САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ
Системный пейджер
Выбор темы
опубликовано 2011-12-07
другие работы автора  |  обсуждение  
СУ-85 выпуска августа-сентября 1943.
Dragon 1:35
Dmitrij Makuha
aka sotka
 просмотр фото в отдельном окне
 просмотр фото в режиме "lightbox"
 
(голосов: 0  оценка: 0.0)
Прототип взят из книги Василия Крысова «Батарея, огонь!». Лучшая жанра мемуаров о Великой Отечественной, из тех, что я прочитал.
НАЧАЛО.
    Воспоминания командира взвода 1454-го полка Василия Крысова:
    25 сентября 1943 года на станции Пушкино [под Москвой] получали новые СУ-85.
    Район Брусилова, Житомирской области, 19-20 ноября : «Нашу машину сильно тряхнуло со стуком внутри боевого отделения. [....]Когда прекратился обстрел, я выскочил из самоходки, огляделся и ахнул! На лобовой броне зияла пробоина! Мало того! Сбиты два запасных топливных бака, стакан антенны, бревно-самовытаскиватель, покорежен правый подкрылок! Сразу бросился в башню и сквозь задымление увидел неразорвавшуюся болванку.»
    Под Ястребенькой, 21-22 ноября 1943: «Принял решение сблизиться с вражескими танками и ударить им в левый фланг, по бортам. Задним ходом вывел машину из котлована и помчался вдоль деревьев и кустарников вперед [....] Как они [немцы], допустили это?! Я сам до сих пор удивляюсь! Допустили две самоходки! И мы начали их колошматить!.....Они нас не видят – у их наводчиков наблюдение [дымом] закрылось, а мы их силуэты видим, хотя в чистом поле стоим [....] Дистанция стрельбы была не более 300 метров. В бою уничножили восемь танков[....]. Самоходка была разбита до предела! Беспомощно стояла без правой гусеницы, без ленивца и балансира, без переднего опорного катка....Помчался за траками, которые мы перетаскивали с подбитой тридцатьчетверки в двухстах метрах от нас. Оттуда же перетащили каток, балансир и ленивец»
    «В Левоновке [примерно середина декабря 1943 года] мы получили от маршевых батарей, прибывавших на фронт, новые самоходки СУ-85. Жалко нам было расставаться со старой самоходкой [....]. Не хватало нам на новой машине восьми красных звезд за каждый уничтоженный тигр, и еще не было на ней боевых шрамов – заваренных пробоин, выбитых рикошетом полос и вмятин. Оказавшись в тылу километрах в 20 от фронта [....] занимались боевой учебой, красили самоходки в белый цвет. [....] 31 декабря, в мой день рожденья, под Коростышевом на Житомирщине моя самоходка сгорела и я был ранен. Очнулся я только в госпитале...»
   

Украина, декабрь 1943. Машина в белом камуфляже, четыре болта в торце подвижной бронировки орудия.

Десна, осень 1943 года.

Дорога на Ригу, октябрь 1944. Хорошо видны три катка с ва.

В прицеле Пантера.

ВЫБОР ПРОТОТИПА.
Машина находилась (находится) в качестве памятника на одном из Тбилисских кладбищ.
   Сразу оговорюсь: на самоходку Василия Крысова не претендую, сделаю одну из 1454-го полка, уцелевших к декабрю 1943 года (кто решит делать именно ее, поищите у авиаторов красные звездочки на борт). Получается машина выпуска с конца августа до середины сентября 1943 года – среди первых 100-150-ти машин. Ранние длинные поручни, башенка с допбронированием и округлая носовая балка, отверстия для стрельбы из личного оружия с козырьком, 4 болта на бронировке орудия, без запасных траков на лобовой броне. Затем откопал в сети фото из Грузии с ранним СУ на катках с ва, которые уж очень захотелось поставить (судя по фото, катки с ва встречались даже на самоходке осенью 44-го). Белый камуфляж и, возможно, красные номера – на период конеца ноября- начала декабря 1943 (на фото этого периода боев в районе Киева уже есть снег и техника в белом камуфляже).
   Таблица выпуска СУ-85 в 1943 году (так понимаю, что июльские – это прототипы, см.далее п.36 описания. На вооружение поставлена 7 августа 1943 года):
   июль - 4
   август - 100
   сентябрь - 152
   октябрь - 162
   ноябрь - 166
   декабрь - 177
   всего за 1943 - 761
   
