САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы


С Днем Победы, дорогие друзья!
14 апреля 2021 г.    DiShow-2020. Опубликованы последние итоги работы жюри. Конкурс завершен. Спасибо всем участникам, все было как всегда здорово. Если вы не видите итогов по каким-либо номинациям, значит согласно Правилам эти номинации не состоялись.

Победители и призеры конкурса могут забрать свои дипломы здесь.

Дипломы для всех остальных участников можно получить здесь.

До новых встреч!
опубликовано 2012-02-13
другие работы автора  |  обсуждение  
БТ-5 в Испании - постройка и покраска
Tamiya + Rhino 1:35
Илья Ют
aka Juy
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
    Колесно-гусеничный танк БТ-5 является ярчайшим представителем советского танкостроения 30-х годов. Он был запущен в серийное производство в 1933 г. , придя на смену БТ-2. Его основное отличие от предшественника – 45-мм пушка, установленная в увеличенной башне. С таким вооружением БТ-5 мог успешно бороться практически со всеми танками 30-х годов. Характерной особенностью всех бэтэшек была свечная пружинная подвеска, унаследованная от танка Кристи. Благодаря ей они могли разгоняться до автомобильных скоростей. Но бронирование было противопульным и к концу десятилетия уже не могло защитить экипажи от главной опасности – небольших противотанковых пушек, которых становилось все больше на поле боя.
   
    БТ-5 принимали участие в локальных конфликтах 30-х гг. в Европе и Азии, и, разумеется, в Великой Отечественной Войне. Свое боевое крещение они приняли в Испании в 1937 г. Во время Гражданской войны СССР поддерживал республиканцев техникой, вооружением и добровольцами. В рамках этой помощи, в 1937 в Испанию морем прибыли 50 танков БТ-5 и танкситы-добровольцы. В первом их бою было подбито 16 танков БТ-5, часть из которых удалось восстановить. Зимой 1937-38 гг. БТ-5 принимали участия в тяжелых боях за г. Теруэль. Танки вели отнюдь не маневренные бои, а сражались в глубоком снегу и на городских улицах. Тем не менее, они успешно противостояли бронетехнике Франко. Весной танки БТ-5 были переброшены на Восточный фронт. К концу марта 1938 из 50 БТ-5 боеспособными остались 18 машин. После отзыва советских танкистов СССР, экипажи были сформированы из испанцев (ранее на бэтэшках воевали испанцы, добровольцы из СССР и других стран). Часть БТ-5 (также как Т-26) стали трофеями националистов. Чтоб предотвратить «дружественный огонь» трофеи получили яркую маркировку – красные и желтые полосы шириной во всю башню. Встречались танки, где полосы наносились только на кормовую нишу и маску орудия. В качестве знаков воздушного опознавания могли использоваться черно-белые андреевские кресты. Не исключено, что 1-2 танка могли попасть обратно в руки республиканцев, которые могли перекрасить нижнюю в полосу в пурпурный цвет (цвета флагов националистов и республиканцев отличались 1 полосой + герб посередине). Но поскольку фото черно-белые однозначно это не определить. Для своей модели я выбрал яркую маркировку с красно-желтыми полосами, но без андреевского креста. Возможно это танк, который республиканцы отбили, но еще не перекрасили нижнюю полосу )
   
   По танкам БТ выпущено немало книг, в интернете есть материалы 30х годов с описанием конструкции, многочисленные фотографии боевых и музейных машин. Тем не менее, некоторые вопросы по матчасти остались без ответа. Например, мне не удалось найти достойного чертежа. Нет, чертежи есть, но они грешат неточностями или упрощениями. Немалую пользу приносит изучение фотографий музейных машин, но и тут надо проявлять осторожность и сверяться с фото 30-40х гг.
   
   Моей целью была постройка по возможности копийной модели БТ-5 с интересной маркировкой и интенсивным везерингом.
   
