 31. Хорошо видно, что стены и потолок имеют белый окрас, а вот пол, скорее всего несет серый цвет, как и экстерьер. Именно по такой схеме я решил красить интерьер своей модели.

Фото 15. А это очень интересный вариант с упрощенной кабиной водителя. никаких сведений или других фотографий этой модификации к сожалению не нашлось. Предполагаю, что этот Admiral переделан из Кюбельвагена.

Фото 16. Вот фото Kubelwagen на Шасси Opel Admiral. Видимо их использовали как базу для санитарных машин.

Фото 17. пожалуй, самая изящная версия санитарного Адмирала. Судя по всему, машина является гражданской скорой помощью. Очень красивый кузов!

Фото 18. могу ошибаться, но на этом снимке фигурирует конструкция очень похожая на предыдущую версию.

Фото 19. А здесь Адмирал уже совсем не санитарный, а скорее даже превращенный в артиллерийский тягач! хотя будка по внешнему виду и габаритам вполне похожа на санитарную, хотя и без окошек. Складывается ощущение, что крыша покрыта брезентом

Фото 20. Ну и напоследок еще один санитарный Адмирал. правда в обычном кузове и без каких-либо переделок. Более того машина окрашена в гражданский глянцевый цвет и просто несет на себе красные кресты. Видимо, она была личным транспортом какого-то высокопоставленного военного медика.


СБОРКА
    Работа над этой моделью для меня оказалась довольно долгим и тяжелым процессом со множеством факторов и событий, тормозивших и останавливающих процесс. Собственно постройка была начата летом 2012 года в рамках груп-билда Красный крест, посвященного моделям санитарной техники. Блог о постройке можно посмотреть ЗДЕСЬ. Первоначальная сборка рамы, двигателя и подвески производилась на даче и была легкой прогулкой. В дальнейшем, когда дело дошло до смолы, стыковки пластиковых и смоляных составляющих, доводки матчасти, модель несколько раз откладывалась в долгий ящик, а затем работа возобновлялась . На задержках сказывалось и то, что приходилось ждать прихода отдельных деталей. Например, ожидание смоляной детали капота с чехлом затормозило работу на добрых несколько месяцев, а лепить чехол самостоятельно я так и не рискнул.
   Ну а самым главным фактором стало то, что в процессе работы над этой моделью не стало моего отца. Это был последний проект, за которым он наблюдал воочию и давал советы, так как модель санитарной тематики имеет самое непосредственное отношение к его профессии. Увы, его уход надолго выбил творческий процесс из привычной колеи и потом я доделывал модель, временами совершенно теряя всякий энтузиазм, буквально заставляя себя продолжать постройку. В довершение всех бед, уже на завершающем этапе постройки, по глупости и неосторожности очень сильно порезал руку тамиевским резаком. Японская сталь оказалась чертовски хороша – пришлось накладывать швы и отказаться от какой-либо модельной деятельности на несколько недель. Похоже что, даже в модельных резаках японского производства живет кровожадный дух самурайской катаны.)))
   В процессе окраски так меня все достало, что решил сделать небольшой перерыв во время которого собрал миниатюрную модель санитарного фургончика Fiat Topolino. (Статью о нем опубликую в ближайшее время). В общем, можно сказать, что постройка Опеля временами продвигалась через силу, «на зубах». Хотя уже когда модель была окрашена и я располагал медицинский скарб в салоне, меня вдруг охватил такой энтузиазм, что появилось желание сделать еще несколько интересных моделей санитарной тематики, на фотографии которых натыкался в процессе работы над Адмиралом. Более того, процесс уже пошел и сейчас начата работа над санитарным Маультиром Ford V3000 фирмы ICM с рядом доработок, но… что то я сильно забегаю вперед. Вернемся к Опелю.
   