   
МОДЕЛЬ.
    1. Основа – новая драгоновская СУ-85М (можно брать и СУ-100) кат. номер 6415.
   2. В качестве донора – моя самая первая модель – СУ-85 от тамии (использую доработанные бронировки орудия, двустворчатый люк, бронировки наблюдательных приборов и бронировку отверстия для стрельбы на ВЛД).
   3. Катки с ва от Т-34 Тамии кат. номер 35059
   4. Катки с перфорацией и бронировка панорамы от АФВ-шной тридцатьчетверки AF35S51
   5. Травление от Aber для Тамии полки - 35140, основной набор - 35139
   6. Траки половинчатые Мастерклуб 135024W
   7. Ствол Aber
   8. Трубки латунные Griffon, трос стальной Aber, болты разные Мастерклуб, топливный бак Aber из запасов, листовой полистирол разной толщины
ПОСТРОЙКА.
    1. Подвижная бронировка наращивается только с боков, остальные габаритные размеры (высота и глубина – проверил по чертежу сечения) в норме. Затем стачиваю наружный диаметр кольца до нужного размера и вырезаю отверстие под ствол. Срезаю лишнее с бронировки вокруг кольца, сверяясь с фотографией. Ствол устанавливается эксцентрически, поэтому отверстие под него приходится вырезать большего диаметра, чем нужно и пустое пространство заполнить шпатлевкой (рис.1а, 1б). Аберовский ствол, поскольку делался под Тамиевскую модель, тоже потребовалось сточить в основании до диаметра 6.3мм. Позже добавил кольцо-шайбу и конические болты (см. ниже п.36).
    2.Неподвижная бронировка орудия: На самом деле описывать сложнее, чем делать. Нужно получить правильные габаритные размеры. Для этого деталь разрезается по середине вдоль, вклеиваются вставки. Затем так же поперек. Затем двухкомпонентной автошпатлевкой по фотографии вывожу нужную форму. Делается в несколько заходов, благо автошпаклевка сохнет минут 20, шлифуется-режется легко, так что весь процесс можно закончить за пару часов. Подправил также форму серповидного выреза под подвижную бронировку. Накладную деталь в форме серпа вырезал из пластика. Болты буду использовать мастерклубовские (рис. 1а)
    3.Разделку корпуса надо провести так, чтобы минимально ослабить жесткую конструкцию – так будет легче потом стыковать элементы корпуса рубки. Делаю это, чтобы не корпус не повело. Потому полки и большую часть крыши пока не трогаю. Пропил на крыши надо сделать точно по размерам, следующие пропилы по бортам можно сделать от крыши вертикально вниз, они все равно потом закроются накладными бортами рубки.Первый пропил по крыше по линии 1, затем по бортам с двух сторон по линиям 2 (рис.2)
   

рис.1а

рис.1б В моем варианте будет четыре конических болта, а не шесть, как на поздних модификациях. Обмеры Бориса Жулина.

рис.2 и 2а. Приклеил боковины. На рис.2а видны накладная боковина (1) и корпус (2)

 
    4.Лобовую деталь рубки нарастил с боков и сверху. Верхняя кромка листа углом выступает над линией крыши рубки (рис. 6). Заодно можно заделать углубления под фиксаторы буксировочных крюков, поскольку на эти места ставятся травленые детали. Также нужно переделать 3 пробки-заглушки – убрать канавку по периметру (рис.5).
    5. В задней стенке рубки с внутренней стороны отметил линию излома, затем прошел по ней скрайбером. Это позволит обойтись без распиливания и последующей стыковки детали (рис.4)
    6. ВЛД: Просверлил три отверстия диаметром 2.5 мм и из литника сделал заглушки, затем на них приклеил четырехгранник под ключ (позже уменишил их размеры). Установил бронировку отверстия порта для стрельбы. Бронировку сделал из тамиевской, добавив по бокам пластик 0.25мм. Затем просверлил отверстие под бронезаглушку (рис.3).
    7. Примеряю заглушки на место. На верхней кломки ВЛД виден вырез под люк. Параллельно между делом ковыряю (иначе не скажешь) выщербины на поверхности катанной брони. Делаю это модельным ножом и зубоврачебным «штихелем». Тут важно не увлечься и не переборщить, потому чередую это в процессе сборки (рис.3а).
   