   В Испании воевали БТ-5, не прошедшие модернизацию (с оригинальными траками, системой выхлопа итд.). Среди них были машины с поручневыми антеннами, но я остановился на линейном варианте. Главная проблема, с которой сталкиваешься при постройке модели БТ-5 – собственно отсутствие качественной, копийной модели. Единственный пластик – старый набор от Звезды, которому уже 20 лет, который не отличается ни точностью, ни хорошей деталировкой. Кроме того, на момент начала постройки, Звезда еще не возобновила его выпуск. Пришлось раскошелиться: в качестве донора башни и деталей ходовой был куплен тамиевский БТ-7 и смоляной корпус Rhino models. Для деталировки использовал точеные стволы, смоляные катки, прочий афтермаркет и подручные материалы. Но куча афтермаркета - это не есть копийная модель. Доработок было немало, об этом – ниже.
   
   Тамиевский БТ-7 – замечательная модель, с небольшими доработками из коробки получается копийный результат. Но башни БТ-7 и БТ-5 немного отличаются, поэтому пришлось поработать рашпилем. Прежде всего, я сошкурил усиливающие планки на кормовой нише. На кормовом люке я сделал петли другой формы из полистриола и тянутого литника. Чтобы сделать модель интересней, я приоткрыл левый пистолетный порт и вывесил на цепочке крышку правого. Цепочка – травленая, пробки портов были доработаны 2-х компонентной шпаклевкой. Около маски я добавил небольшие сварные швы, рымы на крыше башни сделал «подвижными». Стволы пушки и пулемета я заменил на точеные. При этом замечательный ствол ДТ от Model’R не пришлось красить – он уже «вороненый»!
   
   Корпус от Rhino models – смоляной «кирпичик» солидного веса + смоляные детали подвески, крылья итд. Качество литья – хорошее, из дефектов только несколько мельчайших пузырьков. Ввиде бонуса к нему идет платка фототравления (качество на тройку), трафареты для полудюжины маркировок и инструкция по сборке на английском. Все это производит приятное впечатление, но при детальном изучении вылезают проблемы с матчастью. Общие размеры корпуса не вызывают вопросов, но расстояние между осями катками сомнительно. Есть вопросы и по поводу выреза за 4 опорным катком, но это не критично, т.к. после сборки не будет заметно. Все остальное исправимо при наличии мотивации.
   
   Клепка. Она есть и во многом соответствует чертежу в одной из книг. Беда в том, что на данном чертеже есть лишние заклепки, которых нет ни на одной из сотен фотографий, которые были изучены. Впрочем, я быстро сбрил лишнее. Но пришлось делать клепку там, где производитель ее проигнорировал. На борта были приклеены усиливающие полоски из полистирола, на них разместил смоляные заклепки от Мастерклуба. Несколько заклепок посадил и на нос танка. «Расшивка» на модели представлена далеко не везде, и я нанес ее с помощью модельного ножа. Кое-где переборщил – пришлось зашпаклевать и нарезать по-новой. В местах стыка креплений ленивцев к корпусу сделал сварные швы из шпаклевки. Доработал и буксировочные петли на корме.
   
   С полукруглой сетчатой крышкой воздухозаборника пришлось повозиться. Rhino предлагает сделать ее из нескольких травленых деталей, но сама сетка ни на что не годится. Поэтому я заменил ее на сетку из своих запасов, закрепил на детали от тамиевского БТ-7 облагородил полосками из доширака и головками болтов из тянутого литника. Для антуража я немного помял конструкцию. Травленые детали, закрывающие «сетки» по бортам были подрезаны под башню, как и у прототипа. Ручки сделаны из проволоки, что дает идеально круглое сечение и прочность.
    Надгусеничные полки даны в смоле. По качеству особых претензий нет, но смола – не травло, помять не получится. Единственные доработки – отверстия для ремешков, крепящих гусеницы при движении на колесах. С корпусом состыковались хорошо (как и прочие детали), шпаклевки потребовалось самая малость. Но с травлеными задними крыльями беда – одним деталям не хватает пары сантиметров, другие вообще плод фантазии Rhino. В итоге доработал их полистиролом и укрепил полосками фольги.
   Часть деталей были взяты из набора БТ-7 Тамии и немного дорабоны. Фары получили крепление из проволоки и травления, а также проводку. Ближе к завершению проекта я немного погнул крепление одной, а в другую поставил отражатель Эльф.
   