Кабина и рама
    Собственно сборка рамы, двигателя и подвески не вызвала каких либо нареканий. Доработок по движку никаких не делал, так как капот будет закрыт и его все равно никто и никогда не увидит. А вот стыковка смоляных деталей кабины с пластиком заставила серьезно повозиться, иначе все норовило собраться с большими уступами или искривлениями. Пришлось провести ряд доработок в кабине, так как ICM не воспроизвели многие элементы. В частности у Адмирала совсем отсутствуют педали. Как же на нем ехать без педалей? ))) Еще одним моментом, с которым пришлось повозиться – установка лобового стекла. Долго подгонял и подтачивал, пока не получил приемлемый вид. Все работы и доработки можно увидеть ниже:

Рама в сборе. Детали очень ажурные, членение мелкое, что позволяет подробно воспроизвести деталировку. Но это и осложняет процесс постройки. Раму надо собирать, прикладывая к плоской поверхности (столу, стеклу), чтобы точно выверять углы иначе, она наверняка выйдет не идеально ровной и потом одно из колес зависнет в воздухе.

Двигатель, хоть и не будет виден, но деталирован весьма достойно. Хотя, если делать капот открытым, то тут есть с чем повозиться ))) Кстати, стыковка подкрылков требует особой аккуратности, иначе потом весь перед пойдет наперекосяк.

Пробная подгонка кабины из смоляного конверсионного набора фирмы Leadwarrior. Питатели со смолы еще не удалены.

Убрал с кабины литьевые питатели и вклеил пластиковые детали. Очень озадачила конструкция руля. Довольно сложно состыковать сам обод с основанием. руль все время норовил развалиться. Думаю, что нужно было его изначально отлить одной деталью. На приборной панели есть довольно неприятный шов, который необходимо зашпаклевать.

Примерил лобовое стекло. оказалось, что проем несколько меньше размера лобового стекла. Пришлось проем слегка расточить резаком. Вроде получилось аккуратно.

Теперь немного о грустном. к сожалению ICM забыл имитировать ряд деталей в салоне.
В частности не имитирован резиновый кожух основания рычага коробки передач. он был выточен мной из подходящего по диаметру литника.

В кабине много других недочетов: совершенно отсутствуют педали, не совсем достоверно имитирован рычаг переключения передач, кнопки на приборной панели сделаны не так. В общем пришлось все это сделать самостоятельно, чтобы приблизить модель к оригиналу.

Вид с другой стороны. Педали сделаны самостоятельно. не устанавливайте зеркало заднего вида в кабине. Его у версии с будкой не ставили.

Справочные фотографии, которые я использовал при доработке салона. Здесь хорошо видна приборная панель.

А на этом кадре просматриваются педали и рычаги.

У этого реставрируемого Опеля обивка и дерматина, которая является более практичной с точки зрения санитарной машины.

А здесь тканевая обивка салона. Сомнительно, чтобы такая была у санитарных версий Опеля, ведь санитарную машину, изнутри обили бы чем-то поддающимся быстрой чистке и не сильно марким.

Интерьер кабины был окрашен серой краской XF-24 и затонирован фильтрами и темной смывкой. Затем были нанесены декали - циферблаты на приборной панели. Увы, но деки не подходили по размеру и рассыпались при позиционировании на детали. Я уже молчу про условность изображения на них. Сразу после нанесения они выглядели так.

В итоге, их пришлось подкрашивать кистью, чтобы придать нормальный вид. на некоторых циферблатах были дорисованы стрелки. педали были натерты темным металликом.

Сиденья и обивка дверей были окрашены акрилом XF-10 и затонированы фильтрами, смывкой и тамиевскими пудреницами. у адмиралов существовало два типа обивки: тканевая и кожаная (или дерматин). У ICM рельеф поверхностей деталей дверей и сидений более всего напоминает именно дерматин, что нам как раз и нужно!

Затем начался долгий и нудный процесс вклеивания стекол и дверей. Все пришлось насухо подгонять прежде чем начать приклеивать. учитывая, что соседствовали пластиковые детали дверей и смоляная деталь кабины, пришлось прибегнуть к супер клею, который пришлось очень аккуратно наносить, чтобы не допустить "запотевания" деталей стекол.

Особого внимания и аккуратности потребовало вклеивание лобового стекла. Вроде получилось аккуратно, без запотеваний и косяков.

После мытарств с дверями и стеклами была приклеена тыльная стенка кабины. готово!

Готовая кабина была установлена на раму, к кабине приклеил капот. Осталось пристыковать решетку радиатора и крылья, что, судя по всему будет довольно сложной процедурой, так как стыкуемость всех многочисленных узлов совсем не идеальна.