ри.3, 3а

рис.4

рис.5, 5а

рис.6

    8.По фотографии и чертежу сделал болванку, повторяющую изгиб вставки под люк в лобовом листе. Затем болванку обклеил тремя слоями пластика 0.5+0.5+0.25 (в сумме получил масштабные 45мм) стянул скотчем и оставил сохнуть. Затем сошлифовал под нужным углом. Многослойный проклееный пластик после высыхания практически точно сохранил заданную форму. При установке на место пришлось только слегка подкорректировать ширину (немного сжать по форме люка) (рис.5а).
    9. Собираю любимые обьемные решетки надмоторной плиты . Поскольку набор для Тамии, контур боковых решеток оказался коротковат. Чтобы компенсировать недостающую длину, сделал по две вставки в каждой решетке (рис.7).
    10. По сделанному ранее примерочному шаблону выпилил крышу. Стыки пришлось изрядно пошпатлевать. Передний люк от Тамии, геометрия немного поправлена плюс сделал вставку в слишком широкий зазор между двумя половинками. Задний люк Драгоновский, с коррекцией по размерам (рис.7).
    11. Устанавливаю лобовую деталь. Предварительно в ней установлены заглушки.
    12. После грунтовки черным цветом устанавливаю детали на корпус. Затем соединяю верх и низ корпуса. После этого можно отпиливать родные пластмассовые полки – они свое дело сделали (соединяли рубку с задней частью - теперь это делает ванна корпуса) (рис.8) Установлены уголки. Предварительно на них снял фаску, чтобы было легче «обваривать» тянутым литником (рис.8).
    13. Решил воспроизвести сильноизношенную грузошину. Установлю ее второй с носа по левому борту. Протектор сточил, местами до высверленых сквозных отверстий. Позднее выяснил, что высверливать все отверстия не имеет смысла, поскольку на модели на просвет они не просматриваются (рис.9).
    14. Носовую балку сточил до раннего варианта, приклеил торцы и установил на место. До монтажа полок нужно закончить с ВЛД – сделать закругленный вырез в районе ходовой, а также сделать стыковку с бортовыми листами ванны корпуса. Если передние крылья не устанавливать эти детали окажутся на видном месте (рис.10).

рис.7 Голубым отметил часть, которую забыл перенести

рис.8

рис.9

рис.10 Видно, что нужно подравнять среднюю часть.

    15. Башенку от Тамии пришлось уменьшить. Положение кольца под установку прибора наблюдения менять не нужно, поэтому переделка очень простая. Сделал пропил вдоль, затем половинки склеил, приведя габаритный размер к нужному. Потом то же поперек. Затем сточил деталь по высоте. Деталь штампованная, фактура не нужна, швы просто зашпатлевал (рис.11).
    16. Поскольку полки от Абера предназначены под Тамию, у которой корпус с рубкой стыкуется ступенчато, их нужно переделать. Отрезал от задней части полки лишнее, затем припаял под углом полоску (крепеж к борту рубки). Получилась полка без ступеньки по середине. Задние брызговики придется соответственно заузить. Если отрезать от носовой части, полка получится слишком широкой - не будет стыковаться с передним крылом и будет слишком сильно выступать за ленту гусеницы по всей длине. К слову я так и сделал вначале на правой стороне и ее пришлось перепаивать заново (рис.12).
    17. К полке припаял поперечные вставки, они очень кстати скрепляют конструкцию и придают ей прочности. Вставки немного сточил по высоте. Затем припаял крепежи ремней из проволоки (пайка намного прочнее клеенногосоединения, запасные траки или трос будут держатся надежно). Также просверлил два отверстия, через которые дополнительно зафиксирую полку к корпусу отрезками проволоки. После эти места зачищу надфилем и они не будут заметны. Подобный способ крепежа позволяет без опаски брать модель при дальнейших манипуляциях за полки (рис.12).
    18. Устанавливаю кормовой лист. Удаляю уголок крепления брызговиков (замена на травленые детали), кроме того нужно срезать лишнее по линии стыковки кормового листа с днищами ниш (остатки пластиковых полок и их крепления к корпусу). На фото видны форма законцовки (С) и расположение бокового листа корпуса относительно днища ниш (В), форма уголка боковых листов ванны корпуса (А) http://www.dishmodels.ru/wshow.htm?np=1&p=864 (рис.13).
    19. Из сегментов надмоторной решетки делаю окантовку смотровой щели в задней стенке рубки, шпатлевкой вокруг имитирую сварку.
    20. Крылья спаяны, крепить их буду дополнительно штифтами из проволоки, как и полки. Крылья, как и задние брызговики, по месту установлю в самом конце сборки, иначе в процессе за них постоянно буду цепляться.
    21. Отверстие для стрельбы из личного оружия по правому борту на чертеже показано неверно, оно располагается ближе к носу и ниже поручня. На фото также видны вырезы под болты на бронировках выхлопов. Окантовку-козырьки склеил из двух слоев пластика по 0.25 вокруг сверла соответствующего диаметра по тому же принципу, что описан в п.8. Затем сточил под тем же углом к вертиткли, что и соответствующий борт корпуса, приклеил и подрезал по месту (рис.14).