   Крепления ведущих колес и буксировочные крюки были установлены без изменений. Доработкам подвергся узел крепления поворотных опорных катков. Сам по себе этот блок состоит из многих мелких деталей и выглядит сложно на фоне лаконичной конструкции всего танка. Он сделан хорошо, но, как и в случае с башней, пришлось его адаптировать к БТ-5. Поскольку некоторые детали отличаются от тех, которые были на БТ-7, я использовал проволоку для соотв. доработок. Надо отметить, что смоляные детали крепления ленивца замечательно состыковались с тамиевским пластиком.
   Вобщем смоляной корпус Rhino оставил смешанное впечатление. С одной стороны хорошее литье, достойная стыкуемость, трафареты, оси катков, усиленные проволокой, с другой хватает неточностей по матчасти и убогое травло. После сборки я связался с производителем и задал вопросы. В ответ мне вежливо написали, что матчасть править не планируют. А жаль.
   
 
    Катки БТ-5 и БТ-7 отличались по диаметру на 15 мм, в масштабе 1/35 этого не будет заметно на глаз, но на катках от БТ-7 есть особенность – усиливающие кольца вокруг ступицы. На испанских БТ-5 такого однозначно не было. Поэтому тамиевские катки надо было шлифовать, восстанавливать корончатые гайки… или менять. Набор смоляных катков делает Комплект ЗИП. Качеством литья ведущих и ленивцев я был не впечатлен. Что касается опорных катков (из-за которых и брал набор), то они отлиты замечательно, но корончатые гайки переразмерены. Пусть это лишних 1-2 мм в диаметре, но когда их много, то это было бы заметно и под щедрым слоем грязи. Пришлось исправить. Надо отметить, что на упаковке написано, что катки адаптированы под модель Звезды, поэтому их пришлось подогнать по месту. Тамиевские траки качественно отлиты и хорошо стыкуются. Но на внтуренней поверхности есть следы от толкателей. Чуть ли не на каждом траке. Удалять их - то еще удовольствие.
   
   На сборку ушло несколько месяцев, в течении которых я работал еще над 2 моделями. Впереди был не менее интересный эта - покраска и везеринг.
   
    Начну с общих соображений. Я не поклонник моделей, которые выглядят, как будто помытые перед парадом. Подход многих ортодоксов, отлавливающих клепку, но красящих полученную модель унылейшим образом мне чужд. Да, я мог пропустить пару заклепок, но ведь не они формируют восприятие готовой модели. Мне гораздо ближе образ боевой машины, со следами активной эксплуатации. Даже сколы, которые ненавистны многим олдскульным моделистам, встречаются на многих фотографиях, а Д. Г. Павлов, который командовал танковой бригадой в Испании, отметил что «машины выходят [из боя] с половиной отбитой краской». Что касается грязи и пыли, то добыть ее в Испании несложно – во многих частях страны дождь в межсезонье не редкость. Добавим к этому и то, что немало БТ-5 провоевали по полгода, а другие и того дольше. Так что интенсивный везеринг более чем оправдан.
   
   Непосредственно окраску я начал с грунта. Когда модель нафарширована смоляными и металлическими деталями это абсолютно необходимо. Я использовал грунтовку Валехо. В отличии от Тамиевской, которой я пользовался достаточно долго, грунтовка Валехо не воняет, легко разбавляется водой или спиртом и замечательно дуется через аэрограф. Кроме того пузырек намного удобней.
   
   Следующий этап – базовый слой. Для того чтобы его обыграть, я использовал технику цветовой модуляции. Готовые миксы выпустила АК интерактив, хотя по сути это один и тот же зеленый, смешанный в разных пропорциях с белым. Из 6-7 оттенков мне хватило 3-4. Общий принцип таков: задуваем всю модель в темно-зеленый. Потом берем более светлый оттенок и красим им так, чтоб затемнения оставались в углублениях. Последние высветления (белый с каплей зеленого) – на верхние участки. Вертикальные бронелисты я красил так, чтоб темный оттенок оставался внизу, а светлый – наверху. В процессе имеет смысл закрывать соседние детали масками, например из тамиевского скотча. Мелкие детали, такие как заклепки, петли итд я выделил кистью максимально светлым оттенком. В начале это выглядит аляповато, но в процессе контраст сглаживается и выделенные детали смотрятся органично.
   
 
   Полосы на башне я нанес с помощью аэрографа и тамиевского скотча, подкрасив кое-что кистью. Использовал акрил Lifecolor. Еще один этап «цветокоррекции» это тонкие слои цветного глянцевого лака. Я использовал оттенки желтого и зеленого. После этого я задул всю модель полу-глянцевым лаком Валехо. Полу-глянцевый лак дает гладкую поверхность, которая удобная при работе с маслом и пигментами. Но при этом он не дает излишнего блеска, который получается при использовании глянцевого лака.
   