Собран бензобак с заливочной горловиной и установлен на свое законное место.

Детали решетки радиатора из коробки и смоляная с накидкой фирмы U-Models для сравнения. Честно говоря, оказался несколько разочарован. Видимо форма довольно интенсивно износилась, поэтому сквозные отверстия в решетке, которые должны быть у смоляной детали в основном, отсутствуют. вместо них, наоборот торчат кусочки смолы.

Пришлось прорезать отверстия модельным ножом. процедура скажу я вам, довольно утомительная и не дающая права на ошибку, но результатом остался более-менее доволен.

Решетка радиатора и крылья установлены на модель. Смоляная деталь имела ряд каверн и скверно стыковалась с пластиковыми элементами. Пришлось прибегнуть к различным наждакам и шлифмашинке. Обратите внимание, что крепление бампера, которое в модели чрезмерно толстое и не достоверное, было удалено. от него оставил только островки. К ним будут приклеены более ажурные крепежи.

При обработке носовой детали, пришлось сточить элементы декора, которые были восстановлены листовым пластиком. Декоративная стрела была доработана подставкой из кусочка черного пластика, укорочена и сделана тоньше.

Бампер после установки. Крепежи были вырезаны из листового пластика толщиной 0,5 мм фирмы Эвергрин. Установка заставила немного повозиться, но результат того стоит, если сравнить с оригиналом.

На этой картинке хорошо видно устройство крепления бампера.

Фары на моем прототипе покрыты защитными чехлами, поэтому я просто окрасил внутреннюю поверхность в черный цвет перед установкой стекляшек. Номерная табличка у прототипа имеет довольно интересное крепление, которое было воспроизведено с помощью обрезков фототравления.

По сторонам кабины были установлены пороги. Эти детали не имеют четкого мета установки, поэтому подгонять их пришлось довольно тщательно.

Колеса были дополнительно обработаны наждаком по поверхности протектора, чтобы сгладить мелкие перепады, вызванные "блинной" технологией их сборки. Выглядят они очень убедительно и протектор похож на себя. Были добавлены только ниппели.

Пробная установка запаски, фары на крыше кабины и зеркала заднего вида.

Теперь немного убежим вперед. Благодаря замечаниям коллег и появлению неизвестных мне ранее фотографий исправил несколько заметных косячков на своем Опелечке уже в процессе окраски, но для удобства повествования расскажу о них здесь. Не удивляйтесь, что на фото модель уже несет окраску.

Итак, из прутков Лайн Роар квадратного сечения 1мм была вырезана колодка для крепления запаски на крыше кабины. Честно говоря, долго я с ней мучился, чтобы сделать симметричной и придать характерную криволинейную форму.

Еще одним исправлением стала переделка выхлопной системы. 1мм пластиковый пруток был изогнут и пущен за будку, где он крепится под номерной табличкой.

Брызговики вырезал из Эвергриновского листового пластика 0,3 мм. Крепежи - распорки тоже из листового пластика. С брызговиками была кутерьма. Они у меня несколько раз получались слишком маленькими. Пришлось дважды делать заново

на этом ракурсе видны места крепления брызговиков, а также конструкция крепления бампера.

На этом кадре реставрируемого Адмирала хорошо видна перекладина на которую крепился брызговик.


Будка
    Будка изначально казалась элементом визуально простым и легким в сборке. Однако, при постройке я завалил один из бортов, потом его аккуратно отломал, зачистил следы супер-клея и долго возился с повторной стыковкой. На этом этапе будьте очень аккуратны, лучше не повторять моих ошибок. Все нюансы работы видно на фотографиях, представленных ниже.
   
   

Первичная сборка деталей санитарного отсека. Состыкованы стенки и полик.

После этого на свои места были вклеены подкрылки. Обратите внимание на зазоры между ними и поликом. В эти зазоры как раз встанут изгибы рамы и отверстий в полу не будет.

На стенки будки приклеены мягкие спинки скамеек и крючки. на эти крючки будут прицеплены предметы одежды.

Откидные скамейки собраны и готовы к установке на модель.