рис.11 На люке пространство между створками уменьшу вставкой из пластика.

рис.12 Красным отметил нужную линию изгиба в кормовой части полок.

рис.13

рис.14

    22.Решил переделать крышку МТО. Срезал все петли, сточил деталь по высоте, укоротил со стороны «корыта». После обклеил пивной жестью и вырезал проем под сетку (жесть лучше шлифануть, так как на покрашеной клей сохнет дольше). В результате во-первых получаю реальную толщину торцов, во-вторых корректирую длину (по многим фото, например с http://legion-afv.narod.ru/T-34-76.html видно, что крышка часто залезает на ВКД – рис.15) и убираю ненужный вырез под бронировки проводки устройства дымопуска. Сетку использовал из Эдуардовского набора к СУ-100. В наборе Абера сетки не было, а изкоробочная, которую я установил вначале, крупная и плоская, с широкими толстыми полосками окантовки-перемычек. В этом новый набор травленки в комплекте почему-то хуже, чем в наборе к сотке.
    23. Бронировки выхлопов переделал по фото (рис.16). С первого захода на весу проксоном проточки получились криво-косо – сам виноват, на «кошках» надо сначала! Пробовать удобно на куске литника с площадками под номера - в профиль похоже на бронировку. Итак заново и не торопясь: пластиком наращиваю бока. Затем надфилем формирую плавный переход, шов шпатлюю. Проточки делаю тоже надфилем (расстояние от открытого края до центров 2.0 и 5.5 мм). Затем вклеиваю кусочки пластика. Да, еще надо сделать углубления под оставшиеся болты 1.25мм сверлом. Сами болты - 0.8 от Мастерклуба. Специально для этой работы купил конический круглый надфиль хорошего качества. Только тогда дело пошло. Труба выхлопа скручена из травленки и спаяна, загиб получился меньше, чем надо, зато толщина стенки как хотел (рис.17).
    24. Прикинул какое использовать ведущее. АФВ-шное и Тамия мимо. Переделываю драгоновское, сточив Проксоном и стамеской лишнее. Корончатые гайки с шайбой диаметром 1.2 от Мастерклуба. Плавные переходы наростил шпатлевкой Dissolved putty. Обод немного сточил по толщине. Чтобы не заморачиваться можно взять готовые ведущие от одного из Драгоновских 34-шных наборов (например формочка 6487 или 6564 с командирской башенкой). Правда плавные переходы им тоже не мешает добавить и мастерклубовские гайки сделаны лучше (рис.18).
    25. Петли люков на крыше рубки аберовские: спаиваю половинки, обрезаю травленую «сварку», немного уменьшаю по высоте, обтачиваю углы, монтирую и добавляю сварку из шпатлевки.
   

рис.15

рис.16

рис.17 На верхней левой вставке надфиль, которым делал проточки.