   Некоторые детали были выделены маслом после того как лак подсох. После того как масло подсохло, я нанес несколько миговских фильтров желто-коричневых оттенков чтоб добавить глубины цвета. Следующий этап – смывка, которой я подчеркнул углубления. Перед тем как наносить ее, я обычно смачиваю модель уайт-спиритом чтоб смывка лучше растекалась. Здесь я использовал уайт-спирит Тиккурила без запаха и миговскую черную смывку. На цветной башне применял и коричневую смывку. Излишки удалялись кистью и ушными палочками, смоченными в уайт-спирите.
   
    Пришел черед сколов. Признаться, я не люблю их делать, т.к. это занимает много времени и нервов – все эти чертовы мелкие сколы по всей поверхности. Но результат того стоит! Когда делаешь сколы, то можно работать по площадям, а можно точечно. Там где имело смысл, я использовал кусок губки для мытья посуды. Обмакнув ее в краску, я убрал салфеткой излишки и потыкал в модель. Это несложно. В отличии от сколов, которые рисовал тонкой кистью. Они-то и отнимают время. Но только так можно получить хорошо контролируемый процесс и четко прорисовать, например, около люков. Наиболее эффектно смотрятся двухслойные сколы. Сам скол светло-зеленый, а в центре – металлик (смешанный с темно-серым) или коричневый для имитации ржавчины. Я использовал краску валехо, которая сохнет дольше тамии и дополнительно добавил валеховского ретардера чтоб еще сильнее замедлить высыхание. Царапины были нанесены кистью, торцом спонжа и простым карандашом. По граням прошелся графитом. Нанося сколы и потертости важно помнить, что они сосредоточены в определенных местах, например, около люков. Модель со сколами, равномерно распределенными по всей поверхности, смотрится неестественно.
   
   Легкие потеки от дождя и ржавчины я делал разными способами. Классические тонкие потеки от болтов/заклепок или ржавых сколов наносятся тонкой кистью. Для них я использовал масло коричневого и землистых оттенков. Также в качестве краски можно применять пигменты, смешанные с уайт-спиритом или МИГ фиксером до состояния густой кашицы. В процессе можно контролировать толщину и длину потеков кистью, смоченной в уайт-спирите. Масло и пигменты сохнут гораздо дольше акрила и есть масса времени чтоб поправить или стереть потеки. Если работать по площадям, то понадобится плоская кисть средней ширины. Краски – те же самые. Наносим точки маслом и/или пигментом по вкусу, затем вертикальными движениями растираем их кистью, смоченной в уайт-спирите. Не понравилось – можно все стереть и начать по-новой. Нанося потеки на этой модели, я использовал 4-5 разных оттенков пыли и ржавчины.
   
   Пыль на модель я наносил миговскими пигментами, использовав штук 5 разных оттенков. Где-то я наносил на сухую, где-то фиксировал уайт-спиритом. В углубления – смывкой из пигментов + уайт-спирита. Нанося пигменты главное не переборщить, не сделать так чтоб танк покрылся монотонным слоем пыли сверху донизу. Некоторые участки и углубления следует оставить совсем без пыли. При этом излишки пигмента можно удалять пальцем или сухой кистью средней жесткости. С полу-глянцевого покрытия излишки удаляются проще, чем с матового.
   Капли от пролитых ГСМ хорошо оживляют модель. Их уместно разместить поближе к МТО, вокруг люков доступа к бензобакам и двигателю. Также я сделал несколько потеков ГСМ на бортах и пятен на надгусеничных полках. Не надо делать их много, надо делать их смачно. Первую часть пятен я нанес с помощью жидкости MIG Wet & Damp Effects, которая похожа на глянцевый лак. Кистями 00, 0 и 2 я нанес маленькие и большие пятна. Далее я добавил к этой жидкости немного коричневого масла и уайт-спирита и продолжил процесс. Для того чтоб добавить еще 1 оттенок можно использовать черное масло. В процессе можно варьировать насыщенность и прозрачность пятен с помощью краски и уайт-спирита. Эффектно смотрятся полупрозрачные пятна на очень пыльном участке, а также перекрывающие друг друга пятна разной прозрачности. Вобщем процесс творческий, но главное не переборщить.
   