Скамейки установлены на свои места. Сделал их в разложенном состоянии, так как планируется поставить на них разнообразные ящички с медикаментами и соответствующей маркировкой.

Вид с другой стороны. Обратите внимание на карман для ящичка с медикаментами на стенке слева.

Затем взялся за стекление будки. Использовал тамиевский прозрачный пластик 0.3 мм. Клеил аккуратно на обычный супер-клей. Под одним из окошек был выломан кусочек опалубки. Видимо он остался в форме. Наростил его тамиевской шпаклевкой. Внутренняя поверхность оконной рамы заранее была окрашена в панцерграу кистью.

С остеклением дверок пришлось довольно долго повозиться. Из того же прозрачного пластика были вырезаны стекляшки четко по форме проемов. Многократно примерял и подгонял их, а потом вклеил очень аккуратно на маленькие капельки супер-клея нанесенные заточенной зубочисткой. На фото левая дверка уже частично замаскирована для окраски.

И вновь немного убежим вперед. Благодаря замечаниям коллег и появлению неизвестных мне ранее фотографий исправил несколько заметных косячков на будке Опеля уже в процессе окраски. Изкоробочные индикаторы поворотов оказались не подходящими по размеру и виду. Изготовил их сам из пластика.

Добавил вентиляционную решетку, которая изготовлена из двух кусочков листового пластика. Ребристость имитирована острым резаком.

Номерную табличку заменил на фототравленую фирмы Verlinden. обратите внимание, что катафот снизу не нужен. На этом месте будет располагаться срез выхлопной трубы.

Кстати, номерной знак с фарой нужно устанавливать не справа, как рекомендуется в инструкции Leadwarrior, а слева. Это видно на нескольких фото Опелей.

сначала интерьер был задут тамиевским аэрозольным грунтом. затем, пол был окрашен темно-серым акрилом XF-24. После высыхания краски, пол был замаскирован тамиевским скочем и стенки с потолком были покрашены в белый акрил XF-2.

Тонкой кистью была аккуратно прокрашена магкая обивка и ящичек с медикаментами. Тонировка интерьера довольно лаконична. Все покрыто Миговским фильтром P404, затем по полу нанесена темная смывка Dark Wash P220, а по стенкам и потолку нейтральная смывка P222.

Затем были нанесены сколы и царапины на полу с помощью акрила Валлехо древесного цвета.

Пол также был тонирован втиранием масла Abt 070 насухо.

Тонировка белоснежных стенок и потолка оказалась довольно интересной работой. Очень опасался перетонировать белый всякими смывками, поэтому решил просто втереть серое масло, чтобы выделить рельеф на потолке и стенках. Оказалось именно то, что нужно, чтобы не переборщить.

Вид на интерьер с выполненной тонировкой. Вроде обошлось без перебора, но и глазу есть за что зацепиться.

Общий вид на будку, крышу и дверки. Интерьер полностью готов. Осталось пустановить крышу.

Финальным штрихом окраски интерьера стала тонировка мягких спинок. Также приклеил на ящичек с инструментами декаль с маркировкой и красным крестом фирмы Archer.

Теперь настало время замаскировать стекляшки. Довольно трудоемкий и очень ответственный процесс без права на ошибку. Сначала по периметру были наклеены кусочки тамиевского скотча. Затем в изгибы и середину был нанесен ганзовский маскол.

Вот остекление кабины и замаскировано. теперь можно взяться за будочку.

Боковые стекла и окошко за кабиной водителя были аккуратно залиты Миговской жидкой маской. Она гораздо жиже, чем все аналоги и сама растекается по поверхности, как тесто для блинов )) Теперь вы поняли зачем оконные рамы были окрашены в серый заранее? ))

Остекление дверей, которое пришлось так долго вырезать из прозрачного листового пластика и многократно прикладывать в проемы подгоняя по месту, гораздо более деликатно. Очень аккуратно приклеил кусочки скотча по периметру. Главное сильно не давить, чтобы не выдавить стекляшки.

Модель собрана и полностью готова к окраске.