рис.18

    26. Бронировки приборов наблюдения. Линза из си-ди диска, фронтальную окантовку (только эта часть видна) вырезаю из аберовских приборов и приклеиваю. Чтобы прочнее и точнее установить вырезаю прямоугольные отверстия в крыше. Потом сверху сама бронировка и сварочные швы. Фронтальная бронировка по задумке сорвана (рис.19).
    27. Траки от Мастерклуба рассверливаю сверлом на 0.6, укорачиваю полупальцы, и немного подшлифовываю половинчатый трак с краев, чтобы лента была подвижной и не топорщилась. Траки собираю на суперклее. Всего получилось по 72 трака сторону. При сборке забыл про направленность траков (рисунок рабочей поверхности несимметричный) и не сразу учел положение шляпки пальца, так что собраны они вразнобой.
    28. У катков от тамии ножом сточил ребра усиления и обод, уменьшив их толщину. Крышки драгоновские. Под неродные катки подогнал диаметры осей балансиров (рис. 20).
    29. Сделал танковую печку (ее фото ниже, в покрашенном виде). Для деталировки использовал неиспользованную травленку из других наборов. Для ее крепления на корме поставил бонки из латунной миллиметровой трубки (рис.21).
    30. Люк мехвода - изменил фактуру, добавил следы срезов, переделал места приварки внутренней части люка, удлинил реснички и сузил выемку под них (рис. 22).

рис.19

рис.20

рис.21

рис.22

    31. Поручни раннего типа. Кронштейны делал так: спаял двухслойную заготовку из полосок травленки по высоте, равной будующим кронштейнам. Далее сверлю одно отверстие в заготовке – окусываю. Надфилем делаю закругленные края. Припаиваю проволоку-якорь д.0.4 и стержень поручня из проволоки 0.8 (впоследствие переделал на 0.6). Кронштейны поручня расположены несколько иначе, чем показано на чертеже (рис.23, 24).
    32. Допброня на башенке из пластика 0.5 (рис 25). На фронтальной полоске показал попадание снаряда. Обнаружил, что забыл переставить люк на кормовом листе и на крыше соответственно (рис.26). Хорошо, что заметил не после покраски! Переставил его на место. Крыша рубки скроена из кусков, вся шпатлевана-перешпатлевана... Грунтовка, если что, проявит огрехи.

рис.23

рис.24 По левому борту вместо баков будет дополнительный поручень.

рис.25 На нижней фото, похоже, рым в форме клыка.

рис.26

    33. Спаял кронштейны запасных баков. Кронштейнов будет на два бака плюс поручень. Вырезы под установку кронштейнов на новых местах по чертежу сделал сверлом. Бак спаян из дополнительного аберовского набора, затем немного помят (рис.27).
    34. Фиксаторы троса спаяны (позднее пластиком добавлена толщина лапки). Установлены болты на неподвижной бронировке, верхние поставил гайкой наружу; С-образная накладка в нижней части из 0.25мм пластика.. Буква «С» из травленых обрезков (рис.28).

рис.27

рис.28

Поручни еще не переделаны, торсион люка будет снят. Траки по 72 штуки на сторону.

Болты на бронировке стоят гайкой наружу.

ПЕРЕДЕЛКИ.
    35. После обсуждения на форуме добавил палец в торец петли люка мехвода; переделал литеру С; изменил место приварки кронштейна антенны; переделал с-образные петли на полках и корпусе; уменьшил головку заглушек под ключ на лобовом листе; добавил обьема фиксаторам троса; уменьшил диаметр всех бронезаглушек (а вклеены они были прочно, черт побери!!!); сделал новый комплект поручней, использовав проволоку 0.6 вместо 0.8 и переставив кронштейны; переставил некоторые болты на верхней кромке неподвижной бронировки орудия; убрал торсионы с крыши - машина «ранняя» (рис.28, 29).
    36. С мая по июль 1943 было изготовленно четыре опытные машины – прототипа СУ-85 (рис. 30). Из них три СУ-85 (1,2,4) и СУ-122-3. На последней на фото четко виден рым на неподвижной бронировке, по форме схожий с аналогичным на СУ-152. Эти детали различимы и на фото у серийных СУ-85 (рис.31, 32). Поставил плоские рымы, как на КВ, переделал драгоновской от ИСУ-152. На подвижной бронировке добавил кольцо-шайбу в торец. Шайбу вырезал-выточил из неиспользованного травленого переднего крыла тридцатьчетверки. Болты пришлось заново переставлять (рис.28, 29).

рис.29 На допброне башенки след от скользящего попадания снаряда.

рис.30

рис.31 Отверстие для стрельбы над поручнем.

рис.32 Отверстие для стрельбы под поручнем, рым на бронировке в форме клыка.