   Ходовая. При покраске и везеринге большинства моделей танков, я работаю с элементами подвески (катки, тележки, траки) отдельно и приклеиваю к корпусу только в самом конце. Такой подход позволяет более детально проработать каждую деталь и прокрасить все труднодоступные места.
   
   Для начала я покрыл пигментами все пространство ниже надгусеничных полок. Пигмент зафиксировал уайт-спиритом. Чтоб он высох быстрее можно положить модель на батарею. Вряд ли она расплавится. Еще быстрее можно высушить феном, но поток горячего воздуха подплавит пластик на раз-два, так что надо быть осторожней.
   
   После этого я нанес капли грязи. Саму грязь я смешивал из жидкостей АК интерактив, пигментов МИГ и гипса. Смешав ингредиенты до состояния кашицы, я взял старую зубную щетку и разбрызгал грязь. Первый оттенок грязи – более светлый – имитирует сухую грязь и покрывает бОльшую поверхность. Второй оттенок – влажная грязь. Его я мешал с использованием более темных пигментов и глянцевого лака. Нанес аналогично, поверх сухой грязи и далеко не везде. Кое-где добавил грязь старой кистью. Если в мокрой грязи было мало глянце его всегда можно добавить поверх брызгов тонкой кистью. Потеки рисовал глянцевым лаком и маслом. Если где-то переборщил с потеками или влажной грязью, можно покрыть участок сухим пигментом. Метод с зубной щеткой это работа по площадям, поэтому стои т замаскировать скотчем те участки, где грязь не нужна. Пара брызг на корпусе выше надгусеничных полок это фишка, а сотня это уже бага.
   
   Катки были обработаны аналогично, но грязь наносил осторожней чтоб не замазать все гайки, на которые потратил время и варьировал оттенки пыли-грязи на соседних катках. Также на них добавил радиальные потеки от ступиц и гаек. Большие катки дают простор для везеринга.
   Гусеницы были покрашены из аэрографа темно-коричневым акрилом. Затем я щедро обсыпал их пигментами с наружной стороны. После этого взял плоскую кисть, смоченную в уайт-спирите и вертикальными движениями растер пигмент на манер дождевых потеков. Такой подход уместен для почти плоских траков БТ, на которых нет развитых грунтозацепов а-ля Т-34. Беговая дорожка и выступающие элементы были покрашены металликом сухой кистью.
   
   Яркая деталь БТ-5 – цилиндрический глушитель – потребовал особого подхода. Перво-напрево я замаскировал скотчем все вокруг него. После этого покрасил коричневым акрилом в базу. Оттенки ржавчины были нанесены миговскими пигментами. Насухую. Если фиксировать уайт-сиритом, то ржавчина потеряет вид. К ржавчине я добавил светлый пыльный пигмент, который оказался очень в тему. Нагар был имитирован черным пигментом.
   
    Оптику я обычно оставляю на десерт. Фара была оснащена отражателем Эльф (вторая потеряла его в бою), стоп-сигнал и триплексы были покрашены цветными глянцевыми лаками. Чтоб оживить модель я добавил траву из сантехнического льна и цветные бумажные листья, которые задешево купил в дальневосточных интернет-магазинах.
   
   Различный скарб, возимый снаружи танков оживляет модель. Но если Шерман с горой сумок, канистр и ящиков это норма, то на БТ такого изобилия не встретить. На военных фото редко где видны скатки или бревна на надгусеничных полках. Поэтому я тоже решил быть скромнее. Слева разместил несколько веток с близлежащего кустарника и лопату из старых загашников и кинул цепочку RB model (ее отжег на огне и немного подржавил). Справа расположил смоляную гражданскую емкость с ГСМ. Добавление мелких деталей, выпадающих из цветовой гаммы модели, всегда оживляет. Последний штрих – пара стреляных гильз от сорокопятки (Миниарт) и ремешок из тамиевского скотча с травленой пряжкой.
   
   Сделать модель танка БТ-5 было непросто, но интересно как в плане постройки , так и покраски. Надеюсь, что вскоре появятся достойные наборы всех советских легких танков в пластике, не все ж производителям клепать панцерваффе-46!