ОКРАСКА
    Окраска такой машины оказалась довольно трудоемким и интересным процессом. Казалось бы, что может быть проще? Задуваем в серый цвет и готово. Но есть одно но - санитарная тыловая машина должна быть достаточно чистой, но при этом хочется сделать модель зрелищной. Как найти оптимальное решение при такой задаче? К счастью, сам прототип дает такую возможность. Первое, что бросается в глаза – это обилие красных крестов, которые делают машину очень необычной. Нетривиальной задачей оказался поиск крестов, подходящих по размеру и форме. Много времени я провел подбирая подходящие варианты из запасов. В итоге мне повезло, нужные варианты нашлись! Бортовые взяты из санитарного маультира фирмы Dragon. Ну а те, что на дверцах и над кабиной позаимствованы из Бизоновского набора декалей для Опеля Блиц. Такой большой декали, чтобы нанести крест на крышу будки, у меня естественно не нашлось, но тут внезапно помогли авиационные трафареты фирмы advanced Modelling в 48 масштабе. Кто бы мог подумать?! Никогда не знаешь, что может пригодиться в работе!
   
   Для того, чтобы передать достоверность материалов пришлось поиграться фактурой поверхностей. Например, кабина имеет легкий лоск, едва заметный глянец, который я получил добавляя лак в краску и слегка полируя поверхности после высыхания, а вот будка сделана полностью матовой. Для того, чтобы передать объем и рельеф поверхностей использовал сразу несколько видов смывок на разных участках модели. Также, активно применял метод втирания масла насухо в углублениях и швах, что подчеркнуло фактуру деталей, но помогло избежать перебора. Загрязнение делал очень умеренно – немного пыли и чуть-чуть брызг из луж, что уютно расположились на обочине близлежащей дороги. Кстати, сколов и царапин тоже самый минимум. Это ведь не газель на развозке фруктов. Ну а для оживления поверхности крыши будки расположил там несколько следов, оставленных голубями. Возможно, они сделали это со страху при виде орлов, дежурящих в небе возле аэродрома.
   
Окраска и маркировка

Сначала вся рама и нижние участки кабины и будки были задуты краской XF-69 Nato Black. Это позволит сделать эти участки более темными после покраски, а заодно избавит от непрокрасов на такой сложной многогранной конструкции как рама.

Теперь время озаботится большим крестом на крыше. Так как все маленькие кресты будут нанесены декалями, то с ними работа будет позже, а вот большой я нанесу еще до нанесения базового серого цвета. Так будет удобнее. Для начала вся крыша задута белым цветом.

Затем на крышу наносится трафарет подходящего размера. После долгих подборов самым подходящим оказался трафарет для крестов авиации люфтваффе в 1\32 фирмы Advanced Modelling. Вот уж никогда не знаешь что может пригодиться в работе )))) Обратите внимание, что боковые скобки оставлены заклеенными.

После тщательной подгонки трафарета и проверки плотности прилегания наносится красная краска.

Ждем минут десять, а потом снимаем скоч и трафарет....вуаля! Вроде прилично получилось.

Теперь нужно имитировать белую окружность вокруг креста. Для этой цели мне пригодился кружок трафарета все той же Advanced Modelling из набора для нанесения маркировки самолетов США. Благо кружок прозрачный, поэтому наложить его на крест не составило труда.

После нанесения базового цвета XF-24 и снятия масок получается так. Кстати, это не PacMan, это снятый трафарет )))

Добавил в краску XF-24 несколько капель лака X-22 для того, чтобы краска ложилась ровнее. Это облегчит дальнейшее нанесение смывки и другую тонировку.

Со стекол маску снимал тонким пинцетом, подцепляя зубочисткой, чтобы не поцарапать стекляшку.

Далее на будку были нанесены декали с красными крестами. подбирал из запасов подходящие варианты. На борта подошли деки от санитарного Маультира фирмы Драгон, а на дверки и переднюю часть будки подобрал деки из набора на Опель Блитц фирмы Bison. При нанесении использовал Micro Set и Micro Sol.

Если на одну из дверей дека легла нормально, то со второй бла проблема. Декаль пришлось спешно отдирать и на ее место наносить аналогичную (благо была лишняя!). Увы, но после таких манипуляций вторая дека легла с заметной подложкой. Затем покрылматовым лаком XF-86 с добавлением капельки серого, чтобы приглушить ярко-белый тон. Но, после этого подложку стало видно еще больше!