МЕЛОЧИ.
    37. Стакан антенны из латунной трубки, кронштейн из проволоки припаян, пружина антенны навита из проволоки 0.2 вокруг латунной трубки д.0.5. Нижней части стакана постарался придать характерную выпуклую форму, затем просверлил отверстия и поставил бронковские барашки (они обьемные и выглядят лучше травленых).
    38. Ну и остатки: ящик на правую полку, стальной трос, скобы из проволоки, аберовские петли с обрезанной «сварной» окантовкой (сварка из шпатлевки), запасные траки, пила с креплением, трос, запасные траки.
    39. Из дополнительных деталей будут, печка, брезент, шпала в качестве бревна-самовытаскивателя. Размеры шпалы взял из сети.
ПОКРАСКА.
    40. Грунт тамиевский из баллончика в два слоя, третий надул аэрографом в труднодоступных местах. Траки задул грунтовкой из баллона из строймагазина. Базовый цвет - смесь тамиевских XF-4,5,11,55,58+X-22 соотношение 0,2:0,2:0,6:0,5:0,6+0,6. Добавление лака дает более гладкую поверхность. Растворитель до 4мл – итого хватит на три слоя плюс подкрасить огрехи (рис.35). Траки смесью тамиевской XF-1,10 без добавления лака (тамиевская краска ложится слегка шероховато, для траков это самое то).
    41. Через самодельные трафареты нанес номера. После наклейки пленки задул лак для волос, потом смесь XF-55, 2 (чтобы выделить номер на фоне белого камуфляжа). Затем стер нанесенные цифры, получился еле видный старый номер. Лак пробовал разный. В общем могу сказать, что дешевый не подходит. Ложится слишком толстым слоем, остается невысохшим, вязким (рис.36).
    42. С помощью лака для волос в три захода с промежутком в сутки наношу белый камуфляж. Принцип простой – не перестараться, белый наносить тонким слоем и не пытаться нанести все за один раз. Чем больше слоев, тем живее получится камуфляж (рис.37-40).
    43. Смесью красного и белого нанес текущие номера, технология та же, что описана выше. Сначала сделал пробную окраску неразведенным красным – показалось слишком ярко (рис.41).
    44. Трос и печка окрашены в базовый коричневый. Затем после лака пойдет черный, более яркие пятна ржавчины - масло, пигменты. Блеск металла покажу простым карандашом (рис.42).
    45. На этом все! Остальная часть - смывки, тонировки, загрязнение, ржавчина, потеки масла и прочее - как обычно )

рис.35 Базовый цвет

рис.36 Первые номера, стерты

рис.37 Первый слой белого по лаку

рис.38 Первый слой ободран

рис.39 Второй слой ободран

рис.40 Третий слой ободран

рис.41 Окончательные номера

рис.42 Танковая печка и запасные траки в базовой окраске. Стакан антенны тоже покрашен и закамуфлирован белым.

Чертеж шпалы, подкладки и костыля с размерами.

Макет наложения номеров.

   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    В статье попробовал описать процесс переделки сотки в восемдесятпятку, а также подробнее остановился на технике применения лака для волос при многослойной окраске. Некоторые детали для кого-то могут оказаться полезными. Существенно упростила задачу недавняя постройка СУ-100, поскольку заранее понимал, как делать те или иные элементы и представлял общий ход работ.
    Спасибо Андрею ака Carrey и его станку за помощь в доделке ствола. Спасибо участникам форума за замеченные недочеты, которые я постарался исправить. Отдельное спасибо Олегу Рожкову за консультации, дельные советы, схемы, чертежи и помощь в вопросах матчасти, в том числе за находку таких интересных деталей, как необычный рым и «шайбу» бронировки орудия.
    Начал 25 марта, до комуфляжа дошел к концу ноября 2011.
    Мой блог: http://sotka100.blogspot.com/
   
   
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ.

Самоходная установка СУ-85, Военная летопись

Неизвестный Т-34

Concord #7011

T-34 Снизу доверху ч.1, Фронтовая иллюстрация

    а также:
    http://legion-afv.narod.ru/T-34-76.html
    http://makettinfo.hu/index.php?jobb=fotok/szu-122_muszaki_takacs/index.htm&&hash=
    http://serkoff.narod.ru/indexQ4.html
    http://www.dishmodels.ru/wlk_main.htm?ss=R
    Диш форум
    google