Пришлось придумать оригинальное решение проблемы. Приложил крышечку от тамиевской шпаклевки и аккуратно нанес серый XF-24 тонкой струей из аэрографа. Эту процедуру повторил несколько раз по всему периметру проблемной декали, придерживая крышку от тюбика пальцем.

И о чудо! Подложку удалось победить почти без следа. Чтобы еще больше не накосячить, прикрыл стекляшку кусочком скоча. на всякий пожарный.

Самым крепким орешком стал крест, кторый нанесен на лицевой стенке будки, сразу над кабиной. Сложен он тем, что нанесен поверх рельефа стыка стенки и крыши. Легла декаль неплохо, повторив рельеф поверхности, но вот подложка получилась очень заметной, да еще и я с дуру так активно ее приплющивал к поверхности, что протер краску.

Решил воспользоваться поверенным методом! только крышечка от тюбика шпаклевки уже не годилась, так как рельеф поверхности не позволил бы приложить оную равномерно. Поэтому вырезал свеобразый полумесяц из скоча и после покрытия декали лаком XF-86 и просушки приложил скоч так, чтобы не закрытой осталась подложка и проплешина.

Аккуратно надул краску XF-24, разведенную чуть пожиже и снял маску. Получилось вот так. на мой взгляд, все огрехи удалось ликвидировать.

После того как все декали с крестами были покрыты лаком и нанесен маленький красный крест на фонарь на кабине, приступил к нанесению тактической маркировки и давления в шинах.

Вид с другого ракурса.

У санитарного фургона на базе Адмирала рекомендуемое давление в шинах составляло 2,5 атм. Увы, но это оказалось редким для вермахта показателем! нашел в запасах кучу декалей на 2.0 atu 3.5 atu, 1,8 atu и т.д., но ни одной на 2.5!!!

Пришлось собирать каждую маркировку из двух циферок, вырезанных из Бизоновских декалей. к значению .5atu приклеивал спереди циферку 2 и получался искомый результат. правдя декальки очень мелкие, поэтому немного замучался вырезать их и стыковать

Теперь о маркировке. подходящая эмблема с листа декалей фирмы Magic Models была переведена на модель. Но сначала у нее были отрезаны "колесики" и нанесены чуть ближе друг к другу, чтобы максимально соответствовать прототипу.

Необходимо закрасить элемент в центре прямоугольника и на его место нанести два треугольника так, чтобы они не касались бортов прямоугольника. Задача сложная, но решаемая! Сначала закрасил серединку базовым серым XF-24, а затем белым акрилом Валлехо нанес треугольнички с помощью очень тонкой кисти. Вроде получилось нормально! Теперь маркировка соответствует прототипу.

Доделал номерные знаки. Декаль от Верлиндена оказалась довольно капризной, поэтому пришлось наложить на табличку сверху несколько слоев матового лака. Черный кант нарисован кистью от руки. "Одеяло" окрасил коричневым оттенком Валлехо. Пуговицы из белого металла окрашу уже после тонировки, чтобы металлик не растащило смывками и фильтрами.

Задняя номерная табличка также была покрыта несколькими слоями матового лака XF-86 после нанесения всех циферок. Ходовой огонь окрашен глянцевым красным лаком Х-27.


Тонировка

Для начала, покрыл кабину и будку светло-серым фильтром Р421 Neutral Grey, который поможет несколько высветлить эти элементы. Наносил фильтр аэрографом, чтобы избежать излишней разнородности, которая может возникнуть при нанесении кистью.

Модель после нанесения фильтров. На ходовую фильтр не наносил. только на кабину, будку и задние двери.

Для ходовой части и нижних элементов я решил применить более темный фильтр, чтобы задать некоторый контраст и затенение этих элементов. Для этой цели выбрал фильтр NL-18 Dark Brown Filter фирмы Wilder .

так как химия Wilder сделана немного более густой, чтобы моделист мог самостоятельно подобрать оптимальную консистенцию, взял растворитель и подобрал нужную мне пропорцию на глаз. Получилось примерно 50 на 50 с растворителем. При подборе использовал белую салфетку , чтобы хорошо видеть то, какая концентрация получается.

Затем нанес полученную смесь на ходовую часть и раму, используя среднюю круглую кисть.

Следующим этапом тонировки стали масляные точки. Я использовал масло 502 Abteilung серых и коричневых тонов. Обратите внимание. что точки нанесены не очень часто. гораздо реже, чем я это делаю обычно. Это связано с необходимостью не перетонировать модель. Коричневые точки нанесены ближе к низу, более светлые ближе к верху.

Hастирал точки vfckf круглой и плоской кисточками, в зависимости от того, где удобнее подбираться

Учитывая, что легковой автомобиль имеет довольно сложную поверхность с разнородным рельефом, решил на разных элементах использовать разные смывки. На неглубоких рельефах, выштамповках и местах, где нет ярко выраженного шва нанес не очень контрастную серую смывку Cold Grey wash фирмы MiG Productions. Она помогла выделить рельеф этих элементов, но не перечернить.

На более ярко выраженных швах и подвеске использовал более контрастную смывку NL-02 Deep Shadow Wash фирмы Wilder. Она сможет более заметно оттенить эти участки.

Самую темную смывку NL-01 Black smoke Wash применил для тонировки вентиляционных решеток, где необходимо задать максимальный контраст, чтобы имитировать сквозные вентиляционные отверстия.

Неглубокий рельеф на будке также потребовал легкой смывки. Нанес не очень контрастную серую смывку Cold Grey wash фирмы MiG Productions.

Колеса тонированы темной смывкой MiG P220 Dark Wash.

После нанесения смывки и просушки модель приобрела следующий вид.

И с другой стороны.

Следующим этапом тонировки стало втирание масла насухо. Это довольно простой, но зрелищный прием, который позволит придать модели рельефность.

Сначала масло подходящего тона (в данном случае Dark Mud фирмы MiG Productions) аккуратно наносится вдоль стуков и углублений. Главное. наносить не большое количество. иначе, потом модель будет смотреться перетонированной.

Затем, свеженанесенное масло слегка втирается в поверхность маленькой кисточкой.

Это позволяет "придавить" его к поверхности и убрать излишки.

Затем, масло аккуратно растушевывается кистью до получения плавных переходов.

Далее перейдем к сколам. Наносил их совсем немного. Судя по фото прототипа, новая и в хорошем состоянии, поэтому и сколов на ней будет самый минимум. Основное скопление царапин на задних дверцах.

Немного сколов возле дверной рукоятки водителя, на пороге, на бортах будки и на задних дверцах: ( если честно, то очень опасался переборщить со сколами

Общий вид модели после установки дворников, зеркала заднего вида, запаски, окраски клепок на одеяле и нанесения сколов.

Рассказ о пылении начну с колес. Для наилучшей иллюстрации каждый из этапов их тонировки фотографировал. Cначала был насухо втерт пигмент GP-10 Road European Clay фирмы Wilder.

Затем добавил более светлый пигмент GP-17 Industrial Dust.

Теперь фиксируем пигменты капелькой растворителя. Главное сильно не возюкать кистью по поверхности, а пытаться смочить едва касаясь её кистью.

После высыхания растворителя колесо приобретает примерно такой вид. Обратите внимание, что кое-где излишки пигмента были убраны ватной палочкой.

Ну а вот и все колеса готовы! с каждым из них была проделана аналогичная процедура. Кроме запаски, конечно, ведь она не контактирует с дорогой и запыляется вместе с корпусом модели.

Для пыления самой модели использовал аналогичные оттенки пигментов Wilder , что и для колес (GP-10 и GP-17). пыль наносил очень лаконично, и в основном, на нижние участки модели. В данном случае, на днище будки.

А здесь на низ кабины и раму. Фиксировал пигменты, как и на колесах, обычным растворителем Abt.111.

На борта пыль наносилась совсем чуть-чуть. Прототип моей модели ездил по хорошим дорогам и грязи-пыли почти не видел. Не забывайте хорошо пропылить колесные арки и подкрылки.

Брызги грязи были нанесены посредством набрызгивания с кисточки жидкостью NL-29 Brown dirt Spatter. Предварительно, в нее было добавлено немного гипса для объема. Потек ГСМ на колесе был нанесен жидкостью P410 Oil Mixture фирмы MiG.

 



Схема тонировки модели. Здесь показаны основные приемы и средства, которые были применены в работе.

Скарб
    Одним из самых интересных этапов в работе над этой моделью стала всяческая медицинская утварь, которая расположена в будке. Ящички, кислородные баллоны, упаковки с медикаментами, коробочки были взяты из нескольких тематических наборов аксессуаров фирм PlusModel и Verlinden. Все это расположено в легком сумбуре, так чтобы показать, будто санитары искали какое-то лекарство. На крючки были повешены китель и фуражка, а для усиления ощущения спешки я «уронил и размотал» бинт. Не удержался и от того, чтобы добавить в салон костыли. Их сделал из пластиковых прутков подходящего сечения. На одной из дверок повесил график дежурств (или еще чего-то) с неразборчивым медицинским почерком.

Большая часть скарба видна на этой фотографии. Здесь есть кислородные баллоны со специальным транспортировочным ящиком, ларь со съемными ячейками для различных медикаментов, металлический ящик и множество всевозможных упаковочек с лекарствами, перевязочным материалом и китель.

Костыли были сделаны из пластикового профиля Lion Roar разного сечения и кусочков пластика. Долго собирался с мыслями, как их сделать, а в результате, собрал минут за двадцать.

После окраски костыли приобрели такой, немного потасканный вид. Специально сделал их интенсивно тонированными, подразумевая, что их неоднократно использовали многочисленные пациенты.

На одну из дверей, с обратной стороны приклеил некий график. Текст не читабельный.... на у где вы видели аккуратный почерк врача? На скамьях разложены ящики и медикаменты, а также бинт, который упал и размотался. Бинт изготовлен из пластикового прутка и салфетки.


    На этом могу и закончить свой долгий рассказ о постройке этого Опеля. Работа над проектом длилась с лета 2012 по сентябрь 2014 и получилась довольно сложной, но очень увлекательной, поэтому не удержался и поделился с вами всеми её тонкостями и нюансами. Тот, кто прочитал статью до конца и осилил просмотр всех фотографий получит 10 баллов к своей модельной карме и больше никогда не столкнется с шагренью краски))). Ну а если серьезно, то я прекрасно понимаю, что немногие коллеги бросятся строить столь уникальную модель, но смею быть уверен, что ряд приемов из этой статьи легко может быть применен к различным моделям авто и грузовиков в 35ом масштабе. Блог о постройке модели живет ЗДЕСЬ. Там немного больше фотографий, чем в статье.
   
   Хочу выразить благодарность всем друзьям и коллегам, чьё участие, советы и фотографии очень помогли мне при постройке этой модели! Отдельно хочу поблагодарить Олега Леонова и Вадима Сафронова за подсказки, советы и дельные комментарии. Без их помощи моя модель точно была бы менее достоверной.
    Отдельную благодарность за терпение хочу выразить своей супруге Екатерине! Именно она частенько подгоняла меня в работе и в конечном счете способствовала более скорому завершению модели. Ну и конечно же большое спасибо фирме Leadwarrior и Алексу Шелесту за то, что они выпустили этот конверсионный набор, да еще и прислали его для подготовки обзора.
   
   
   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
   ICM 35471 – сама модель
   Leadwarrior LW 35206 – конверсионный набор
   U-Models – деталь решетки радиатора с чехлом
   Verlinden – номерные таблички
   Verlinden – плакат с графиком
   Verlinden – китель
   PlusModel PM434 - German medical set
   PlusModel PM117 - Ammunition and Medical Aid Containers
   5,45 – фуражка
   Advanced Modellling AM48100- трафареты
   Bison 35066 – декали с красными крестами
   Tamiya- прозрачный листовой пластик
   Evergreen – листовой пластик
   Lion Roar – пластиковые и латунные прутки различных диаметров
   
   
   Конструктивная критика, комментарии, отзывы и замечания по делу всячески приветствуются!
   
   Владимир Яшин
   Новосибирск 2014
   www.genscher-shop.ru
   www.ost-front.ru